Согласитесь, в душе каждый из нас именно так и рассуждает. Нет, конечно, мы делаем поправку на погоду, на освещенность, на фотоаппарат (в смысле, модель чтобы понавороченней была, чтобы функций побольше; ведь если много функций, он же сам за нас соображает, практически — вместо нас!).
Но возражу словами из известного фильма: «…да и это, пожалуй, не главное. Тут важна… комбинаторность!» Ведь посмотрите, как мы снимаем! Выбрав какую-то композицию (природную, архитектурную) вместо фона, мы, радуясь, как дети, зачастую редко представляем себе, как на этом фоне будет смотреться конкретный человек.
Я имею в виду и цветовую гамму (чтобы платье или рубашка не сливались со стеной), и саму композицию. Далеко не всегда фон сочетается с передним планом! Сама по себе девушка в легком летнем платье чаще всего на фотографии смотрится хорошо. Но та же самая девушка и в том же платье, но на фоне памятника жертвам репрессий смотрится несколько нелепо. Об этом, конечно, многие могут спорить, но тут, скорее, речь идет о какой-то внутренней культуре.
Другой пример. Сама по себе фотография свалки еще ни о чем особенном не говорит. Может, вы хотели запечатлеть какое-нибудь вопиющее безобразие! Почему бы нет? Но если вы сами позируете на фоне той же свалки, то это может навести на странные мысли. (Например: не вы ли это всё устроили?) Примеры можно продолжить…
Если за спиной вашего друга или подруги находится столб, узор на здании, просто дерево, наконец, то при фотографировании это может превратиться в некое «украшение» на голове вашей жертвы. Вряд ли он (она) этому обрадуется. Не забывайте, пожалуйста, что снимок все равно будет плоским, как бы мы не старались, поэтому очень важно, чтобы некоторые детали фона не превращались (на снимке) в детали человека. Понятие перспективы еще никто не отменял, а кроме видимого уменьшения более удаленных объектов надо помнить и о том, что сами объекты при этом располагаются один за другим при перенесении их изображения на плоскость. Практически накладываются друг на друга.
Возможно, очень многим довольно сложно представить, что попадет на фото из окружающего, а что нет. Воспользуйтесь старым приемом. Просто сложите из пальцев рамочку и посмотрите через нее на предполагаемый объект съемки. Понравилось то, что увидели? Тогда переходите непосредственно к съемке. Если же в рамке есть что-то лишнее, то, возможно, достаточно всего лишь слегка переместиться в сторону.
Что касается рамки, то с ней связан еще один интересный эффект. Во времена пленочной фотографии это было не так заметно, с появлением же цифровой все усложнилось. Речь идет о яркости и контрастности. Матрица, на которую проецируется изображение в цифровом фотоаппарате, очень сильно отличается от фотоэмульсии на пленке. Начиная от самих процессов получения изображения и заканчивая способами передачи этого изображения как на матрицу, так и дальше — на фотоотпечаток.
Новомодное слово «центровзвешенный» у новоявленных фотографов вызывает ступор, поэтому постараюсь объяснить его на простых примерах.
В тот момент, когда вы заглядываете в окошко (или на экранчик) фотоаппарата, обратите внимание на то, какую часть от всего кадра занимает то, что собственно вы снимаете. Объект, как правило, должен занимать никак не менее двух третей всей площади. Только в этом случае можно сказать, что вы снимаете именно то, что получается на фото.
Сегодня развелось столько художников со своим видением мира… Для них кадры типа «я на фоне…» — обычное явление. Так вот, фон фону — рознь! Если он слишком ярок, то это испортит весь кадр. Навороченные «мозги» фотоаппарата слегка затенят снимок. Но если для яркого неба (например) легкое затенение пройдет незаметно, то для других объектов это грозит тем, что на снимке вы увидите только темный силуэт.
Напоследок еще одна деталь цифрового фотографирования. В принципе, я знаком с нею давно, но особенно резанула она совсем недавно, в августе. Просто решил сфотографировать вечернюю Москву. Летом здесь всегда полно приезжих, и каждый пытается на память получить какой-нибудь эффектный снимок. На Охотном ряду народу всегда много. Вечером не становится меньше. Наверное, даже наоборот.
Итак, к девяти начинает потихоньку темнеть. Включается ночная подсветка зданий. Что и говорить — красиво! И вот толпа новоявленных фотохудожников начинает щелкать фотокамерами и сотовыми. Собственно, и я за этим пришел. Вот только у многих присутствует одна и та же ошибка. При съемке удаленных объектов ночью и вечером вспышку надо отключать!
Дело в том, что у многих на аппаратах выставлен автоматический режим. При этом в темноте вспышка — обычное дело. Беда только в том, что выдержка и диафрагма у аппарата рассчитаны на то, что вспышка обязательно осветит объект, и все будет в порядке. Но вспышка для этого очень слаба и, естественно, не может этого сделать. Снимок получается ужасным. И краски не те, и четкость, и яркость. Одним словом — брак. А вот при отключенной вспышке аппарат сам подбирает нужные параметры.
Тут, правда, есть еще и другая проблема. Нужна опора (лучше — штатив) для фотоаппарата. В противном случае все размазывается. Кстати, людей так фотографировать не получится, только неподвижные объекты.
Ну вот, опять не получается рассказать обо всем. Наверное, придется продолжить. Но это уж в следующий раз…
всегда полно приезжих...народу всегда полно - нехорошо повторяться.
Наверное, даже, наоборот. - многовато запятых, имхо.
Довольно здравые советы, новичкам очень понадобятся.
на фоне памятника жертвам репрессий
Я, например, не фотографирую могилы, надгробия, скорбные памятники (даже старинные или очень красивые). Это не суеверие, это просто уважение.
Кстати, людей так фотографировать не получится, только неподвижные объекты.
Иногда довольно интересно получать "смазы" такого рода, они "дышат", видна динамика, чего нет на плоском снимке. Но тут другой уровень фотографа нужен.
0 Ответить
Очень полезные советы, особенно по цифровому фотографированию +5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересная статья. Мне еще учиться, да учиться.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Всем нам еще учиться и учиться. Это ведь дело такое - абсолютно ученых не бывает.
0 Ответить
Только что приехали из музея фотографии в Серпухове - дома-музея Ник. Андреева. Точнее это называется Центр фотографической культуры им. Н.П. Андреева.
В 1992 и 1997 гг. Центр провел два Всероссийских фестиваля пикториальной фотографии, и там ещё ожидается много интересного. Очень хорош дядечка - научный сотрудник, бывший режиссёр, очень живо рассказывает о старинных фотиках, которых там много, но можно ещё присылать.
Это просто к сведению, по свежим впечатлениям.
0 Ответить
Спасибо!
Жалко Серпухов далеко.
0 Ответить
Очень интересно, 5! кое-что взяла себе на заметку!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я до поры до времени считала себя человеком, который не може просто получаться на фотографиях...
но потом меня сфотографировал профессионал... Вот так и умение.
0 Ответить
Полезная статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, земляк! Будем знать!
0 Ответить
Спасибо.
Заходите, если что.
0 Ответить
Очень люблю фотографировать(ся), поэтому эти советы возьму на заметку!
0 Ответить
Интересная статья. Воспользуюсь рекомендациями. 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лучший фотоаппарат - не тот, который сам всё делает, а тот, который даёт больше возможностей фотографу.
0 Ответить
С одной стороны -да, но могу привести очень много примеров, когда этих функций желательно поменьше! Большая часть "фотографов" даже не знает на что способен их фотоаппарат!
0 Ответить
Да, каждому - свой фотоаппарат.
0 Ответить
Оченб познавательно! Стоит прислушаться к данным советам.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да фотографировать тяжело. Это ощущаесь даже тогда, когда из 1000 фотографий выбираешь всего одну-две.
Оценка статьи: 5
0 Ответить