Елена Гвозденко Грандмастер

Раннее развитие ребёнка. Нужно ли развивать фонематический слух?

Как подготовить ребёнка к школе? Что такое фонематический слух и как он влияет на успеваемость и развитие? Чем страшна фонематическая глухота и как самостоятельно организовать занятия с малышом, да и вообще — стоит ли?

Фото: Depositphotos

Мы часто сетуем на снижение уровня образования, справедливо сетуем. Но что стоит за нашими претензиями? Желание делегировать ответственность или всё же желание помочь своему ребёнку? Даже ответственным родителям трудно сориентироваться в потоке псевдопедагогической литературы, в самом смысле обучения.

Удивительно, но при доступности материала, при таком количестве различных методик речевые навыки детей снижаются, всё больше детей с логопедическими проблемами, дислалией, дислексией, дисграфией. Страшные термины? Намеренно ввела их в текст статьи, чтобы развенчать родительский ужас перед специфическими понятиями.

Дис — недостаток чего-либо. Дислалия — нарушение произношения при отсутствии физиологических нарушений, дислексия — нарушение способности обучению навыкам чтения и письма при сохраненной способности к обучению (т.е. опять-таки речь идет о физиологическом здоровье). Дисграфия, соответственно, неспособность к письму.

Так почему столько детей столкнулось с этими проблемами?

Давайте вместе перенесемся в наше далекое детство. Вспомните мир неспешных сказок, тихих дворов, редких автомобилей, уютных вечеров с близкими, мир без гаджетов, реклам, мир погружения.

Раннее развитие ребёнка. Нужно ли развивать фонематический слух?
Фото: Depositphotos

Сколько звуков сейчас окружает малыша с самого рождения, сколько динамично сменяющихся шумов выделяет его слух. Физиология современного младенца работает на пределе сил, вычленяя, отождествляя звуки в соблазнах постоянного переключения слухового внимания.

Между тем уже на 3−4 неделе жизни у ребёнка появляется сосредоточение не только на сильных звуках, но и на речи взрослого. К 5 месяцам ребёнок узнаёт голос близких, различает интонацию. С 6−7 месяцев появляются лепетные слоги, которые к году соединятся в простые слова. К 2 годам ребёнок изъясняется предложениями, состоящими из 2−3 слов. В лексиконе появляются прилагательные, местоимения. Речь становится активным коммуникативным инструментом. Считается, что именно тогда фонематический слух уже сформирован.

  • Так что же такое фонематический слух? Это способность слышать, различать речь, основные структурные единицы — фонемы.

С 3 до 5 лет идет формирование фонематического восприятия. Это время, когда происходит дифференциация звуков из речи, время воспроизведения услышанного. К этому периоду должно сформироваться правильное звукопроизношение.

Раннее развитие ребёнка. Нужно ли развивать фонематический слух?
Фото: Depositphotos

«Пеемоориикаке…» Сейчас я пыталась, разумеется несколько утрировано, воспроизвести то, как слышит ребенок с нарушениями фонематического слуха. Усложним. «Кремабокадоаваскооло?» Это математическая задача, которая требует действия. Представьте, как страдают мыслительные операции при плохом речевом слухе, а это значит, что и мышление ребёнка формируется с задержкой.

Так как же помочь своему малышу? Перейдём от теории к практике.

Важно научить ребёнка слушать неречевые звуки, основу формирования фонематического слуха. Для этого как можно чаще слушаем тишину. Соревнуемся, кто больше услышал посторонних звуков: скрип двери, разговор соседей за стеной, шум автомобиля, звук льющейся воды и т. д.

Множество игр на определение звуков с завязанными глазами. Сделайте простое пособие, наполнив баночки различными крупами, галькой, металлическими гвоздиками, болтами. Отгадываем, что звенит. Стараемся выделить глухой и звонкий звук. Слушаем, какие звуки издают различные материалы при постукивании: кастрюля, стекло, дерево.

Раннее развитие ребёнка. Нужно ли развивать фонематический слух?
Фото: Depositphotos

Выделяем звуки на прогулке, вычленяя из общего шума. Слушаем, как скрипит ветка, как звучат шаги на льду, по снегу, асфальту, грунту. Подбираем определения: глухо, звонко, тихо, мягко и т. д.

Прослушиваем звуковые файлы (пение птиц, звуки животных, природных явлений). Придумываем сказку к звуковому файлу.

Игры для формирования речевого слуха:

  • Хлопаем в ладоши на определенном звуке. По аналогии берем из вазочки 1 ягодку, конфетку, проч. при звуке «З». Ошибаемся — возвращаем в вазочку. Важно, что звуки, которые определяем, должны звучать четко, без оглушения и озвончения, гласные — в ударном положении, безударные проговариваем четко.
  • Различные варианты игры в «города»: придумать имена, начинающиеся на «н», животных на «с», растения на «к» и т. д. Усложняем. Имена с последней «а», любые предметы, название которых оканчивается на «ш».
  • Игра «где живет» — найти место звука в слове. Например, шуба, корешок, мышь.
  • Игра-бродилка «найди клад». На этапе, пока ребенок не учится читать, дается задание найти спрятанное в предмете, у которого в названии в середине «з» (помним, что на данном этапе звуки должны быть в четкой позиции, в данном случае — перед гласной). Не забываем положить сюрприз в вазу. В следующий раз прячем в диван и предлагаем ребенку отыскать место, которое звучит: д-и-в-а-н (позвуковое произношение, без слияний, именно так как слышим). Ребенку, обучающемуся чтению, можно организовать большую ролевую игру поиска сокровищ, когда каждое следующее задание прячется в заветных местах.
Раннее развитие ребёнка. Нужно ли развивать фонематический слух?
Фото: Depositphotos

Обратите внимание на разделение речи на предложения, предложения — на слоги. Определяем хлопками конец предложения (слоги). Составляем предложения по картинке с заданным количеством слов. Используем картинки для поиска слов с заданным звуком, с определенным количеством слогов и т. д.

Знакомим со звучанием глухих и звонких, мягких и твердых.

Проводим тестирование. Дети с хорошо развитым фонематическим слухом легко различают парные звонкие-глухие (га-ка, са-за и т. д.), мягкие-твердые.

Для справки: в произнесении звонких звуков участвует голос. Для определения положите ладонь на горло, при звонких вы почувствуете вибрацию.

Развитие фонематического слуха — необходимый этап раннего развития ребёнка.

Раннее развитие ребёнка. Нужно ли развивать фонематический слух?
Фото: Depositphotos

Что еще почитать по теме?

Как научить ребенка говорить?
Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях?
О чем говорить с маленьким ребенком? Полезные темы для бесед

Обновлено 1.10.2017
Статья размещена на сайте 12.07.2017

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • утащила себе в избранное! Буду заниматься с малышней

    Оценка статьи: 5

  • Как хорошо, Елена, что Вы пришли сюда. Ваши статьи по педагогике, Ваше неравнодушное отношение к воспитанию подрастающего поколения, уверена, никого не оставят равнодушным.
    Я не знала, что префикс дис означает - нарушение чего-либо.
    Но, когда-то, прочитав биографию великого артиста Николая Гриценко, узнала, что он страдал дислексией - особым нарушением психики, заключавшемся в неспособности воспринимать письменную речь. Актером он был божественным, но вот все роли ему начитывали с листа любимые женщины. Иначе он их просто не воспринимал, не запоминал.
    Очевидно, дислексия - это тоже нарушение одного из речевых центров?

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо Вам, Ляман, за высокую оценку моих статей. Я - новичок на этом сайте, но он мне кажется очень удобным и безусловно интересным, здесь столько тем, столько новой информации.

      Да, дислексия - нарушение способности к обучению письму и чтению. При этом человек не теряет способности к обучению вообще.

      Оценка статьи: 5