Развиваем фонематический слух
Игра «Угадай слово». Произносим слово позвучно, отрывисто, не сливая: ш, к, о, л, а. Произносим именно позвучно,
"Считаем слоги, слова, предложения". Слово можно измерить шагами. К примеру, слово «школа» — это всего лишь два шажочка, «нос» — совсем короткий, а «упражнение» заставит вас шагнуть целых пять раз!
Можно считать слова в предложении, а можно и сами предложения в тексте, например, в известной сказке. Как вы думаете, сколько раз вам придется загибать пальцы, «просчитывая» «Репку»? А «Теремок»? Попробуйте найти самую «длинную» русскую народную сказку.
Игра «В слова» — вариант всем знакомых «городов». Усложняем, предлагая подобрать слово, начинающееся на заданный слог. Коро-ВА, ВА-рень-Е, Е-Ли…
«Ищем звук». Произносим слова, предлагая ребенку хлопком (подмигиванием, подпрыгиванием) определить определенный звук.
Готовим к изучению частей речи
Существительное
Игра «Кто найдет больше предметов». Поочередно называем предметы, которые видим: дверь, тротуар, дерево, куст, клумба, автомобиль, дом, дорога, девочка, куртка
Усложняем задание: можно называть только одушевленные предметы или неодушевленные. Предметы мужского рода (определяем местоимением «он»), женского («она»), среднего («оно»).
Один/много: книга — книги, дорога — дороги…
Прилагательное
Обращаем внимание ребенка, что предметы бывают разные. К примеру, куртки — розовые, синие, черные, легкие, теплые
- Игра «Подбери признак к …»
- Игра «Сыщики». Найди предмет по признакам. Например: «голубое, безоблачное», «красная, теплая»
и т. д. - К каким предметам подходят такие признаки: «скользкий, холодный, серый»
и т. д.
Глагол
Предметы — не бездельники, все они что-то делают. Для обозначения действий есть особые слова. Предметы растут, бегут, стоят, лежат, зеленеют, говорят
Подбираем действие к предмету. Дерево — «растет, зеленеет, осыпается, шумит». Вася — «бежит, смеется, играет».
Собираем предложение. Придумываем предмет, подбираем к нему признак и действие.
Занимательная география
Дорога может быть путешествием в волшебные сказки. Оглянитесь, разве вы не заметили, что дерево, растущее на обочине, не совсем обычное дерево, а самое настоящее сказочное? Видите, какие корни — это вход в пещеру, в которой живут маленькие гномы. По ночам они выходят из своей пещеры и раскрашивают листочки желтым цветом. Обратите внимание, сегодня на дереве намного больше золота. Это гномики постарались.
Настоящее путешествие должно проходить по карте! Рисуем топографическую карту. Сначала запоминаем основной маршрут и зарисовываем все, что успели запомнить (2 ГИС вам в помощь!).
А вот дальше… дальше начинается самое интересное. Берем совсем маленький участок и увеличиваем. Сначала двор — детская площадка, парковка, тротуары, газоны
Дома мы составляем карту двора. Осталось измерить длину тротуара, к примеру. Оказывается, в шагах ребенка — двор заметно больше, а самый маленький двор получается шагами папы. Если тема заинтересовала будущего географа, можно продолжить и составить карту всего маршрута.
В дальнейшем, используя эту карту, можно поиграть в инженера: проложить трубы из пункта А в пункт Б с определенными условиями. Нельзя, к примеру, пересекать детские площадки и газоны. Труба должна быть проложена самым коротким маршрутом. Разумеется, стоит учитывать все постройки на ее пути.
Ваш ребенок освоил измерения и хорошо ориентируется в числах? Готовим небольшую линейку, палочку длиной в 10 см. Измеряем небольшие предметы: высоту вазона для цветов, участок заборчика, длину скамейки. Считаем, сколько наших шаблонов уместилось, и определяем длину присчитыванием: раз 10, два 10 (двадцать), три 10 (тридцать)
Можно присчитыванием посчитать количество квартир в доме. На каждом этаже по 4 квартиры. Всего в доме 9 этажей и 3 подъезда. Считаем сначала количество квартир в каждом подъезде: раз — 4, два — 8, три — 12… Получаем 36 квартир в подъезде. Дальше присчитывание по 36 (для тех, кто освоил сложение двузначных).
Чуточку креатива — и вы убедитесь, что даже самое скучное занятие по развитию способностей можно сделать необычайно увлекательным и полезным. Помните, не бывает плохих учеников, есть бесталанные учителя.
Елена, читала статью и вспоминала, как готовила сына к школе (он у меня отставал в развитии за счёт позднего развития речи). Играли в слова - придумай слово на заданную букву. Можно было задавать наводящие вопросы. Я задала слово на букву "л", оканчивается на "а"(ласточка). Сын дозадавался вопросов, что выяснил, что это птица, что он её недавно видел (на днях были на озере и кормили лебедей).
Радостно кричит: "лебедина"!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан, а ведь птичку назвал )))
Оценка статьи: 5
0 Ответить