Елена Гвозденко Грандмастер

Как помочь ребенку стать успешным? Начинаем с себя

Прозвучали первые звонки, отшумел самый детский, самый цветочный праздник. Улыбки преподавателей, одноклассников, легкая грусть по ушедшему лету. На смену беззаботности пришла пора каждодневных проблем, множества вопросов как для детей, так и для любящих родителей.

Фото: Depositphotos

Как развить познавательный интерес? Как настроить ребенка на учение с удовольствием? Как бороться с неуспеваемостью? Почему усилия родителей оказываются малоэффективными? Что мешает успеху?

«Хочешь изменить мир — начни с себя»,
— сказал когда-то Махатма Ганди.

Ребенок, даже самый маленький — мир, таящий так много непознанного. Приблизить, понять его можно, только «перестроив» собственное зрение, научившись видеть проблему глазами ребенка. Это главное правило любой коммуникации. В общении с ребенком успешны те, кто отказался от эгоцентризма.

Прежде чем ругать за плохое письмо, начните с себя и попробуйте сами выполнить задание нерабочей рукой. Устроил ли вас результат? Возможно, причина вовсе не в нерадивости, а в недостаточной подготовке мелкой моторики? Гораздо эффективнее ежедневных нотаций будут занимательные упражнения на развитие этой самой моторики, прикладные занятия с бумагой, пластилином, все виды рукоделия.

Надо научиться видеть суть возникшего затруднения в обучении ребенка, понять его истоки. Родительница первоклассницы сетует, что дочка не может запомнить простейшее правило сложения. То самое, о перестановке слагаемых. Причина, разумеется, в том, что семилетняя девочка плохо ориентируется в терминах. «Слагаемое», «сумма», «разность» звучат для нее сродни «аберрации» или «ирритации».

Как помочь ребенку стать успешным? Начинаем с себя
Фото: Depositphotos

Вчерашний дошкольник, с его речевым багажом, сталкивается со множеством новых терминов, на изучение которых отводится весьма ограниченное время. Предложила поиграть с «профессию числа». Суть игры в том, что число меняет свою профессию, в зависимости от задачи. В ряду это порядковый номер, а в задачах становится «уменьшаемым» или «слагаемым». Несколько минут игры, и ребенок прекрасно запоминает новые слова, а следом и простое правило.

«Словосочетание — это соединение двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества предмета, действия и др.)»

Признайтесь, вам сразу удалось уловить смысл? Приверженность к сложным терминам затрудняет само понимание предмета. Все гениальное должно быть простым. Помогая ребенку, родители не просто должны сами хорошо разбираться в материале, но и пробовать иные, креативные способы объяснения сути, успешность — это всегда новизна.

На просьбу одной из родительниц помочь ей объяснить «сложную» тему типов связи слов в словосочетании я придумала сказку-аналогию с видами коммуникаций «Как легко выучить виды связи в словосочетаниях? Обучающая сказка». Прочтите, убедитесь — это просто.

Именно такой должна быть установка на обучение: «это просто!» Призывая к усиленному вниманию из-за «сложной темы», будьте уверены, в этот момент страх перед трудностями снизит потенциал внимания. Позитивный настрой, ваша уверенность — хорошие помощники обучения и залог успеха ребенка.

Как помочь ребенку стать успешным? Начинаем с себя
Фото: Depositphotos

Часто дети сталкиваются с трудностями слияния букв при обучении чтению. А ведь объяснение может быть достаточно простым. Прочтите мою сказку «Как Волшебное перышко помогло научиться читать? Обучающая сказка». В ней используются два дидактических приема, помогающих малышу освоить грамоту — звуковая дифференциация, вычленение звуков на слух, и протяжное слияние. И все в увлекательной для малыша форме.

Не бойтесь подключать ассоциации, не бойтесь смелых аналогий с другими науками. Некоторые современные образовательные системы отказались от изучения предметов в пользу поиска решения локальной проблемы, используя различные научные знания. Такая вот обучающая эклектика.

Трудности обучения — это не только понятийная сложность. Часто родители сетуют на неусидчивость, частую отвлекаемость, плохую память. Все это характеристики основных психических процессов.

И в заключение информация, актуальная для начала учебного года. Знаете ли вы, что адаптация после летних каникул у ученика начальной школы может продлиться до полутора месяцев? Пятикласснику для активного включения потребуется месяц, а старшеклассникам достаточно двух недель.

Дисциплина, активный отдых на свежем воздухе, спорт, правильное питание помогут ребенку быстро и безболезненно привыкнуть к учебным нагрузкам. В первый месяц лучше отказаться от посещения секций и кружков.

Что еще почитать по теме?

Как заставить ребенка учиться хорошо? Научите его просто мечтать!
Почему возникают трудности в учебе у первоклассников?
Трудно ли быть родителем первоклассника? Часть 1

Обновлено 11.09.2017
Статья размещена на сайте 1.09.2017

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "Почему усилия родителей оказываются малоэффективными? " Вспомнила один случай, как раз по поводу усилий прилагаемых мной в обучении моего ребенка некоторым предметам, которые ну, никак не давались ей. Сколько я не билась, например с младшей, обучая ее математике или физике, как об стенку горохом, объясняла все как надо по логике вещей. Однажды одна моя хорошая знакомая, которой я пожаловалась на тупость моей дочери, предложила позаниматься с моей дочкой (как раз была очень важная контрольная). Она взяла еще пару девочек из нашего класса и подготовила их к контрольной. После этих занятий она мне сказала, что дочка у меня вовсе не тупая, очень сообразительная, только объяснять ей по особому надо. И вправду, когда я послушала один из ее уроков, я поняла, что это я не совсем понимала то, что объясняла ей и потому она и понять это не могла. Она объясняла так, что даже дураку станет ясно и подходила к каждому ребенку по отдельному алгоритму. Скажите как порой родители могут помочь ребенку, по-моему все-таки это дело педагогов, поскольку не каждый родитель по всем предметам имеет отличные, доскональные знания и к тому же много время на занятия с ребенком. Нет, конечно хорошо, когда родителям не пофиг до ребенка, но, мы всегда перекладываем функции общества на одни плечи, плечи родителей. Может мы и вместо врачей лечит своих детей будем? Что-то навел комментарий на размышления...

    • Лидия Богданова, по-большому счету Вы правы. Идеальная ситуация, когда детьми занимаются профессионалы. Но проблема в профессионализме тех, кто должен этим заниматься. И развитие все-равно не ограничивается стенами детских учреждений. Ребенок не может расти по расписанию. В любом случае, роль родителей всегда будет огромна, я бы сказала, определяющая. И уж никак нельзя доверять в настоящее время, надо все просчитывать, проверять. А для того, чтобы проверять, нужны понятные критерии. Родители должны понимать суть происходящего, научиться "зрить в корень", а не поддаваться на увещевания (манипулятивные зачастую). Вы только подтвердили, что проблема не в ребенке, проблема в педагоге (родителе). Если не получается, надо пробовать менять способ, менять инструментарий и попытаться понять, почему не получается. Знание предмета - далеко не все, это лишь малая толика.

      • Елена Гвозденко, конечно, в родителе, ведь я смотрела со своей колокольни, мне казалась что тут не понятно то, а оказывается, надо сначала аксиомы все выучить, а потом доказывать теоремы)) Это я так образно. И у меня две дочери учились, одна с ходу понимала меня, другая никак. Правда мои старания все же не были напрасны, поскольку, когда у меня истекало терпение ей что-то объяснить, я ее посылала в интернет, где она быстро научилась находить ответы на все вопросы. И вот эта ориентация ребенка куда ценнее чем зубрить предмет, который и не пригодится и не интересен. Надо прививать навыки заинтересованности, понимания где, как искать то, чего тебе надо. И конечно, даже методом проб и ошибок искать, где можно проявить свои способности. Моя дочь в результате пошла по направлению спорта, ей ни математика ни физика не пригодилась, так что хорошо, что я ее не мучила этими предметами. И вообще у нее совсем другое мышление, более творческое оказалось. Она в детстве была очень скрытная девочка, спокойная и молчаливая, а сейчас просто раскрылась.

  • Вика Кицай Читатель 15 сентября 2017 в 18:12 отредактирован 23 мая 2018 в 04:48

    Ребенку будет легче стать успешным если иодители с его рождения будут поддерживать его во всех начинаниях.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 11 сентября 2017 в 15:32 отредактирован 11 сентября 2017 в 15:34

    А у меня вот дочь решила быть больше счастливой и заинтересованной, а не успешной, наверное... Пошла в медицину.
    Тяжело, ночами зубрит кости и мышцы на латыни, все время есть хочет... Я ей разумно так: "Дочка, а ты понимаешь, что в медицину идут фанатики и наивные - ты там денег не заработаешь, про тряпки модные и поездки заграничные на первое время забудь?" А она мне: "Зато мне интересно, я сейчас занимаюсь тем, что мне нравится, я летаю"...
    И она права. Так как я сам, в свое время, пошел не туда, где успех маячил, а куда душа лежала... Вытаскивал журналы из мусорок на иностранных языках, работая садовником, прислугой"...
    Но со временем успех пришел.
    (Правда, теперь из этого успеха живым бы выбраться. Очередная задача: успеха много, а счастливее как-то не делается - )))

    • Игорь Ткачев, ваша дочь молодец, респект ей, вот я бы ни за что в медицину не пошла. Причин тут много описывать не буду. А вот почему вы считаете, что врач не может заработать денег...я вам так скажу, здесь как карта ляжет, всё зависит и от вашего желания и везения, да и вообще для женщины важнее не карьера, а скорее личная жизнь, поэтому здесь имение любимой работы, а в частном ее случае, востребованной работы - это прекрасно.

      • Лидия Богданова, не пошли бы, потому что Вы как раз причины и проблемы понимаете. А молодым - море по колено и минимум негативного опыта-)
        Врач может заработать. Но у меня уже династия врачебная: мама, дочь... и я вижу, что там не Эльдорадо.
        И для женщины важнее... да.
        Хотя я думаю, для всех важнее именно "летать". Ибо получать большие деньги, но, простите, ползать - я с этим знаком тоже. Приходится выбирать что-то одно-)))

        • Игорь Ткачев, да, я конечно проблемы и причины жизненные знаю, но скорее не пошла бы совсем по другой причине и изначально, именно она являлась отрицанием это сферы работы для меня. Я боюсь трупов и кровавых ран, я очень впечатлительная и ответственная я сгорю на работе) Ну, а насчет летать или ползать, об этом уже писали наши классики, не всем дано летать и не все это и должны делать, кто-то и высоты боится...))

  • Как помочь ребенку стать успешным? Как-то это слово успешный не подходит к ребенку, больше ко взрослому или уже человеку, который встал на самостоятельный путь в жизни. Ребенка надо сориентировать не на успех, а на то, чтобы найти свое место в жизни, если ребенок его найдет то он станет счастливым вот основной ориентир в жизни - найти себя, понять кто ты и чего хочешь от жизни, найти людей, с которыми тебе по жизни будет интересно идти, найти свою любовь... А то успех звучит, как богатство что-то материальное, а счастье не зависит порой от денег. Это примерно если мы скажем успешная работа или любимая работа, чувствуете разницу. Да, может я придираюсь, но как-то сразу из заголовка у меня пришли эти мысли.

    • Лидия Богданова, я уже писала в ответе на предыдущий комментарий об осознанном использовании этого термина. В последнее время мы все слишком часто ищем то, что нас разводит по разные стороны. Но не успехов ли в учебе желали мы школьникам в советское время? По поводу любимой работы. Да, это идеальная ситуация, но нынешние школьники, в большинстве своем, будут вынуждены менять свои профессии, это тоже реальность изменившегося времени. ребенок с хорошо развитыми психологическими процессами, с зрелой психикой, будет способен сделать свою работу интересной для себя. Мы сколько угодно можем вспоминать былое, но не в наших силах изменить реальность. А она сейчас очень жесткая, в первую очередь, для родителей. Выросло поколение инфантильных, эгоцентричных родителей, которых погрузили в море информации о воспитании и развитии. Есть планы написать психологический всеобуч для родителей, чтобы помочь им осознать, что происходит с их ребенком.

      • Елена Гвозденко, вы можете мне не объяснять, что наши дети, сейчас выходя из учебных заведений работают совсем не там на что обучались, это порой даже не связано с деньгами, а просто дети отучились там, где могли, куда поступили, чтобы получить первичное образование и встать по началу на ноги. Но ориентировать их на полюбить работу успешную, это как гипноз - мне всё нравится, я довольна жизнью и тд... Получив первичное образование и даже заработав денег, в дальнейшем ваш ребенок повзрослев и поняв, что ему надо не для жизни, а для того, чтобы быть счастливым, он может осуществить свои может даже детские мечты...Поиск себя в жизни это пожалуй главнее стабильности в жизни...хоть и в тяжелое, жестокое время.

  • Все стремятся сделать детей успешными, но мало кто счастливыми.

    Хотите, чтобы ребенок был успешным? Приучайте его думать и действовать согласно нужным форматам (образно говоря, можно долго делать и говорить что-то очень глубокой и умное, но если оно вне нынешних парадигм успешности и успеха, то велики шансы, что вы потерпите неудачу. Хотя вы можете оказаться одним из тысячи, десяти тысяч, и ваша незаурядность принесет свои плоды).

    Вы многое правильно написали.
    Но вот я только намедни пересмотрел замечательный фильм "Доживем до понедельника" и был в который раз поражен, как изменились наши ориентиры.

    • Игорь Ткачев, Вы правы в подходе к понятию успешный как счастливый. Мне это очень близко. Есть определенные слова-триггеры, на которые родители реагируют. Да, такова наша реальность, мы не в силах ее изменить. Но ведь по сути статья (первая, кстати, в этом цикле) уводит от родительского эгоцентризма. А фильм, действительно, замечательный, пронизанный уважением к детям. И в моем представлении, успешный - личность, развитая личность. Но ведь мы не в советское время живем, не так ли? В безмятежное родительское время, когда многие даже не задумывались о развитии собственных детей. А сейчас родители должны знать основы психологии, чтобы понять, как помочь своему ребенку.

      • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 11 сентября 2017 в 11:35 отредактирован 11 сентября 2017 в 11:37

        Елена Гвозденко,

        1) Вы во многом правы в своей статье (если говорить коротко). И мне понравилась Ваша ориентированность на ребенка, его чувства, слабости...
        2) не в силах ли мы изменить? Или все же мы можем задавать, как гнать ребенка к успешности (быть материально и успехоориентированными и т.д.), так и закладывать в него, что да, это важно, но это не все? Что "быть успешным" и "быть счастливым" - "две большие разницы"?
        3) Фильм замечательный, но слишком идеализированный. Оторванный от реалий, даже тех пост-оттепельных лет.
        И, как раз вредный. Вредный для успешности.

        Я работаю в среде молодых людей. Вчерашних выпускников вузов. И вижу, насколько в них заложено это стремление быть успешным. Деньги. Бонусы. Карьера.
        Но, кон-но, некоторые из них, лет через 10-20 начнут понимать, что, заработав денег и придя к успеху, почему-то ощущения счастья в жизни больше не стало.
        И что делать?

        • Игорь Ткачев, для начала им надо предоставить возможность выбора. А для этого надо хотя бы не мешать развитию их психологических процессов. Успешным в любой деятельности будет человек, способный к самоанализу, с развитым мышлением. Слишком много факторов в современном мире, разрушающих, а не созидающих. Успешность ребенка - нормальное развитие и определенные достижения в учебе.
          А фильм хороший, я и сказки люблю )))

          • Елена Гвозденко, а выбор без опыта, без знаний, не приведет ли к чему-то непредсказуемому и даже страшному?
            Предоставить выбор ребенку. Вы представляете, что он выберет жвачку, чипсы, газировку и не ходить в школу?
            Предоставить выбор подростку... предоставить выбор молодому человеку...

            А может вектора задавать - и есть правильная альтернатива?

            • Игорь Ткачев, я о выборе взрослого человека. Но ведь для него нужны определенные предпосылки, определенный уровень. Не так ли? Проще говоря, детей нужно научить анализировать, думать, развить логику, внимание, память. Снабдить их базовыми знаниями, а главное, умением ими пользоваться. А все, о чем вы пишете, это о воспитании, о ценностных ориентирах.