«Хочешь изменить мир — начни с себя»,
— сказал когда-то Махатма Ганди.
Ребенок, даже самый маленький — мир, таящий так много непознанного. Приблизить, понять его можно, только «перестроив» собственное зрение, научившись видеть проблему глазами ребенка. Это главное правило любой коммуникации. В общении с ребенком успешны те, кто отказался от эгоцентризма.
Прежде чем ругать за плохое письмо, начните с себя и попробуйте сами выполнить задание нерабочей рукой. Устроил ли вас результат? Возможно, причина вовсе не в нерадивости, а в недостаточной подготовке мелкой моторики? Гораздо эффективнее ежедневных нотаций будут занимательные упражнения на развитие этой самой моторики, прикладные занятия с бумагой, пластилином, все виды рукоделия.
Надо научиться видеть суть возникшего затруднения в обучении ребенка, понять его истоки. Родительница первоклассницы сетует, что дочка не может запомнить простейшее правило сложения. То самое, о перестановке слагаемых. Причина, разумеется, в том, что семилетняя девочка плохо ориентируется в терминах. «Слагаемое», «сумма», «разность» звучат для нее сродни «аберрации» или «ирритации».
Вчерашний дошкольник, с его речевым багажом, сталкивается со множеством новых терминов, на изучение которых отводится весьма ограниченное время. Предложила поиграть с «профессию числа». Суть игры в том, что число меняет свою профессию, в зависимости от задачи. В ряду это порядковый номер, а в задачах становится «уменьшаемым» или «слагаемым». Несколько минут игры, и ребенок прекрасно запоминает новые слова, а следом и простое правило.
«Словосочетание — это соединение двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества предмета, действия и др.)»
Признайтесь, вам сразу удалось уловить смысл? Приверженность к сложным терминам затрудняет само понимание предмета. Все гениальное должно быть простым. Помогая ребенку, родители не просто должны сами хорошо разбираться в материале, но и пробовать иные, креативные способы объяснения сути, успешность — это всегда новизна.
На просьбу одной из родительниц помочь ей объяснить «сложную» тему типов связи слов в словосочетании я придумала сказку-аналогию с видами коммуникаций «Как легко выучить виды связи в словосочетаниях? Обучающая сказка». Прочтите, убедитесь — это просто.
Именно такой должна быть установка на обучение: «это просто!» Призывая к усиленному вниманию из-за «сложной темы», будьте уверены, в этот момент страх перед трудностями снизит потенциал внимания. Позитивный настрой, ваша уверенность — хорошие помощники обучения и залог успеха ребенка.
Часто дети сталкиваются с трудностями слияния букв при обучении чтению. А ведь объяснение может быть достаточно простым. Прочтите мою сказку «Как Волшебное перышко помогло научиться читать? Обучающая сказка». В ней используются два дидактических приема, помогающих малышу освоить грамоту — звуковая дифференциация, вычленение звуков на слух, и протяжное слияние. И все в увлекательной для малыша форме.
Не бойтесь подключать ассоциации, не бойтесь смелых аналогий с другими науками. Некоторые современные образовательные системы отказались от изучения предметов в пользу поиска решения локальной проблемы, используя различные научные знания. Такая вот обучающая эклектика.
Трудности обучения — это не только понятийная сложность. Часто родители сетуют на неусидчивость, частую отвлекаемость, плохую память. Все это характеристики основных психических процессов.
И в заключение информация, актуальная для начала учебного года. Знаете ли вы, что адаптация после летних каникул у ученика начальной школы может продлиться до полутора месяцев? Пятикласснику для активного включения потребуется месяц, а старшеклассникам достаточно двух недель.
Дисциплина, активный отдых на свежем воздухе, спорт, правильное питание помогут ребенку быстро и безболезненно привыкнуть к учебным нагрузкам. В первый месяц лучше отказаться от посещения секций и кружков.
"Почему усилия родителей оказываются малоэффективными? " Вспомнила один случай, как раз по поводу усилий прилагаемых мной в обучении моего ребенка некоторым предметам, которые ну, никак не давались ей. Сколько я не билась, например с младшей, обучая ее математике или физике, как об стенку горохом, объясняла все как надо по логике вещей. Однажды одна моя хорошая знакомая, которой я пожаловалась на тупость моей дочери, предложила позаниматься с моей дочкой (как раз была очень важная контрольная). Она взяла еще пару девочек из нашего класса и подготовила их к контрольной. После этих занятий она мне сказала, что дочка у меня вовсе не тупая, очень сообразительная, только объяснять ей по особому надо. И вправду, когда я послушала один из ее уроков, я поняла, что это я не совсем понимала то, что объясняла ей и потому она и понять это не могла. Она объясняла так, что даже дураку станет ясно и подходила к каждому ребенку по отдельному алгоритму. Скажите как порой родители могут помочь ребенку, по-моему все-таки это дело педагогов, поскольку не каждый родитель по всем предметам имеет отличные, доскональные знания и к тому же много время на занятия с ребенком. Нет, конечно хорошо, когда родителям не пофиг до ребенка, но, мы всегда перекладываем функции общества на одни плечи, плечи родителей. Может мы и вместо врачей лечит своих детей будем? Что-то навел комментарий на размышления...
0 Ответить
Лидия Богданова, по-большому счету Вы правы. Идеальная ситуация, когда детьми занимаются профессионалы. Но проблема в профессионализме тех, кто должен этим заниматься. И развитие все-равно не ограничивается стенами детских учреждений. Ребенок не может расти по расписанию. В любом случае, роль родителей всегда будет огромна, я бы сказала, определяющая. И уж никак нельзя доверять в настоящее время, надо все просчитывать, проверять. А для того, чтобы проверять, нужны понятные критерии. Родители должны понимать суть происходящего, научиться "зрить в корень", а не поддаваться на увещевания (манипулятивные зачастую). Вы только подтвердили, что проблема не в ребенке, проблема в педагоге (родителе). Если не получается, надо пробовать менять способ, менять инструментарий и попытаться понять, почему не получается. Знание предмета - далеко не все, это лишь малая толика.
0 Ответить
Елена Гвозденко, конечно, в родителе, ведь я смотрела со своей колокольни, мне казалась что тут не понятно то, а оказывается, надо сначала аксиомы все выучить, а потом доказывать теоремы)) Это я так образно. И у меня две дочери учились, одна с ходу понимала меня, другая никак. Правда мои старания все же не были напрасны, поскольку, когда у меня истекало терпение ей что-то объяснить, я ее посылала в интернет, где она быстро научилась находить ответы на все вопросы. И вот эта ориентация ребенка куда ценнее чем зубрить предмет, который и не пригодится и не интересен. Надо прививать навыки заинтересованности, понимания где, как искать то, чего тебе надо. И конечно, даже методом проб и ошибок искать, где можно проявить свои способности. Моя дочь в результате пошла по направлению спорта, ей ни математика ни физика не пригодилась, так что хорошо, что я ее не мучила этими предметами. И вообще у нее совсем другое мышление, более творческое оказалось. Она в детстве была очень скрытная девочка, спокойная и молчаливая, а сейчас просто раскрылась.
0 Ответить
Ребенку будет легче стать успешным если иодители с его рождения будут поддерживать его во всех начинаниях.
0 Ответить
Вика Кицай, так это и есть проявление любви
0 Ответить
А у меня вот дочь решила быть больше счастливой и заинтересованной, а не успешной, наверное... Пошла в медицину.
Тяжело, ночами зубрит кости и мышцы на латыни, все время есть хочет... Я ей разумно так: "Дочка, а ты понимаешь, что в медицину идут фанатики и наивные - ты там денег не заработаешь, про тряпки модные и поездки заграничные на первое время забудь?" А она мне: "Зато мне интересно, я сейчас занимаюсь тем, что мне нравится, я летаю"...
И она права. Так как я сам, в свое время, пошел не туда, где успех маячил, а куда душа лежала... Вытаскивал журналы из мусорок на иностранных языках, работая садовником, прислугой"...
Но со временем успех пришел.
(Правда, теперь из этого успеха живым бы выбраться. Очередная задача: успеха много, а счастливее как-то не делается - )))
0 Ответить
Игорь Ткачев, ваша дочь молодец, респект ей, вот я бы ни за что в медицину не пошла. Причин тут много описывать не буду. А вот почему вы считаете, что врач не может заработать денег...я вам так скажу, здесь как карта ляжет, всё зависит и от вашего желания и везения, да и вообще для женщины важнее не карьера, а скорее личная жизнь, поэтому здесь имение любимой работы, а в частном ее случае, востребованной работы - это прекрасно.
0 Ответить
Лидия Богданова, не пошли бы, потому что Вы как раз причины и проблемы понимаете. А молодым - море по колено и минимум негативного опыта-)
Врач может заработать. Но у меня уже династия врачебная: мама, дочь... и я вижу, что там не Эльдорадо.
И для женщины важнее... да.
Хотя я думаю, для всех важнее именно "летать". Ибо получать большие деньги, но, простите, ползать - я с этим знаком тоже. Приходится выбирать что-то одно-)))
0 Ответить
Игорь Ткачев, да, я конечно проблемы и причины жизненные знаю, но скорее не пошла бы совсем по другой причине и изначально, именно она являлась отрицанием это сферы работы для меня. Я боюсь трупов и кровавых ран, я очень впечатлительная и ответственная я сгорю на работе) Ну, а насчет летать или ползать, об этом уже писали наши классики, не всем дано летать и не все это и должны делать, кто-то и высоты боится...))
0 Ответить
Лидия Богданова, ну, а что до меня, то я с удовольствием покопался бы в кишках некоторых, пилой по косточкам прошелся бы без содрогания, но с радостью...
-)))
0 Ответить
Игорь Ткачев, ну что я могу сказать....брррррр Я люблю всё красивое
0 Ответить
Как помочь ребенку стать успешным? Как-то это слово успешный не подходит к ребенку, больше ко взрослому или уже человеку, который встал на самостоятельный путь в жизни. Ребенка надо сориентировать не на успех, а на то, чтобы найти свое место в жизни, если ребенок его найдет то он станет счастливым вот основной ориентир в жизни - найти себя, понять кто ты и чего хочешь от жизни, найти людей, с которыми тебе по жизни будет интересно идти, найти свою любовь... А то успех звучит, как богатство что-то материальное, а счастье не зависит порой от денег. Это примерно если мы скажем успешная работа или любимая работа, чувствуете разницу. Да, может я придираюсь, но как-то сразу из заголовка у меня пришли эти мысли.
0 Ответить
Лидия Богданова, я уже писала в ответе на предыдущий комментарий об осознанном использовании этого термина. В последнее время мы все слишком часто ищем то, что нас разводит по разные стороны. Но не успехов ли в учебе желали мы школьникам в советское время? По поводу любимой работы. Да, это идеальная ситуация, но нынешние школьники, в большинстве своем, будут вынуждены менять свои профессии, это тоже реальность изменившегося времени. ребенок с хорошо развитыми психологическими процессами, с зрелой психикой, будет способен сделать свою работу интересной для себя. Мы сколько угодно можем вспоминать былое, но не в наших силах изменить реальность. А она сейчас очень жесткая, в первую очередь, для родителей. Выросло поколение инфантильных, эгоцентричных родителей, которых погрузили в море информации о воспитании и развитии. Есть планы написать психологический всеобуч для родителей, чтобы помочь им осознать, что происходит с их ребенком.
0 Ответить
Елена Гвозденко, вы можете мне не объяснять, что наши дети, сейчас выходя из учебных заведений работают совсем не там на что обучались, это порой даже не связано с деньгами, а просто дети отучились там, где могли, куда поступили, чтобы получить первичное образование и встать по началу на ноги. Но ориентировать их на полюбить работу успешную, это как гипноз - мне всё нравится, я довольна жизнью и тд... Получив первичное образование и даже заработав денег, в дальнейшем ваш ребенок повзрослев и поняв, что ему надо не для жизни, а для того, чтобы быть счастливым, он может осуществить свои может даже детские мечты...Поиск себя в жизни это пожалуй главнее стабильности в жизни...хоть и в тяжелое, жестокое время.
0 Ответить
Все стремятся сделать детей успешными, но мало кто счастливыми.
Хотите, чтобы ребенок был успешным? Приучайте его думать и действовать согласно нужным форматам (образно говоря, можно долго делать и говорить что-то очень глубокой и умное, но если оно вне нынешних парадигм успешности и успеха, то велики шансы, что вы потерпите неудачу. Хотя вы можете оказаться одним из тысячи, десяти тысяч, и ваша незаурядность принесет свои плоды).
Вы многое правильно написали.
Но вот я только намедни пересмотрел замечательный фильм "Доживем до понедельника" и был в который раз поражен, как изменились наши ориентиры.
0 Ответить
Игорь Ткачев, а мы тут с дочкой нашли старую кассету (еще ленточную) и посмотрели старый фильм "Интердевочка". Дочка моя не видела этого фильма и не читала тоже, однако восприняла она его так, как надо и никаких других ориентиров у нее не было на этот счет.
0 Ответить
Лидия Богданова, а Вы уверены, что именно в Вашем присутствии, она восприняла "как надо"?
И как "надо"?
0 Ответить
Игорь Ткачев, уверена, она всё поняла правильно (с моей точки зрения) без моих комментариев, а как правильно, каждый решает сам.
0 Ответить
Игорь Ткачев, Вы правы в подходе к понятию успешный как счастливый. Мне это очень близко. Есть определенные слова-триггеры, на которые родители реагируют. Да, такова наша реальность, мы не в силах ее изменить. Но ведь по сути статья (первая, кстати, в этом цикле) уводит от родительского эгоцентризма. А фильм, действительно, замечательный, пронизанный уважением к детям. И в моем представлении, успешный - личность, развитая личность. Но ведь мы не в советское время живем, не так ли? В безмятежное родительское время, когда многие даже не задумывались о развитии собственных детей. А сейчас родители должны знать основы психологии, чтобы понять, как помочь своему ребенку.
0 Ответить
Елена Гвозденко,
1) Вы во многом правы в своей статье (если говорить коротко). И мне понравилась Ваша ориентированность на ребенка, его чувства, слабости...
2) не в силах ли мы изменить? Или все же мы можем задавать, как гнать ребенка к успешности (быть материально и успехоориентированными и т.д.), так и закладывать в него, что да, это важно, но это не все? Что "быть успешным" и "быть счастливым" - "две большие разницы"?
3) Фильм замечательный, но слишком идеализированный. Оторванный от реалий, даже тех пост-оттепельных лет.
И, как раз вредный. Вредный для успешности.
Я работаю в среде молодых людей. Вчерашних выпускников вузов. И вижу, насколько в них заложено это стремление быть успешным. Деньги. Бонусы. Карьера.
Но, кон-но, некоторые из них, лет через 10-20 начнут понимать, что, заработав денег и придя к успеху, почему-то ощущения счастья в жизни больше не стало.
И что делать?
0 Ответить
Игорь Ткачев, для начала им надо предоставить возможность выбора. А для этого надо хотя бы не мешать развитию их психологических процессов. Успешным в любой деятельности будет человек, способный к самоанализу, с развитым мышлением. Слишком много факторов в современном мире, разрушающих, а не созидающих. Успешность ребенка - нормальное развитие и определенные достижения в учебе.
А фильм хороший, я и сказки люблю )))
0 Ответить
Елена Гвозденко, а выбор без опыта, без знаний, не приведет ли к чему-то непредсказуемому и даже страшному?
Предоставить выбор ребенку. Вы представляете, что он выберет жвачку, чипсы, газировку и не ходить в школу?
Предоставить выбор подростку... предоставить выбор молодому человеку...
А может вектора задавать - и есть правильная альтернатива?
0 Ответить
Игорь Ткачев, я о выборе взрослого человека. Но ведь для него нужны определенные предпосылки, определенный уровень. Не так ли? Проще говоря, детей нужно научить анализировать, думать, развить логику, внимание, память. Снабдить их базовыми знаниями, а главное, умением ими пользоваться. А все, о чем вы пишете, это о воспитании, о ценностных ориентирах.
0 Ответить