Александр  Котов Профессионал

Как написать смешную историю, которую будут обсуждать? Сторителлинг на реальном примере, часть 1

Короткие смешные истории (из жизни или как бы из жизни) не столь популярны, как анекдоты, но тоже имеют свой круг поклонников (или, по-современному — фанатов), как я убедился на собственном опыте. Как рождаются такие истории?

Фото: Depositphotos

На этот счет существуют две распространенные точки зрения:

  • сторонники одной уверены, что их создает сама жизнь, автор же просто рассказывает о событиях, свидетелем которых стал (позиция, близкая к постмодернистской трактовке, согласно которой автор является не творцом, а скорее безликим «скриптором», добросовестно записывающим то, что ему диктует жизнь);
  • другие же убеждены, что такие истории в большинстве своем придуманы, скорее всего, не профессиональными писателями-сатириками, а обычными людьми, которые наделены наблюдательностью, чувством юмора и талантом рассказчика.

Какая позиция верна — вопрос, что называется, из разряда вечных.

Не стану высказывать свое мнение, а просто расскажу вам маленькую историю из собственной жизни — историю о том, как я написал историю, и, основываясь на полученном опыте, постараюсь дать несколько советов.

Обычно я покупаю лекарства в одной и той же аптеке. У нее есть два плюса — во-первых, она расположена в соседнем доме, а во-вторых, цены там если и не низкие, то уж точно не самые высокие в городе. В аптеке работает несколько сотрудниц, но в последнее время я часто попадаю в окошко к миниатюрной аптекарше, ростом и характером напоминающей симпатичного хоббита.

В этот раз я закупал целую партию лекарств, и пришлось долго ждать, пока их найдут и принесут. Из болтовни скучающих продавщиц, невольным свидетелем которой мне пришлось стать, я узнал, что одна из них имеет образование менеджера-экономиста. Моя визави, хоббит, рассказала, что имеет целых два диплома — фармацевта и провизора, а когда я спросил, в чем между ними разница, поведала, что фармацевт — это среднее специальное, а провизор — высшее образование.

История о фармацевтах получила хороший отклик
История о фармацевтах получила хороший отклик
Фото: Depositphotos

Собственно, этим общение и ограничилось. Но почему-то мне — может быть, из-за скуки ожидания, может быть, по иным, более возвышенным причинам — захотелось вдруг сочинить на эту тему анекдот (следует признать, что определенный опыт в этой области у меня когда-то был).

Придя домой, я продолжил размышления. Что же можно сделать фишкой предполагаемой истории? Ночь, улица, фонарь, аптека… нет, не то! Аптека, хоббиты, таблички, вены… лекарства — хорошо, но что же цены? Во, цены — это как раз то, что надо.

Что, если разные продавцы предлагают лекарства разных ценовых категорий? Фармацевт, провизор… Неважно, что это одно и то же лицо, пусть будут разные. Да, есть еще экономист… Экономист, пожалуй, должен предлагать то, что дороже — в этом его рыночное нутро… Но тогда нужен и его антипод…

Кто может быть таким антиподом? Фармацевт? Возможно, но все-таки логичней образ, понятный всем… Коммунист? Нет, опять не то… вряд ли он постоянно ходит с партийным значком… Какая у нас категория граждан наименее защищена? Пенсионер вполне подходит под это определение… Правда, пенсионер работает в аптеке… Но пусть он работает не от хорошей жизни, а потому, что пенсия маленькая!

Итак, у нас есть четыре персонажа со своими жизненными позициями… Дальше все проще. Экономист — предлагает подороже, пенсионер — подешевле… Фармацевт? Ну, среднее специальное — наверно, то, что надо… А как же провизор, он-то чего хочет?

Вспомнил еще одного продавца (не хоббита, а скорее орка), который активно предлагал мне какой-то глазной препарат с приставкой «ультра» взамен того, который значился в рецепте, но отсутствовал в продаже. Не уверен, что он имел высокое звание провизора, но почему бы и нет? Должен ведь совет специалиста высшей категории, с дипломом, иметь какое-либо своеобычие?

Осталось отредактировать текст, и анекдот готов. Придуман он был неожиданно (до этого я давно ничего похожего не сочинял), почти случайно, и я даже не знал, публиковать его или нет. А когда все-таки решился, задумался еще раз — а точно ли это именно анекдот, а не что-то другое? Сочинял я именно анекдот, но какую-то, пусть и условную связь с реальными событиями рассказ все же имел. Впрочем, администрация сайта решила проблему за меня и поместила его в раздел «смешные истории».

А вот, собственно, и сам анекдот, превратившийся в смешную историю из жизни.

Последнее время постоянно покупаю лекарства в одной и той же аптеке, где работают четыре милые женщины. Одна из них по образованию фармацевт (среднее образование), другая провизор (высшее), третья, дама пенсионного возраста, не имеет специального образования, ну, а четвертая вообще по профилю экономист-менеджер. Опыт общения с ними позволил мне прийти к следующим выводам, характерным, возможно, не только для данной конкретной аптеки: когда спрашиваешь совета о том, какое именно средство от недуга приобрести, пенсионерка обычно предлагает самые дешевые лекарства из всех, что есть в наличии, экономист — самые дорогие, фармацевт — наиболее действенные. Что касается провизора, то она предпочитает лекарства с приставкой типа форте, супер или ультра.

Искренне признаю, что не шедевр. Тем не менее этот, с позволения сказать «скетч» имел определенный успех и попал, кажется, в пятерку самых популярных историй дня (увы, не более того…). И даже — чего автор уж совершенно не ожидал — вызвал среди читателей сайта оживленную дискуссию. О чем? Что называется, обо всем понемногу.

Отмечу, что опубликованные в тот же день рейтинговые анекдоты не вызвали столь живых споров (за исключением, может быть, политических). Дело, конечно, было не в моей байке, а в самом феномене «историй из жизни» — некоторые из опубликованных в тот же день топ-историй имели большую популярность.


Приведу в слегка отредактированном виде наиболее интересные фрагменты этой дискуссии; имена, точнее ники, ее участников изменены…

Ух ты: А ведь верно! Повспоминал — так и есть.

Табор: Не берут в аптеки без спец. образования: оно бывает или средне-специальным, или высшим. Из четырех только одна удовлетворяет требованиям. Вывод-опять сказки.

Хам — Табору: Не умеете до двух считать?! Стесняюсь спросить, какое образование тогда у Вас…

Кряк: Ха-ха, отлично! (передразнивая) Но без высшего образования, конечно, никуда-а-а.

Васисуалий: Форте, супер и ультра — это самые сильные. Так что, она права — реже можно принимать и желудок меньше нагружаешь.

Хам — Васисуалию: Слышу речь не мальчика, но мужа. Зачем пить водку 7 дней по 100 граммов, лучше раз в неделю выпить 700 — гораздо полезнее для здоровья. Или раз в месяц — 3 литра.

Сержант — Васисуалию: Должен вас разочаровать — они не самые сильные, они самые большие. То же самое лекарство, только доза больше, и цена выше. Желудку от этого никакой разницы — или принять две таблетки обычного, или одну таблетку Супер с двойной дозой. Это придумано специально, название «двойная доза» едва ли будет привлекательно для широкой публики.

Хам — Сержанту: Странное высказывание. В подавляющем большинстве случаев эффект препарата зависит от дозы. Т. е. в 99% случаев двойная доза дает более высокую эффективность (ну, и более высокий риск побочных эффектов). В англ. языке дозировка препарата обозначается словом strength («сила»). Так что переводы англоязычной рекламы «таблетки двойной силы» имеют в виду всего лишь «таблетки удвоенной дозировки».

Федя: И это именно шутка. Ни финты подобного не было. Давайте так же известную шутку про Колобка переделаем в истории из жизни, а? Вот потеха будет!

Федя: Замечание про спец. образование верно. Ну два, два человека удовлетворяют требованиям, да, не один. Хам объявляется победителем в умении считать до двух. Но каким макаром два человека без спец. образования попали на работу в аптеку? А объяснение простое — ребят, эта старая шутка родом из 1990-х, когда экономистов было много, иных специалистов значительно меньше, а пенсии были уже плачевные.

Мимо: В начале 90-х экономистов ох как не хватало…

Федя: Ну я же и не написал про начало 1990-х… Хотя могло статься, что диплом был, а знания ему не соответствовали, что и толкало таких «героев» на тернистую дорогу работы с кассовым аппаратом (лихо!).


Итак, простенькая история стала объектом споров по следующим линиям:

  • Выдумка («сказка»)-быль. Мнения разделились, хотя большинство, судя по всему, склонялось к тому, что история придумана.
  • Умение считать: как выяснилось, некоторые взрослые, отучившись в школе, быстро теряют навык считать до двух (к счастью, не все).
  • Качества лекарств (простые и «ультра»).
  • Образование аптечных работников.
  • История (ох уж эти 90-е).

Дебаты дали возможность сделать следующие выводы. Во-первых, всегда будьте готовы к тому, что ваши произведения будут читать и обсуждать. Конечно, вы можете услышать много неприятных вещей в свой адрес, но с другой стороны, и узнать что-то новое и полезное не только о предмете, о котором пишете, но и о вещах, имеющих к нему самое отдаленное отношение («ох уж эти 90-е»!).

Но самое главное: если вы создаете «реальную историю» — что называется, «учите матчасть»! Особенно это важно, когда речь идет о таких сферах, как здоровье. Я, в общем-то, догадывался, что в аптеке должны работать люди со специальным образованием, но не был твердо уверен, с каким, а главное — не подозревал, что читатели будут изучать факты, приведенные в истории, буквально «под микроскопом». Неточность в описании матчасти стала даже причиной того, что один из комментаторов объявил историю «шуткой родом из 90-х» на том сомнительном основании, что тогда «экономистов было много» (добрались-таки и до аптеки, противные!) и «пенсии были плачевные» (а сейчас они какие?).

Продолжение следует

Обновлено 9.10.2017
Статья размещена на сайте 20.09.2017

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Действительно, интересно. За несколько месяцев написала книгу, по объему уже роман. И все на основе собственного опыта и умения с юмором относиться ко всем жизненным сюрпризам. Плюс чуть-чуть фантазии. Заранее прошу прощения за прозвучавшую саморекламу и самоуверенность.

    Что интересно: пока соединяю главы в единое целое, жизнь чуть ли не каждый день преподносит новые необычные события, которые просто просятся на бумагу, то есть, конечно, на экран.

    Оценка статьи: 5

  • Александр Котов, спасибо, интересно и посмешили. Наверное, Запад все свое новое и даже пустейшее УМЕЕТ выпячивать и носится с этим , как с писаной торбой. Нобелевскую , за теперь лазер ,получили Басов, Прохоров, американец Таунс.Так он и остался американской аббревиатурой лазер, а не советским гиперболоидом. Не знал , что такое аутсорсинг,но теперь с большим внимаем буду относится к периодически появляющейся уборщице-представителю аутсорсинговой компании. Во как.
    Однажды , сев в самолет в Свердловске, узнал, что один из соседей летит в Новосибирск, в другой в Ригу.Вот до чего техника дошла. Особенно радовалась стюардесса. Оба участника эксперимента срочно летели к жёнам .
    Оценка :5

    • юрий руденко, вспомнил анекдот, как чукчу в самолете уговорили пересесть в другое кресло, потому что этот ряд не летит в Анадырь...Уборщица - она еще может быть представителем не только аутсорсинговой, но и клининговой компании. Так что и правда живем в мире чужих слов - и стоит об этом хорошенько задуматься...

      Оценка статьи: 5

  • "Сторителлинг"-))))... Вейпинг... Снорклинг... Фартинг и фриггинг...
    Как мы любим иностранные слова. Особенно те, кто языка толком не знает (я не про автор, а про народ).

    • Игорь Ткачев, не ругайтесь, пожалуйста, а то у меня уши трубочкой свернутся скоро. У нас кстати не только подражание идет на словарном уровне, наши руководители, размахивая руками, с мечтами об отдыхе на Кипре, пытаются соединить несоединяемое и в делах. Отсюда все наши и беды...

    • Игорь Ткачев, наверное, вы правы..есть в этом какой-то элемент маркетинга...Но на самом деле мы действительно любим иностранные слова...Почему? Что-то в этом есть глубинное..может, быть нам кажется что в новом слове появляется новый смысл...ПОомню на каком-то производственном совещании я услышал сразу три новых слова - тимбилдинг (командное обучение, а по сути корпоратив..блин, тоже иностранное слова), реинжиниринг ( структурные изменения организации) и аутсорсинг (привлечение сторонних организаций, например для уборки)...Я решил, что для меня это чересчур и ближайшие полгода постараюсь обойтись без новых ингстранных терминов..как будто, удалось...Иногда, когда за новым словом стоит новое (или относительно новое) содержание, или сам термин у нас практические не употреблялся, а на западе (или где-то) прижился, использовать имеет смысл..Но конечно, далеко не всегда...Сторителлинг - искусство рассказывания коротких историй..Пока я, честно сказать, не понял еще, нужен он нам или нет...В следующей статье, которую пишу, постараюсь обойтись отечественным продуктом...

      Оценка статьи: 5

      • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 27 сентября 2017 в 14:31 отредактирован 28 сентября 2017 в 22:04

        Александр Котов, еще интересно, когда иностранные аутсорсинги и тимбилдинги мы начинаем применять на нашей славянской практике. Тимбилдинги превращаются в пьянки, [удалено молератором]

        А любим мы их, потому что а) все западное у нас ассоциируется со всем новым и лучшим (мы же еще те консерваторы с бородами и бобровых шапках) б) с иностранщиной появляется возможность объегоривать, обувать и надувать.

        • Игорь Ткачев, отчасти с Вами согласен. Как в том анекдоте (раз уж речь идет о них): Петька читает книгу по истории: "Патриции проводили время в оргиях с гетерами". -Василий Иванович, что такое оргии? Пьянки, Петька! А что за гетеры? Шлюхи!-А патриции-то кто такие? -Это Петька, опечатка! Следует читать "партийцы!"
          Действительно, западное у нас часто ассоциировалось с новым и лучшим. Иногда, как ни удивительно, это было так (кое в чем мы действительно отстали), но часто - мифом.Незнакомые названия это бывает часто оказываются песнями на новый лад. Но все-таки будем терпимы, и постараемся отделять зерны от плевел. А что касается сторителлинга, на Западе он в чистом виде появился как незаконнорожденное дитя бизнеса. задача любого бизнеса - продать товар. Один из способов - хорошо рассказать про то, чем ты торгуешь ( иногда действительно нужные вещи). Так что СЕО компаний вместо цифр, технических характеристик и прочей лабуды начали включать в свои выступления эмоциональный элемент - сторителлинг.

          Оценка статьи: 5

          • Александр Котов, "сторителлинг с целью продать товар". Какая прелесть-)))
            В русском переводе это примерно "рассказывать сказки с целью втюхать".

            • Игорь Ткачев, на самом деле, конечно понятие шире...Но современный интерес к сторителлингу, и возможно само появление этого термина (тут я судить не берусь) связано именно с коммерцией.Писательское ремесло - это тоже, по сути "сторителлинг"... Но современный сторителлинг это сочинительство для..не бедных, а как раз богатых...В какой-то степени это не более чем адаптация приниципов литературной теории и, отчасти, ораторского мастерства для политиков,топ-менеджеров,и коммерческих директоров в целях..ну, вы догадываетесь, в каких целях...

              Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 27 сентября 2017 в 02:20 отредактирован 27 сентября 2017 в 02:22

    Зачем же так, заламывая руки на диване, сочинять, вымучивать псевдо-реальные ситуПации? Реалии забавней и острее любой выдумки. Без больших притязаний, телеграфно две "штучки":
    1) Подловил Г.Менглета на неточом цитировании в журнале. Вместо увеличиВАЮЩЕЕ стекло он написал увелиЧИТЕЛЬНОЕ (С из ВМ). Написал ему об этом и он мне трогательно ответил: сам нашёл ошибку и помчался в редакцию, но "птичка улетела" - тираж разослали.
    2) Горькое сожаление. Сорри,но в тогдашнем тренде работал грузчиком на мельнице. Под погрузку стала машина, а у кабины стоит бочка с вином и горловина открыта. Водитель говорит, мол берите сколько сможете.Коллеги кое-как нашли трубку-сифон и протягивают мне 3-х литровую банку. Я наполнил её и после работы мы её реализовали. Но до сих пор сожалею, что хорошо не приложился после наполнения банки.Оценка - 4

    • Сергей Дмитриев, ваши истории действительно интересные...и не сомневаюсь,что самые интересные сюрпризы преподносит сама жизнь...но все-таки нельзя совсем уж отказываться от воображения..тем более что не у всех жизненный опыт так богат, что они могут черпать истории из памяти

      Оценка статьи: 5