— Бьёмся над слогами «жи», «ши», «жё», «жо». Не могу объяснить.
— Что говорит учительница, как она объясняет?
— Говорит, чтобы заучили наизусть, потому что она им и сама объяснить не может.
— ??? А как вы работаете над дифференциацией звуков?
Долгая пауза, мама явно не понимает, о чём я её спрашиваю. Пришлось пояснить.
Оказалось, что всю фонетическую работу учительница переложила на плечи родителей. Именно родители должны как-то объяснять разницу между согласными и гласными, глухими и звонкими, твёрдыми и мягкими согласными.
Тогда совершенно резонный вопрос: а они-то чем занимаются, да ещё за деньги? Оказывается, эти курсы подготовки — облегчённая школьная программа первого класса, этакое обучение чтению-лайт. Без фонетики, без звукового анализа речи, куцая зубрёжка букв и слогов. В первом классе дети начнут всё заново.
Главное правило в воспитании гения: педагог (родитель, воспитатель) на любую задачу (метод, приём, способ) должен смотреть глазами ребёнка.
К чему может привести дублирование обучения слогам-буквам? Дошкольник, научившийся в муках читать, вынужден снова проходить все эти слоги и звуки речи. Ему скучно, внимание рассеивается, самое благодатное, мотивированное время не просто проходит впустую, но и создаёт ложный тон в отношении к школе. При этом обучение буквам-слогам механическое. Просто запомни.
Как из звуков складывается речь, что такое буквы, какие звуки глухие, а какие звонкие, почему некоторые согласные могут быть и мягкими, и твёрдыми, а некоторые — всегда твёрдые (без этого не объяснить злополучное «жи»), всё это — за рамками обучения. А ведь это понятийная основа грамоты, основа, которая закладывает фундамент для всего изучения русского языка. Но это сложно, гораздо проще дублировать, не думая о мотивации, о развитии логики, уже привычный курс на зубрёжку.
Казалось бы, дополнительные часы — часы, которые можно было бы потратить на изучение фонетики, играя, не снижая стимула к обучению. Время, которое должно сформировать понятие о речи — предмете, который будут дети изучать долгие годы.
Из разговора с подругой:
— Не могу объяснить понятия глухих и звонких звуков. Дочка меня не понимает.
- Вспоминаем главное правило: воспитатель не имеет права на эгоцентричное зрение, смотрим на проблему глазами малыша. Часто ли ваш ребенок слышал в обиходной речи эти слова? Он просто не понимает их смысла!
- Играем. Слушаем на прогулке звуки природы: скрип дерева — глухой, пение птиц — звонкое. Стучим по разным предметам: ложкой по кастрюле — звонко, картонкой по дереву — глухо.
- Материализуем звуки. Хорошо подходит колокольчик и горох, насыпанный в спичечный коробок. Теперь подбираем «сопровождение» к произносимым звукам: «б» — колокольчик, «п» — коробок. Слушаем «музыку слова», озвучивая все гласные в слове.
Мягкий — твёрдый. Эти понятия знакомы детям, но воспитателю важно провести некое фонетическое тождество. Делаем две подставки — мягкая подушечка и твёрдая доска. Тактильно ощупываем.
Можно устроить нашим согласным своеобразный батут. Буква «прыгает» на подушке — мягкое звучание, оказывается на твёрдой поверхности — твердый звук. Когда ребёнок на слух сможет дифференцировать свойства, можно объяснить, что роль подушки или твёрдой доски играют гласные.
И ещё одно правило. Обратите внимание на реакцию ребёнка, когда он понимает материал, зарядитесь этой радостью вместе с ним и обязательно зафиксируйте её. Мозг странно устроен — яркие моменты оставляют след на всю жизнь. Если ребенка фиксировать на победах (я знал, что у тебя всё получится, я так рад за тебя, видишь, это просто), у него сформируется уверенность в собственных силах. Именно поэтому так разрушительны оскорбления, они блокируют познавательный интерес, развитие малыша.
Помните, если ваш ребёнок что-то не понимает, виноваты взрослые, которые так и не выросли сами, взрослые с «детским» зрением, не способным к гибкости.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...