Почему все чаще слышатся мнения, что школа готовит в завтра методами прошлого? Почему привычные методы обучения стали давать сбой? Можно ли воспитать потенциального читателя терпением или навсегда отбить любовь к чтению и книгам?
Первый и основной навык, который необходим юному ученику в школе — овладение осознанным чтением. Очевидно, что без этого навыка обучение другим дисциплинам просто невозможно. Но все больше детей не выполняют нормативов техники чтения, все ниже показатели осознанности этого процесса.
Современных детей зачастую учат чтению, вырабатывая навык простым понуждением. Типичная картина мирного вечера в семье первоклассника: слегка охрипшие родители и заплаканный ребенок над книгой.
Да, нас всех учили подобными методами, но мир изменился, изменился настолько, что теперь подобные принуждения не просто недостаточны, а вредны.
Нас не окружал информационный бум, в те далекие времена книга была и единственным источником информации, и советчиком-другом, и самым желанным развлечением, и даже средством повысить собственную самооценку.
Может ли книга сейчас конкурировать в среде, где в изобилии продукты, созданные профессионалами-манипуляторами с единственной целью — завладеть вниманием? Смотреть динамичный мультик, уйти в виртуальную игру или с упорством первобытного человека высекать из непонятных знаков смысл? Думаю, что предпочтения очевидны.
Информационно-рекламный бум породил еще одну беду — недоразвитие устойчивого, произвольного внимания. Как следствие, проблемы с мыслительными операциями.
Частая отвлекаемость, утомляемость, невозможность концентрации на предмете — все это признаки проблемы, которую окрестили «клиповым восприятием».
За непроизвольное и произвольное внимание отвечают разные группы нейронов.
Непроизвольное, возникающее спонтанно, как реакция на неожиданное, возникает от возбуждения отдельных нейронов. Это физиологическая система защиты от неожиданностей. Именно работу этих нейронов постоянно стимулируют рекламщики, создатели современных мультиков, удерживающих малышей пестротой картинок, яркими звуками, частой сменой кадров.
А произвольное внимание вызывает тоненькая сеточка нейронов, покрывающая кору головного мозга. Именно работа этой сеточки, ее активность, позволяет развивать мыслительные операции, получать знания. В мире, где все сверкает, мелькает, шумит, завлекает, мире, где тишина стала почти невозможной, развить эту сеточку крайне трудно.
Но, увы, это не все, чем современные дети отличаются от нас.
Время монофонии прошло. Мир, заполненный множеством шумов, какофония не способствуют развитию слуха, умению вычленять отдельные звуки, что тормозит и развитие фонематического слуха, тот практический багаж, с которым дети должны приходить в школу, чтобы потом из хорошо знакомых «кирпичиков» — звуков, слов — строить лексические формы.
И это еще не все. Современные дети гораздо меньше общаются. Запертые у мониторов, они просто физически говорят гораздо меньше. Виртуальное общение не стимулирует детей к коммуникациям, к речи. Словарный запас крайне скуден, что потом скажется на распознавании прочитанных слов и поиске смысла. Но главное, артикуляционный аппарат тоже сильно страдает при недостатке общения. Как итог — торможение чтения при «вялом» язычке
И это далеко не полный перечень причин, которые мешают успешному усвоению техники чтения.
Современное обучение чтению — это диагностика проблем, комплекс занятий, направленный на их устранение, «хитрые» способы чтения, развивающие осознанность прочитанного, устранение реверсного (реверсивного) чтения и проч.
А пока родитель (педагог) читает нравоучения о пользе чтения и принуждает к очень сложному для современных детей занятию, мы будем слышать: «Сижу, башкой своей ломаю эти знания…». И червоточинка ненависти к книге будет набирать силу…
Статья хорошая. Кто ж против, чтоб дитя читало с удовольствием?
Но вот что то я раздумалась над названием. Чтобы отбить любовь к чтению, как минимум, надо, чтоб эта любовь у ребенка была. А как привить любовь к чтению тому, кто пока читать не умеет?
Ничего не происходит вдруг и не возникает ниотуда. У нечитающих родителей ребенок вряд ли полюбит книги.
0 Ответить
Татьяна Пучкова, это больше "техническая" статья о методах обучения, которые могут дать обратный эффект. Я почти не касалась формирования мотивов. Разумеется, чтение родителей, не только чтение детям, но и образ родителя с книгой. Множество игр с текстами для детей, не умеющих читать. Ограничение мультимедийных просмотров. Вот цитата из отклика на эту статью от специалиста: "мультики (быстрые, типа Том и Джерри) вообще крайне вредны для нейронной сети, они ее перепрограммируют и разрушают, потому что человеческая нервная система и психика действуют совершенно в другом скоростном диапазоне (скорости пред’явления зрительных и слуховых стимулов)- на этот счёт слушала очень серьезный доклад перинатальных неврологов, психиатров".
В настоящее время на фазе завершения авторская методика улучшения техники чтения. Практические результаты превзошли даже мои ожидания - скорость чтения у ребенка с сильным отставанием за 2 недели увеличилась в 2 раза. Формируется осознанное чтение, но главное, ребенок стал читать с интересом!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Гвозденко, я так и поняла, что статья больше про методики. Скорость чтения, понимание прочитанного безусловно облегчат ребенку процесс обучения. Я только "за". Двумя руками.
Я писала о размышлениях, на которые меня натолкнуло название статьи. Скорочтение и любовь к чтению, к книгам не совсем одно и то же.
0 Ответить
Татьяна Пучкова, да, разумеется, тем более скорочтение в смысле, который мы обычно вкладываем. Но любовь к чтению невозможна при плохой технике. А детей со сложностями в освоении этого процесса все больше, к сожалению.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Гвозденко, не согласна. Любовь к чтению вполне возможна даже при плохой технике. И чем больше любовь, тем лучше и быстрее читает человек. Техника оттачивается во время чтения, скорость начитывается. )
0 Ответить
Татьяна Пучкова, скорость начитывается тогда, когда нет серьезных нарушений. И легче во внешкольное время. В школе, когда лимит времени, проблемы с техникой могут вызывать весьма неприязненное отношение к чтению. А проблемы, связанные с недоразвитием психологических характеристик, встречаются все чаще.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Могу предложить ещё способ отбития интереса к чтению - заставляйте ребёнка читать, при этом сами этим неблагодарным занятием (чтением) при ребёнке ни в коем случае не занимайтесь! Результат - почти 100%! Дети же ведь - замечательные копировщики поведения родителей, по крайней мере, на раннем этапе жизни...
0 Ответить
Алексей Щепин, Да, это хороший способ не сформировать мотивацию чтения!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, уважаемая Елена, картина типичная...
Спасибо за статью!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оксана Соснина, спасибо за отклик!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кстати, если бы я читал меньше в свое время, я бы был более счастливым-)))
Ну его это чтение занудных, чужих неврозов вроде "Войны и мира" и прочих стариков-Достоевских. Самое счастливое животное - то, что не знало дрессировки.
Пусть тыкают пальцев в свои гаджеты и аббревиируют свою "коммуникацию" и "месседжи": ХЗ, круто, чел, пшлнх... и будет им счастье-)))
0 Ответить
Игорь Ткачев, вот здесь наша принципиальная разница. Не очень люблю Толстого, хоть, разумеется, читала, а Достоевский - любимый писатель. Но это вовсе не означает, что я проецирую в собственное сознание его взгляды и убеждения, более того, я во многом не разделяю их. Но от этого он не перестает быть для меня гениальным писателем, хотя бы потому, что ему, почти мистическим образом, удается текстами будить мою мозговую активность )))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Гвозденко, Елена, я тоже Достоевского люблю, в своё время много читала. А вот после вашего высказывания поняла, почему он так притягателен был - будил мозговую активность. верно подмечено.
с уважением и теплом.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена, нас тоже принуждали ко многому и ломали по-своему. Одного "позитива" героев вроде Павки Корчагина, "Пушкина - нашего всего" или еще чего, без права сказать "А я думаю иначе" достаточно. Но многие из нас дей-но много читали. Некоторые мои одноклассники, троечники и прогульщики, и те зачитывались А.Дюмой, Д.Лондоном, В Гюго. А это непростое чтение было-)
К сожалению (а в чем-то и нет), считаю, что чтение серьезной литературы на 500 стр. уйдет в прошлое. Клиповое мышление, быстрота получаемой "инфы", скорость ее обработки и выдача на гора решений ("опций" и "солюшенов", а также "коммуникация" с коллегами по работе, в бизнесе и т.п., - все это уже цвете буйным цветом.
(Я то и дело попадаю в ситуации, когда мои "месседжи" длинные и утомительные). Нужно короче, быстрее и чтобы быстрый результат.
0 Ответить
Игорь Ткачев, а мое мнение (а мои прогнозы обычно сбываются )))), что будущее как-раз за теми, кто способен обработать объемную информацию, способен к глубине, а не поверхности анализа, а посему, к настоящему креативу, если хотите. Разумеется, большинство будут испытывать драйв от "экшен-опций", но будущее за иным меньшинством. Да, будет иной язык, плоскостной, более коммуникативный, язык большинства, потому как ему будут недоступны иные функции. И черта разделения будет лежать в области физиологии.
А к дню сегодняшнему - статья, если хотите, кризис-репетитора, статья в помощь родителям, чтобы понять, почему их дети не могут овладеть осознанным чтением, почему прежние методы обучения не срабатывают. У меня есть своя, эффективная методика, позволяющая добиться результата за короткое время. И не только в области улучшения техники чтения.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Гвозденко, не могу полностью согласиться. "Объемную" - может быть, но не "глубокую".
Хотя, о каких областях мы говорим - вопрос.
А что касается языка и коммуникации с его помощью, то мы прямехонько идет по накатанной, заданной США. Упрощение и примитивизация языковых форм и способов общения с целью передачи и донесения информации. У них не язык уже, а "передача информации с целью принятия быстрых решений".
По тому же пути давно идут и Западная Европа (в Великобритании, Германии, отчасти во Франции тот же принцип: быстро и коротко).
Даже на своем примере в общении и работе со вчерашними студентами (а э то разница в возрасте всего 15-20 лет) я вижу именно такую тенденцию.
0 Ответить
Я училась в школе в восьмидесятые. И несмотря на "единственный источник информации" и "самое желанное развлечение", у нас полкласса читало с трудом, особенно мальчики. Я, всё своё время проводившая в книжках, вызывала у одноклассников и соседей по дому удивление, недоумение и настороженность.
Да, а теперь вот это "наше поколение читааало, а вот современная молодёёёжь…" меня смешит.
0 Ответить
Наталья Осокина, ботаничка-)))
0 Ответить
Игорь Ткачев, кто бы говорил.
Зато училась я так себе - мне было лень.
0 Ответить
Наталья Осокина, но Вам далеко до меня в этом отношении: я в свое время с крепкого ударника скатился до спорадического двоечника (в четверти стояли именно двойки). Но вот рядом с двойками могли стоять пятерки (мог сочинение или диктант без подготовки написать на "пять", например. Чем вызывал всеобщий восторг таким контрастом).
Впрочем, тогда мне было не до смеха. Учителям (нашим, советским, самым лучшим учителям) было "фиолетово" до того, что кто-то так неровно учится.
0 Ответить
Игорь Ткачев, ну нет, двойки в четверти для меня было бы уж слишком экзотично. Вот просто двойки пополам с пятёрками - запросто.
0 Ответить
Наталья Осокина, Вы правы, в мои школьные 70-е активно читали единицы (около 10 процентов). Но остальные все-же читали, хоть и мало. Это общая статистика, люди, способные к самостоятельной деятельности в любом обществе измеряются таким соотношением. Но положение, разумеется, усугубилось. Это не значит, что современные дети читают мало или не читают вовсе. Они читают больше нашего, но это форумные тексты, то, что к языку можно отнести с очень большой условностью.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Елена Гвозденко, в мои 90% (80-е годы). Причем я учился в многонациональной школе (русских и славян было 50%, литовцев, корейцев, татар, туркмен и узбеков - все остальные). Читало подавляющее большинство. Любили читать. Книгами обменивались. Макулатуру на них собирали. Зачитывали до дыр и парафиновых пятен.
Хотя мне все чаще думается, что я одним боком прислонялся к какой-то своей башне из слоновой кости и реальность вокруг была жестче.
0 Ответить