Нет, это не так. Есть специальные книги, напечатанные особенным рельефно-точечным шрифтом. Его читают слепые, ощупывая пальцами знаки и складывая из них слова. Читают быстро, с той же скоростью, что и зрячие. В память об изобретателе этот шрифт называют шрифтом Брайля.
Луи Брайль (Louis Braille; 1809−1852 гг.) был младшим сыном в семье шорника в небольшом французском городке Кувре. В трехлетнем возрасте маленький Луи играл в мастерской отца и повредил себе глаз. Раненный глаз воспалился, инфекция перешла на здоровый глаз, и мальчик ослеп. Казалось бы, теперь его ожидало печальное будущее.
Отец все же постарался сделать все возможное, чтобы сын избежал жалкого нищенского существования. Луи научили алфавиту. С помощью специально вырезанных отверстий в дощечках он буквально ощупывал буквы. Точно так же, с помощью картонного транспаранта с прорезями для направления карандаша, мальчик научился писать. Как и все дети его городка, Луи в семь лет пошел в общеобразовательную школу и очень скоро, воспринимая информацию только на слух, он стал первым учеником.
В десятилетнем возрасте Луи Брайля отдали в государственный институт для слепых детей, который находился в Париже.
Свои способности молодой человек проявил и там. Среди прочего, в институте Луи Брайль получил специальность, которая подкармливала его всю будущую жизнь. Имея способности к музыке, паренек освоил пианино и орган. Слепой органист нашел себе работу в парижских церквях. А в 1828 году, по окончании учебы, Луи Брайля оставили при институте в должности младшего учителя. Теперь можно было сказать, что нищета и голод ему не грозят.
Главным недостатком обучения в институте в то время было обучение с голоса. Всю теорию учащиеся слушали и должны были запоминать. Правда, книги в институте были, но было их немного. Напечатаны они были выпуклыми буквами.
Такой способ печати литературы для слепых разработал один из первых педагогов для слабовидящих Валентин Гаюи (Valentin Haüy; 1745—1822 гг.) — основатель того института, в котором позже учился Луи Брайль. Брайль эти книги читал, и чтение это он посчитал неудобным. Слишком долго приходилось ощупывать каждую букву. Кроме того, отличить на ощупь разницу между некоторыми буквами (например, между Q и O, C и G) было сложно, и это тоже замедляло чтение.
В 12 лет, еще будучи учеником института, Луи Брайль побывал на лекции Николя-Шарля-Мари Барбье (Nicolas-Charles-Marie Barbier de La Serre; 1767—1841 гг.). Барбье был военным, капитаном-артиллеристом. Среди прочего он занимался криптографией и по заданию Наполеона в 1808 году разработал так называемую «ночную азбуку». Преимущества этого способа обмена информацией заключались в том, что написанное «ночной азбукой» письмо можно было в темноте читать на ощупь, не зажигая света и не демаскируя свою позицию.
Символы в депеше, написанной с помощью «ночной азбуки», изображались в виде двух столбцов по шесть строчек в каждом, всего 12 элементов. С помощью специального шила на толстой бумаге некоторые из этих элементов выдавливались и становились выпуклыми. Таким образом, каждый из символов сообщения можно было различить на ощупь. На рисунке выпуклые места каждого символа изображены темными точками.
Как кодировались символы сообщения? Для этого Барбье придумал специальную таблицу из шести строк и шести столбцов. 36 ячеек этой таблицы были заполнены наиболее употребительными буквами французского алфавита. Буквы w, x, y, k, ô и ë таковыми не являются, поэтому в кодировочную таблицу они не попали. Зато в ней можно найти двух- и трехбуквенные сочетания, которые часто встречаются во французских текстах. Левый столбец каждого символа передаваемого сообщения означал номер строки в кодировочной таблице, а правый столбец — номер столбца. Например, буква p стоит в кодировочной таблице в 4-й строке и в 1-м столбце. Значит, в символе «ночной азбуки» для изображения этой буквы пробивали 4 элемента в левом столбце и 1 элемент в правом.
Барбье не зря пришел с лекцией, в которой объяснял принципы своего изобретения именно в институт для слепых детей. Он считал, что на этих принципах можно построить азбуку для слепых, которая позволит незрячим людям освоить чтение.
Эта идея понравилась Брайлю. Он принял за основу принцип расположения точек в два столбца. Но для того, чтобы всю комбинацию можно было определить в одно касание пальца, число точек не должно было превышать 6. Поэтому в каждом символе азбуки Брайля 2 столбца и 3 строчки. С помощью 6 точек можно закодировать 63 символа и пробел.
Система азбуки для слабовидящих была в основном разработана Луи Брайлем в 1824 году. Изобретателю было тогда всего 15 лет!
Эта система была удобна и легка в изучении. Она позволила читать книги людям, которые до этого были отрезаны от этого, самого главного, источника информации. Скорость чтения пальцами при этом была только втрое медленнее скорости чтения глазами! Для того чтобы ускорить этот процесс и уменьшить объем книг, которые приходилось печатать на листах большого формата из плотной бумаги, Луи Брайль придумал множество стандартных сокращений. Кроме того, он разработал устройства для ведения записей.
В 1834 году система Брайля была в основном закончена. С тех пор она используется практически без изменений. В каждой стране были разработаны национальные шрифты. После того как появились пишущие машинки, аналогичная техника была разработана и для слепых. Более того, в настоящее время имеются компьютеры, снабженные клавиатурой со шрифтом Брайля и позволяющие выводить текст с экрана на специальную панель, считывать знаки с которой можно при помощи осязания.
Что еще почитать по теме?
Как рисует незрячий художник?
Лазарь Гадаев: выставка для незрячих. Парадокс?
Как должны измениться библиотеки для незрячих и почему?
Марк Блау, спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить