Для развития речи необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Параметры правильного ротового выдоха:
- Сильный вдох через нос или рот.
- Выдох происходит плавно, не толчками.
- Не следует сжимать губы, надувать щеки.
- Воздух выходит через рот. Если выдох идет через нос — надо его зажать, чтобы помочь ощутить правильный поток.
- Выдыхать до конца.
- Нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Игры, формирующие правильный выдох:
- «Бабочки». На палочку привязывают несколько фантиков — «бабочек». Ребенку предлагают посмотреть, как бабочки умеют летать. Взрослый дует на бабочек. Затем это упражнение выполняет ребенок. Можно наблюдать, какая из бабочек дальше улетит. Играть можно не более 10 секунд с паузами.
- «Осенние листья». Собрав веточки с осенними листьями и поставив их в вазу, взрослый предлагает ребенку вспомнить, как шуршат листья на ветру. Для этого вместе с ребенком надо подуть на листья.
- «Пошел снег». Перед ребенком раскладывают кусочки ваты. Представь, что началась зима и пошел снег. Взрослый вместе с малышом дует на вату.
На прогулке полезно предложить детям сдувать головки одуванчиков.
Хорошо использовать детские вертушки, китайский колокольчик «Песня ветра», различные свистки, дудочки, надувать мыльные пузыри, сдувать огонек свечи, дуть на перышко, надувать шарики.
Интересно проводить занятия на дыхание с использованием воды. Можно имитировать ветер, подгоняющий бумажный кораблик, а можно сдувать резиновые игрушки во время купания.
Приступать к формированию речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох.
Специалисты советуют следующие этапы развития речевого дыхания:
- Пропевание гласных звуков — А, О, У, И, Э.
- Длительное произнесение некоторых согласных звуков — С, З, Ш, Ж, Ф, Х.
- Произнесение слогов на одном выдохе.
- Произнесение слов на одном выдохе.
- Произнесение фраз различной длины на одном выдохе.
- Чтение стихотворений.
- Пение песенок.
- Пересказ текстов.
Игра «Песенка». Пропевание гласных А, О, У, И, Э. Песенка должна быть длинной. Важно следить, чтобы ребенок не прерывал дыхания, а пел звук на одном выдохе (а-а-а-а-а-а).
«Шарик сдулся». Встаньте, разведите руки в стороны. Представьте, что вы — шар. Произносите «ф-ф-ф-ф», сдувая шарик, сводя руки перед собой. В конце обнимите себя руками.
«Насос». Сдуваем воздух, произнося длительное «с-с-с-с».
«Муха». Жужжим, как муха или пчела: «ж-ж-ж-ж».
«Комарик». Произносим «з-з-з-з».
«Змея». Шипим как змея: «ш-ш-ш-ш».
«Птицы разговаривают». Произносим на одном выдохе несколько одинаковых слогов: ку-ку, ко-ко, кря-кря.
«Ныряльщики». Вдох носом, задержать дыхание на 5−10 секунд. Выдох ртом 2−3 раза.
«Птицеферма». Вдох носом, на одном выдохе произносим слоги: га-га-га, ко-ко-ко, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря, куд-куда. Произносить 2−3 раза, постепенно увеличивая до 6.
«Счет». Вдох носом и на выдохе считать: один — два, один — два — три,
Не забываем, что основной вид деятельности в обучении малыша — игра. Все занятия проводим в игровой форме, с позитивным настроем!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...