Известно, что одной из основных проблем современного школьника является ограничение развития речи. Узкий кругозор, скудный словарный запас, неумение конструировать речь. Предлагаемые упражнения направлены, в первую очередь, на развитие речи, они также способствуют развитию мышления, расширяют коммуникативные возможности. Для внимательного родителя это хорошая возможность оценить образовательные предпочтения ребенка, выяснить сферу его интересов.
Непринужденная игровая форма, интерес взрослых сделают занятия эффективными и помогут естественному развитию ребенка.
Эта игра известна многим. Еще мы в школьные годы с удовольствием играли, потешаясь над результатами. Она так и назвалась — «Чепуха».
Суть сводилась к следующему. На полосках бумаги записывали слова в следующем порядке: существительное в начальной форме, служащее подлежащим, прилагательное, глагол, существительное в косвенном падеже в роли дополнения или обстоятельства. Каждое слово писал другой человек, а написав — заворачивал листок, чтобы скрыть от следующего игрока.
Получалось в итоге, действительно, смешно. А главное, мы быстро учились дифференцировать слова по частям речи и ролям в предложении.
Очень полезно провести аналог этой игры с дошкольником, не умеющим читать. Для этого потребуются картинки с изображением предмета, действия картинки, иллюстрирующие обстоятельства действия: например ночь, день, лес, озеро, деревня. Можно приготовить несколько предметов, обладающих разными качествами: холодный, мягкий, твердый, деревянный
Дети любят тайны, секреты, клады. Можно организовать поиск спрятанного по ориентирам-прилагательным. Договариваемся, что для сохранения тайны прилагательные используем только в начальной форме (именительный падеж, мужской род, единственное число).
А дальше составляем маршрут: пройди мимо желтого, сверни у холодного, рядом с деревянным найдешь твердое. Клад под ним.
Пройди мимо газона с желтыми цветами, сверни у бассейна с холодной водой. Рядом с деревянной лавкой найдешь твердый камень. Клад под ним.
От квадратного сделай 3 шага в сторону влажного. Поверни налево, пройди мимо холодного, сверни к мягкому. Под ним клад.
От стола пройди 3 шага в сторону ванной, поверни налево, пройди мимо холодильника и под диваном найдешь клад.
Для более взрослых детей хорошо использовать ролевые модели. Предложите ребенку придумать рассказ, скажем, о лесе. Но не просто рассказ, а рассказ лесника, грибника, травника, художника, писателя. Это будут разные рассказы!
А теперь измените задание. Пусть придумает рассказ от своего имени, но для своего приятеля, для бабушки, увлекающейся сбором лекарственных трав, для статьи по орнитологии.
Придумываем детектив. А поможет в этом древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан. Именно он придумал метод эвристических вопросов, рекомендуя ученикам ставить их перед собой: кто? (субъект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (метод), когда? (время). Всего семь.
Вариативность зависит от сочетания вопросов. Это порождает множество сюжетных линий. В детективе правильное решение задачи — определение преступника, основанное на взаимосвязи всех обстоятельств, которые и определяются этими вопросами. К этому процессу можно привлечь всех членов семьи, очень увлекательное занятие, обеспечивающее к тому же развитие способностей.
Хорошо использовать оставшееся время для новых впечатлений, которые можно закрепить созданием статей, публикациями в Интернете. Надо изыскать возможность для посещения музея, выставки, театра.
Спасибо за полезную статью!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан-Черногор, это все испробованные методы )))
Оценка статьи: 5
0 Ответить