Перейти к предыдущей части статьи
В педагогике, особенно на ранних этапах, он важен еще и тем, что на этапе выделения признаков, их систематизации идет активное развитие мыслительных процессов. Техника расширяет границы восприятия, стимулирует творчество, критичность. Основные понятия усваиваются в игре.
Развитие речи ребенка — процесс многогранный. Метод морфологического ящика позволяет расширять словарный запас, учит структуре речи, речевому творчеству.
Метод поможет сформировать первичные языковые представления, например, о частях речи и составе предложения:
- Кто: мальчик, девочка, ворона, лиса, ежик…
- Какой: веселый, злой, добрый, шустрый, сонный…
- Что делает: поет, пляшет, лежит, играет, ест…
- Где (как): в лесу, на дереве, в коробке, под столом, в кафе.
Собирая предложения, получаем вариант игры «чепуха», довольно веселая игра, которая содержит реальные варианты. Привлекайте ребенка к придумыванию характеристик, это способ изучения функциональной классификации слов.
В своей книге «Виденное наяву» драматург и сценарист Семен Лунгин рассказывает о применении метода морфологического ящика драматургом Александром Афиногеновым:
«
И. В. Шток , один из руководителей арбузовского семинара конца пятидесятых годов, куда мы с Ильей Нусиновым были приглашены, рассказал о том, как работал его близкий друг — драматург Александр Афиногенов, размышляя о действующих лицах своих пьес. Он, оказывается, изобрел даже некую таблицу, наподобие таблицы умножения».
С помощью этой техники можно научить ребенка сочинять свои собственные истории и сказки.
Простой вариант сочинения сказки из нескольких предложений строится по аналогии с игрой «чепуха», а для полноценной, сложной сказки придется пройти несколько ступеней, частей.
Вспомним этапы работы с этой техникой. Для сложной работы хорошо использовать несколько инструментов отображения. Создавая персонаж, можно пользоваться коробками с карточками, а описывая сюжетные повороты, конфликты — лучше рисовать схемы, «дерево».
Сначала формулируем задачу: сочиняем сказку о зайчике.
Этап первый — создание главного персонажа.
- Внешний вид: большой — маленький, белый — серый (попутно вспоминая о смене цвета шерстки). Описываем характерные черты: ушки, хвостик, глазки.
- Характер: смелый — трусливый, сильный — слабый, добрый — злой.
- Где живет: в домике, в норе, в поле, в лесу.
- С кем живет: мама, папа, братишки, сестренки, бабушка, дедушка.
- С кем дружит: ежик, белка, волк, лиса.
По уменьшенной схеме можно создать второстепенных персонажей, тех, кто дальше будет фигурировать в сказке.
Этап второй — создание сюжетной завязки или конфликта.
- Появление неожиданного предмета: корзинка, коробка, волшебная палочка, ковер-самолет.
- Взаимодействие с находкой: посмотреть, ударить по предмету, забраться внутрь.
- Волшебство: перемещение в незнакомое место, эффект невидимки, увеличение (уменьшение) в размерах.
Этап третий — развитие сюжетной линии.
- Преимущества, недостатки волшебства, приключения и страхи.
Этап четвертый — возвращение: прием, способ, новое волшебство; непосредственно возвращение и встреча с другими героями.
Метод многомерных матриц или морфологического ящика поможет в увлекательной, игровой форме сформировать важные представления. Он универсален и применим во многих сферах, включая детское творчество. Но главная ценность метода в том, что он развивает мышление, помогает формировать критичность, креативность.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...