После ее пересечения выйти в Тихий океан через Панамский канал и вдоль западных берегов Нового света и бывшей Русской Америки войти в Берингов пролив, а оттуда до устья Лены — к месту старта.
Старт наметили в устье третьей из самых великих сибирских рек — Лены. Но где строить лодку? Тут я вспомнил старых друзей под Ленинградом. Там, где Нева делает небольшую петлю, в допетровские времена стоял шведский замок Пелла. Теперь вблизи давних развалин замка — судостроительный завод с тем же названием. Год неустанных трудов, язвы на руках от эпоксидки, но дело сделано: 4-метровая лодка «Пелла-фиорд» в контейнере отправлена к истоку Лены. Отсюда Евгений с сыном Александром сплавился по Лене до Тикси.
Старт кругосветки на лодке «Пелла-фиорд» состоялся 24 июня 1988 года. Впервые лодка таких размеров оказалась в арктических морях, где навигация длится от силы месяц-полтора. Мы понимали — в один год Севморпуть не перегребешь. Изнурительные переходы через ледовые перемычки Евгений проделывал с помощью «дрынов» и топора.
Впервые в истории мореплавания Евгений в одиночку совершил два маршрута в заполярных морях: от Тикси до Хатанги, а затем до Диксона. Он обогнул полуостров Таймыр — «макушку» Евразийского континента, достигнув у мыса Челюскина параллели 77 градусов 44 минуты северной широты. Диплом Книги рекордов Гиннесса был достойной наградой Евгению, совершившему небывалый доселе подвиг.
После этого этапа кругосветки образовалась пауза — она понадобилась, чтобы построить новую лодку. Новую океанскую МАХ-4 построили в Петрозаводске в 1991 году и на попутном судне отправили в порт Диксон.
Из порта Диксон в 1992 г. уже на новой лодке вместе с сыном Александром Евгений Смургис совершил небывалый гребной марафон по Карскому и Баренцеву морям до Мурманска. Наградой обоим — новый диплом Книги рекордов Гиннесса.
Старт из Мурманска — это эпопея сражения с КГБ. Пограничные власти отказывались выпускать океанскую МАХ-4 в море на том основании, что лодка не является судном. Однако, оказалось, что наши хамоватые погранцы не знали Кодекса торгового мореплавания. В нем черным по белому: лодка для спортивного плавания является судном. Сам капитан порта просветил стражей и выдал об этом справку.
4 июня 1993 года Евгений и Александр Смургисы под холодной пеленой дождя и при встречном ветре покинули Мурманск, намереваясь в один поход достичь Лондона.
Уже «растаял в далеком тумане Рыбачий», когда на наших гребцов обрушился встречный шторм, прибивший их лодку к устью пограничной реки Ворьемы.
Из дневника Смургиса:
Нас выносит к отмели правого берега пограничной реки. Подтягиваем лодку выше линии прибоя.
— Смотри, кричу Саше, вроде наши ребята.
— Ложись, суки, лицом в песок, руки в сторону…
Вот так нас встретили на границе. Унизительный допрос, шествие под дулами автоматов, изощренное хамство…
Документы же в порядке, но приказ «выдворять» любителей свободы — как гадкая месть за конфуз в Мурманске. До выхода в море мерзли у лодки с запретом разводить костер. Во всей этой истории самое удивительное, что начальник заставы Коробенко ничему не удивился. Ведь он был удостоен чести встретить гребную лодку, которая впервые вышла на просторы Мирового океана за всю историю царской России, советской власти и новой России. Утром они продолжили рейс в Баренцевом, Норвежском и Северном морях.
Я встречал Смургисов в устье Темзы 31 августа. Здесь наших гребцов поджидали репортеры прессы и ТВ. Небывалый переход: 4000 км за 88 суток, сродни трансатлантическому. О доброте и гостеприимстве британцев долго говорить. Нас приютил один из известных гребных клубов на Темзе, где уставшие гребцы набирались сил.
В течение месяца мы не только отремонтировали лодку, но и впервые от России Смургисы участвовали в традиционной гонке по Темзе «The Great River Race».
29 сентября я проводил Евгения на выходе из уютной марины близ знаменитого моста Тэйлор бридж. Он ушел в одиночное плавание, сын вернулся в Липецк для женитьбы. Евгению достались штормовые воды Ла-Манша и Бискайского залива. В жестокий шторм близ устья Гаронны он нелепо погиб в ночь на 15 ноября 1993 г.
Трагическая нелепая случайность не дала выплеснуться обычной для него жизнестойкости. В характере Евгения Смургиса явно проступали черты стоика и супермена. Уникальная воля, терпение, чувство озарения, даже провидения и зачастую желание действовать вопреки здравому смыслу или прогнозу, с полной уверенностью в победе.
Лодку, выброшенную на берег близ города Ла-Тремблад, обнаружили без видимых повреждений. Тело Евгения Смургиса вскоре было найдено и самолетом отправлено для похорон на родину в Липецк.
По маршруту кругосветки Смургис успел пройти 11.300 км, а всего на веслах он прошел 48.000 км за 710 ходовых дней. За плавание в арктических морях он дважды был удостоен диплома Книги Рекордов Гиннесса. Его именем названа улица в городе Липецке, там же открыт Музей Смургиса. Во французском Ла Трембладе его именем названы улица и набережная, а лодка МАХ-4 стала вечным экспонатом в Морском музее. В Ирландии — его имя на монументе памяти погибшим гребцам.
В 2010 г. по случаю года Франция-Россия в Ла Трембладе состоялись памятные гребная и яхтенная гонки в память Евгения Смургиса. Я был в числе почетных гостей вместе с внучкой Евгения — 15-летней Маргаритой Смургис. Последние строки из моей публикации:
В обычной жизни, когда он рубил таежную избушку или балагурил за чаем, Евгений совсем не походил на супермена, и потому невыносимо мучительной кажется мысль о том, что он никогда не появится в дверях моего дома с рюкзаком, как это бывало не раз в прошедшие 12 лет…
Жаль, что потихоньку уходит память о таких людях, как Евгений Смургис. Впервые я прочитал о нем в "Вокруг света". Том самом, ещё советском. А потом, много-много лет - тишина. И вдруг сегодня - вот эта статья. Хорошо, что ещё помним и пишем. Такими людьми Россия не только может, но и должна гордиться!
0 Ответить
Еще одно доказательство, что мы много чего можем
Оценка статьи: 5
0 Ответить