Цель ориентирования.
Целью ориентирования всегда было определение своего местоположения на местности и направления движения. Для этого необходимо произвести комплекс действий, и порой они требуют определенных познаний в астрономии, географии, умения пользоваться компасом, да и головой — тоже.
Каким бывает это самое ориентирование?
Общее ориентирование. Это, когда вам некуда спешить, вы идете себе из пункта «А» в пункт «Б», точно зная, что через десять километров по этой грунтовке придете в село Ивановское. И не стоит забивать голову всякой чушью, просто идете и наслаждаетесь жизнью, если погода позволяет!
А вот детальное ориентирование уже требует от вас повышенной внимательности, последовательности действий, что ли… Тут «на шару» не проскочишь! Незнакомые места, даже при наличии карты местности… Сколько хожу, а даже «ДСП"-карты править приходится! («ДСП» можно купить у ментов, но лучше — у военных! Есть и в Интернете.) Детальное ориентирование проводится при наличии карты, в этом случае помечаются ориентиры, повороты
Что такое ориентиры?
Ориентирами могут служить разнообразные «приметные» на местности объекты: церкви, кладбища, столбы, холмы
Ориентируемся в условиях плохой видимости.
Проливной дождь, туман, снегопад… Понятное дело, что в таких условиях диапазон видимости предметов-ориентиров весьма ограничен. При наличии карты, естественно, хорошими ориентирами вам могут стать объекты, которые лежат перпендикулярно вашему маршруту. Таковыми могут выступать железнодорожные переезды, дороги, линии электропередач, реки. О реках отдельно: устья, стыки рек — отличный ориентир.
Входя в лес, особенно в незнакомый, запомните, с какой стороны находится солнце. Старайтесь ориентироваться по нему, насколько это возможно. В любом (даже знакомом) лесу очень просто «перекрутиться» и сбиться с маршрута. Этот совет касается больше даже не туристов, а грибников, т.к. они постоянно меняют направление движения в поисках «добычи» и заблудиться им проще простого.
Ориентируемся без компаса.
Мох и лишайники расположены, как правило, с северной стороны. Не стоит безоговорочно доверяться осмотру только одного такого места. Лучше будет, если вы осмотрите, по крайней мере, с десяток деревьев, валунов или старых деревянных построек (зависит от местности). Только неоднократно получив удовлетворительный результат, можно с определенной уверенностью заявлять, что северное направление именно там, куда указывают эти признаки.
Кора березы, например, с южной стороны и светлее, и мягче, чем с северной. А вот у отдельно стоящих деревьев, пней и столбов с южной стороны более густая трава. Но не стоит забывать и о том, что в летнее пекло трава дольше остается невыгоревшей, свежей, как раз с северной стороны.
Как бы я хотел рассказать вам больше! Надеюсь, что это не последняя моя статья. Будьте уверены, я вас выведу (не на чистую воду, конечно!).
А вот еще есть спортивное ориентирование и "охота на лис"-радиопеленгация.
В целом это умение ориентироваться на месте, при этом за минимальное время.
И еще маленький такой совет: не входить в незнакомый лес без карты. Она конечно не шибкий помошник, но порой сильно облегчает жизнь
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Что-то концовка действительно какая-то трагическая. А зачем компас нарисован тоже непонятно. Про него ни слова.
Владимир, а куда делась охота на лис? Не знаете? Был такой интересный спорт. А потом куда-то, раз, и исчез. Или его ГБисты засекретили? Также еще раньше куда-то исчезло фехтование на штыках...
0 Ответить
К сожалению, с исчезновением ДОСААФ исчезли многие военно-прикладные виды спорта. А массовый автоспорт исчез после смерти ещё и ВДОАМ. А ведь ему ГАИ и Госстрах выделяли большие деньги на повышение безопасности дорожного движения. Мы на эти деньги организовывали много соревнований. Даже ВДОАМовских автоспортсменов приглашали выступать за ДОСААФ, т.к. они имели более высокий уровень подготовки за счет массовости. И действительно, безопасность повышалась, о чем я подробнее написал в своей статье "Что такое водительское мастерство?".
Тогда мы бесплатно зазывали людей на тренировки и соревнования, да еще вручали призы. А сейчас...
0 Ответить
Понятно, бабки кончились... А вообще наверно военно-прикладные виды спорта изживают себя по причине развития техники и тактики. Перестали диверсанты вручную ключом стучать и исчезла охота на лис. Перестали на штыки полагаться - и вот вам, кончились фехтователи. Хотя свидетели говорят было гораздо зрелищнее, чем на рапирах.
0 Ответить
Да, техника развивается. Сейчас проще определить свои координаты с помощью спутника.
А вот вот в автомобиле (и прочей всё совершенствующейся технике) довольно большую роль до сих пор играет прокладка между рулём и сиденьем.
Об этом я тоже писал в упомянутой выше статье.
Да простит меня Владимир Мао за отвлечённую от его статьи болтовню в комментариях, но он сам натолкнул меня в комментариях выше на автомобильную тематику.
0 Ответить
А вот вояки американские регулярно проводят соревнования машин-роботов, которые должны проехать по Америке из п.А в п.Б. По-моему без прокладки еще никто не проехал как надо. Не помогает роботам GPS. А уж про компас я вообще молчу. Роботам он недоступен.
0 Ответить
Верно показано в статье!
0 Ответить
Про спортивное ориентирование забыли упомянуть, мне кажется.
0 Ответить
Подача материала воодушевляет и завораживает. 5,5,5
0 Ответить
"Как бы я хотел рассказать вам больше! Надеюсь, что это не последняя моя статья". - Как-то уж очень трагично это звучит, аж дыханье перехватило. И даже продолжение абзаца "не работает" на позитив: "Будьте уверены, я вас выведу (не на чистую воду, конечно!)."
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А лет 40 назад в ориентировании в незнакомом лесу нам помогали очень распространенные тогда транзисторные приемники. Длинно- и средневолновых радиостанций тогда было мало. И если ферритовую антенну приемника расположить торцом по направлению к радиостанции, звук пропадал.
Да и существовал тогда такой вид спортивного радиоориентирования - охота на лис.
0 Ответить
Я бегал за "лисами" ;) но этот вид спорта мне не подошел, как и многие другие. Остановился на радиоспорте - связь на КВ и УКВ, в этом году стаж - 24 года!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И я лет 45 назад активно занимался радиоспортом в радиокружке Казанского дворца пионеров. Помню даже позывной радиостанции кружка - UA4KPM. И даже в 1964-м году был послан на 1-й Всесоюзный слёт юных радиолюбителей в Артек. А там, в Артеке, вместо радиокружка, записался в автомобильный кружок. И даже получил детские права. С тех пор моим хобби стал автомобиль. И даже на природу выезжал и путешествовал в основном только на автомобиле. Обычные "Жигули" в 70-е годы у меня были оборудованы лебёдкой, грунтозацепом для неё, ковриками для подкладывания под колеса и т.д.
Джипов ведь тогда не было.
0 Ответить
После, правда, были реформы позывных, и UA4... сменились на UK4..., потом на UZ4..., а сейчас сам черт не разберет.
Как только упразнили Центральный радиоклуб им. Э.Т. Кренкеля, все стало сложнее, особенно, стало очень дорого обмениваться QSL-карточками. Многие спортсмены "законсервировались". Я тоже утратил былую активность, хотя в сердце этот спорт хранит только самые лучшие воспоминания.
В артеке я не был, но разговаривал с ним, у них позывной был U5ARTEK.
Примечательно, что и Папа Римский, и Хусейн и многие знаменитые люди были радиолюбителями. Мне посчастливилось: я говорил и с тем и с другим, еще мне понравилась QSL-карточка из Сената США (там тоже, оказывется, свой радиоклуб!!!) - огромная, А4 формата, на тисненой бумаге (W3USS был позывной). Все не опишешь! Разве что серию статей посвятить этому великолепному хобби-спорту?!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В 1964-м году у Артека был позывной UВ5ARTEK.
0 Ответить
Как-то уж бегом, все в общем... А хочется подробностей...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я и сам хотел бы подробнее все расписать: но в формат не вписываюсь. В принципе, статью можно считать, как "введение" в ориентирование. А подробности я еще буду освещать
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Понятно - теперь не заблудимся
Оценка статьи: 4
0 Ответить