Но здесь кроется и благо, и опасность. Авторская система часто разрабатывает какой-то один аспект единоборства, который автор обычно знает хорошо и всесторонне. Он может научить тому, что знает сам. Но это в случае, если автором движет искреннее желание развивать свою систему, а не просто заработать!
Людьми разбирающимися выведен ряд признаков лохотрона в боевых искусствах. Конечно, они не бесспорны. Но и не бесполезны!
1. Гипертрофированная секретность школы. Инструктор не может внятно объяснить, у кого и чему учился. Нет подтверждения его квалификации.
Нормальный инструктор расскажет, чему, у кого и как долго учился. Не стоит платить за легенду! Сказки о секретных учителях должны настораживать, хотя я встречал и отличных учителей-самоучек, и воспитанников «тайных учителей», демонстрировавших высокоразвитую технику. Ориентиром послужит п. 6.
2. Отсутствие возможности сравнить с другими школами, настойчивое подчеркивание своей отличности.
3. Изолированность школы, впечатление, что он возникла словно бы из ниоткуда. Большинство нормальных школ — это составная часть большей школы, федерации, иной структуры. Большая часть видов единоборств имеют достаточно прозрачную историю.
4. На сайте (и вообще в Сети) отсутствуют видео тренировок и боев. Иногда это объясняют «секретностью» техник, однако в 95% случаев это не более чем отмазка. Видео не выкладывается, поскольку по ним легко понять реальную квалификацию инструктора и занимающихся.
5. Инструктор рассказывает слишком много историй о супербойцах школы или эзотерике.
6. Из-за «смертельности» изучаемых техник в школе нет спаррингов. Эзотеричность школы. Чрезмерная сложность техники, оторванность её от реальных условий. Отсутствие контактной работы, постановки ударов, ОФП.
7. Не очерчен сколько-то определенный срок, за который реально чему-то научиться.
8. Тягостная атмосфера в школе. Проще говоря, нет взаимной симпатии, дружбы, теплоты между членами клуба.
Конечно, бывают исключения — например мастера, тренирующие «для себя», вообще себя не рекламирующие и не входящие ни в какие организации. Преподавать такой мастер может где угодно, да и документов может не иметь. Иногда получить их стоит немалых усилий, совершенно неоправданных, если у тебя 2−3 ученика. Кстати, наличие хорошего зала совершенно не гарантирует качества преподавания! Двое из моих наставников вели занятия вообще на улице. Уровень же преподавания был более чем на уровне.
Есть еще один аспект, на котором стоит остановиться подробнее. Тема спецназа давно стала популярной среди поклонников боевых искусств. В защиту адептов «суперсмертельных» боевых систем можно сказать, что популярны они не только в странах бывшего СССР, но и на Западе, в благополучных регионах, где обывателю почти наверняка не понадобятся реальные навыки рукопашного боя. То есть там, где большинство приходящих заниматься, может быть, вообще никогда не дрались и точно не имеют опыта в контактных единоборствах. А значит не сумеют оценить эффективность того, чем им предлагают овладеть. Здесь-то и процветает лохотрон. Коснемся лишь одного момента, а именно «смертоносных» боевых систем, «изучаемых в спецназе».
Сразу скажу, что не все в этой сфере действительно обман. Чаще всего дело заключается не в том, чем заниматься, а в том, как и у кого. Человек, прошедший подготовку в спецподразделениях, еще и имеющий боевой опыт плюс желание научить, действительно может подготовить к реальным ситуациям. Проблема в том, что эта популярная тема привлекает немало лохотронщиков или просто некомпетентных преподавателей. Они просто зарабатывают на моде и желании приобщиться к «секретам спецназа», дискредитируя вполне рабочие системы.
Попробуем сформулировать некоторые характерные признаки подобных секций.
1. Происхождение от «системы специального назначения», нередко «рассекреченной».
2. Заявления о собственной исключительности, непохожести на другие системы.
3. Противопоставление как «примитивным» спортивным, так и восточным единоборствам.
4. Часто — подчеркивание национальных корней системы.
5. Намеки на сверхэффективность, особенно эффективность для слабого, больного, пожилого в борьбе с сильным, молодым и здоровым.
6. Армейская атрибутика: камуфляж; упражнения, имитирующие работу с автоматом и пистолетом; значимый акцент на защите от угроз огнестрельным оружием.
7. Навязчивое подчеркивание прикладной направленности системы.
8. Выраженный акцент на наработке пластичности и «мягкости» движений.
9. Акцент на медленной отработке действий — мало или почти нет скоростной работы.
10. Практикуются только замедленные «спарринги» (на самом деле корректнее назвать их «спарринговыми упражнениями»), отсутствуют «спортивные» спарринги — то есть на скорости и в контакт (что обосновывается «особой опасностью» изучаемых техник).
11. Велик раздел противодействий противнику, вооруженному холодным оружием.
12. Характерно использование металлических (пусть и затупленных) ножей, однако практикуется только замедленная отработка, нет собственно работы с холодным оружием, нет работы на скорости с использованием безопасных имитаций оружия. (Заявляется, что деревянный или резиновый нож не вызывает у защищающегося чувства опасности — а значит, не дает нужного эффекта).
13. Декларируется отсутствие конкретных приемов. Вместо них изучаются технические элементы и принципы, которыми последователь школы должен свободно оперировать.
14. Физподготовке зачастую уделяется мало внимания; есть разнообразные упражнения на пластику, падения, перекаты и пр.
15. Тренировки отличаются разнообразием, подчас чрезмерным. Ученика забрасывают обилием материала, требующего серьезного осмысления, а вот «нудная механическая» работа (типа долгой отработки ударов) зачастую отсутствует.
У моих друзей была другая тема. Они занимались у одного учителя айкидо. В общем чего то мог. Но драл денег не меренно. В общем ребята оранизовали свой клуб (250!!! в месяц - 3 тренировки в неделю, сауна, душ) практически беплатный, просто аренда зала. Все работали гдето это для души. Раньше все занимались кто карате, кто дзю-до, кто рукопашкой , в общем кто где, но подготовка была. Вы шли на серьёзных людей. Стали уроки брать, мастера приезжали. Старшим стал один чел, звали Алексей. короче школа стала процветать. Звали меня, я немного походил, но понял айкидо не моё. Слишком много движений. Но красота неземная. Но дружили, они ко мне за помощью обращались. Чем мог помогал.
Это предистория. В один прекрасный день в их школу припёрся бывший сенсей с претензией , что они переманивают учеников , а сами духи. ( вообще то разница 5000 руб и 250 для кого то была сущесвенной).
И потребовал спаринга с Алексеем. Без правил. 10 минут. Выдержал 2. После чего с переломамаи был отвезен в больницу.
Но вот мудак! Всем рассказывал, что на него напали бывшие ученики толпой с палками и его отмудохали!!!!!!!!!!!!!!
Враньё было полное. Присутсвовало человек 30 свидетелей.
Вот так.
Оценка статьи: 5
3 Ответить
Андрей Владимиров, спасибо, живенько! Пора за перо!
Оценка комментария: 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я один раз попал в такую школу.
Наш клуб куда мы постучать в силу некоторых причин прикрылся(кстати практически бесплатный)и мы с сотоварищем пошли в одну платную школу модного тогда карате. Лично я какрете уже в то время скептически относился, но решили податся, так как в тот моменет было всё равно.
Приходим, денег не платим. Первое занятие типа бесплатное.
Народу.... человек 50. Все стоят в рядах каты отрабатывают. Ну ладно . Надо так надо.
Потом удары стали отрабатывать. Сенсей подходит типа надо удары доворачивать. Движения более плавные делать. Нормальный ход. Всё как в статье. Короче не догоняю. С другом мы не в понятках. Стал в пару с сенсеем стал показывать, я не понимаю. Заехал пару раз ненароком.
Сказал , что я бью не правильно. Я предложил спаринг. Но хтрый сенсей "окинув взглядом ловкую фигуру Остапа" вдруг заявил , что МЫ В РАЗНЫХ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЯХ ( что была наглая клевета, я был тяжелее максимум кг. на 5-7), после чего выставил против меня старшего ученика (помошника сенсея, тяжелее меня кг на 10-15 точно). Не буду хвастать, но помошник до конца не дотянул. После чего сенсей предложил ходит бесплатно и типа БЫТЬ ЕГО ПОМОШНИКОМ. Короче это было последнее посещение.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наверное действительно очевидный признак лохотронства заключён в последнем пункте (много приёмов при слабой отработке). Автор, так же, должен учитывать, что немалая часть "учеников" идут в группы не для прикладухе, а для общения, хотя и специфического.
0 Ответить
хотелось бы уточнить следующий момент. Те кто занимается боевыми искусствами считают, что в реальной уличной драке это не очень эффективно. Так ли это?
получается, что для непрофессионала такие занятия - некий способ поддержания физической формы - не более того
0 Ответить
Елена Славнова, а что тут плохого - поддерживать свою форму таким способом? Не понимаю людей, идущих в секции только из-за их прикладнухи (легкоатлеты должны быстро убегать ).
0 Ответить
Юрий Лях, ничего плохого нет.
Я хотела узнать мнение по данному вопросу
0 Ответить
Елена Славнова, боевые искусства как спорт (а в подавляющем большинства занятия происходят в спортивных секциях) ограниченно переносятся на реальную уличную схватку по двум причинам: 1) обусловленность спортивной схватки (правила; даже в самом разнузданном ММА запрещены удары в позвоночник, в пах, выламывание пальцев и т. д.), 2) условность даже боевых контекстов (приём против нападения с ножом, отработанный до блеска против деревянного ножа, будет выполняться против металлического ножа совсем не так — всё непривычно, коряво, а то и вовсе неправильно). Двигательный навык формируется многократным повторением, и многие приёмы, необходимые для улицы, в зале натренировать невозможно. Вместе с тем множество техник БИ вполне применимы на улице (даже амплитудные броски), да и физическая форма имеет большое значение, так что, конечно же, лучше заниматься, чем не заниматься. К тому же физическая форма — это не только сила; такое качество, как ловкость, очень нужно для реальной схватки, а занятия БИ это качество сильно развивают.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Kabir Kuznetsov, спасибо за комментарий.
0 Ответить
Елена Славнова,
Смотря как и чем заниматся. Вообще любое занятие спортом полезно в уличной драке.
Ну а если 10 на одного, да ещё с ломами, то никакие искусства не помогут, если нет головы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
в целом неплохо написано, весьма полезно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить