Старт — Карибские острова, остров Сен-Мартин, марина Simpson Bay, 11 июля 2014 года.
Финиш — Азорские острова, остров Терсейра, марина Praia da Vitoria, 2 августа 2014 года.
Яхта — монохул Dufour 45E Performance, 2013 года в стандартной комплектации. Электроника Raymarine, электрический автопилот, активный AIS.
Навигация — по Ipad и Iphone, программа iNavX. Бумажная карта Атлантики.
Прогноз погоды — программы Weather4D и WindGuru.
Расчетное расстояние — 2500 nm, время — 20 суток.
А теперь по порядку…
Первый шаг — подготовка яхты. По приезду на яхту нашел ее в плачевном состоянии. В результате на все ремонты и закупку необходимых запчастей ушла неделя. Второе — закупка продуктов. Хоть и на одного, но получились 3 полные большие телеги в супермаркете.
Итак, лодка готова, продукты разложены, дизель залит в объеме 450 литров, вода в баках в объеме 450 литров, стартую 11 июля. Так как выход из марины перегорожен подъемным мостом, который открывается по расписанию — приходится ждать 16 часов.
Выхожу и сразу начинает плавно качать на волнах высотой около метра. Ветер галфинд, правый галс, 20 узлов. Гик на лодке без топинанта, в результате на качке его мотает от борта к борту, тороплюсь быстрее поставить грот. Ставлю сразу на первом рифе, чтобы потом не рифиться. Забыл отвязать одну обвязку грота, идущую через люверс — при подъеме она рвет грот этим люверсом на 30 см. Что делать — не знаю, нашел на яхте армированный скотч, залепил с двух сторон. Так и дошел, дальше не поползло. После постановки половины генуи — крен около 10 градусов и скорость 7 узлов. Поехали!
Курсом от 025 градусов до 050 градусов и с ветром правого галса от 15 до 30 узлов, переходящим от острого бейдвинда до галфинда, я иду в течение недели в направлении Бермудских островов. Стараюсь максимально приводиться, чтобы пройти максимально восточнее Бермуд. Это удалось, прошел в 300 милях восточнее Бермудских островов, что дало мне несколько дней экономии. Правда, ходить и спать под креном в 10−30 градусов не совсем удобно. Не говорю о том, что надо еще и еду готовить.
Средняя скорость — 6−7 узлов, что дает около 150 nm в сутки. Рекорд был — 179 nm. После захода солнца ветер крепчает, доходя до 35 узлов. Регулирую парусность только генуей, грот не трогаю. Лодка идет отлично, правда, на встречных волнах постоянно «БАА-БАХ», поэтому спать в носовой каюте страшно. Кажется, что сейчас нос отвалится. В кормовые каюты перейти не могу — они завалены комплектами гоночных парусов и прочим барахлом. Пришлось снять все двери в каюты — замки не держат и магниты, фиксирующие их в открытом состоянии, тоже.
Прилетело три чайки, откуда они здесь? Покружили над лодкой, попытались сесть на топ мачты и улетели. Ну, хоть какие-то живые души.
В таком режиме прошла неделя — достиг 33 градусов северной широты и 56 градусов западной долготы. Пора поворачивать на восток. И тут стихает ветер. Полностью. Штиль! Делать нечего, включаю двигатель и моторю почти 2 суток.
Любуюсь гладким океаном, красивыми закатами и облаками. Медитирую. Слушаю красивую музыку и аудиокниги. Пожалел, что не взял фильмы — на Ipad закачать их бесплатно не получилось, а ноутбук не отдала дочь. Лучше бы все же взял. Общаюсь с семьей с помощью спутникового телефона Iridium.
Хочется искупаться. Вода 25 градусов. Долго решаюсь оставить яхту одну. Открываю кормовую площадку и вижу проплывающую медузу «португальский кораблик». Вспомнил, что ее щупальца могут тянуться на 15 метров. Купаться раздумал. Вылил на себя несколько ведер воды. Приятно! До вечера видел еще несколько «корабликов». Попадаются саргассовы водоросли — небольшие островки. Больше не души. Где же киты, акулы и дельфины?
На десятый день, примерно 37 градусов СШ и 50 градусов ЗД, включили ветер — бакштаг на левом галсе в 10 узлов. Ставлю полные паруса. Красотища! Ветер к вечеру меняется на фордевинд — иду на бабочке до темноты. На ночь такой курс оставлять не хочу, привожусь на бакштаг. А ветер крепчает — 15, 20, 30 узлов. Волна все выше и выше. К 22 часам ветер уверенно дует 30−35 узлов, волна — под два метра. Мелькнула мысль — может, уж лучше штиль? Убрал стаксель полностью, зарифил грот — лечу 7−8 узлов. Ночь без изменений, волна уже под 3 метра. Если рулить самому, то с волны удается разогнаться до 11 узлов. Нагоняю отставание от графика.
На следующий день ветер поменялся на острый бейдвинд левого галса, вспоминаю, как ходить с креном под 20 градусов. На правом галсе было удобнее, на левом вообще не удобно готовить и передвигаться по яхте. Какой придурок придумывал дизайн, внутри всего один поручень, за который можно держаться — у шкиперского столика. Больше ручек нет, приходится хвататься за что ни попадя — мойка, стол, мачта, проемы дверей. В туалете вообще держаться не за что. Может, написать французам предложение на усовершенствование? Оценят ли?
Отдельно о распорядке дня в течение всей поездки. Подъем в 8−00. Водные процедуры. На завтрак актимель, йогурт, бутерброд с сыром и хамоном. Чай и шоколад. После завтрака уборка, отбраковывание сгнивших продуктов, связь с домом и прочие текущие дела. Обед в 14 часов — горячее блюдо, овощной салат, хлеб и сок. Послеобеденный сон до 17 часов. На ужин — только фрукты и орехи с сухофруктами. Виски и пиво — по мере желания. Отбой в 22−00. В течение ночи два-три раза вставал для проверки состояния парусов, курса
На 17-й день с утра появились очертания Флорес. Весь остров и горизонт в дождевых тучах. В 9−00 начался моросящий дождь. Хорошо, что тепло — около 22 градусов. Самое главное сейчас — опустить грот! Lazy-jack нет, нужно просто опускать грот и сворачивать на гике, закрепляя обвязочными веревками. Делаю поэтапно: травлю грота-фал, гик и парус опускаются. Выбираю оттяжку гика и гика-шкот, укладываю пару складок грота на гике — подвязываю. И так далее. В результате гик почти лежит на столике в кокпите, грот опущен и зафиксирован. Осталось поднять гик, для этого завожу грота-фал вместо топинанта и поднимаю гик в нормальное положение. Уф-ф. Получилось! За 40 минут…
Вход в марину — в 100 метрах. Пытаюсь связаться с мариной по радио, безрезультатно. Захожу — сразу слева на пирсе есть свободное место и соседи готовы помочь в швартовке. Ура! Ура! Ура! Дошел!
Переход в 200 миль до Терсейры был очень комфортным. Бакштаг в 15 узлов, волна около полметра и солнце. Грот уже не трогал — шел только на генуе. Та же скорость в 6−7 узлов. По дороге, наконец-то, встретились киты и один дельфинчик. А попытки поймать что-нибудь на спиннинг оказались безуспешными. Видимо, воблер был не того цвета и формы…
С утра 2 августа я подошел к марине Praia da Vitoria. На мой вызов по рации никто не отвечал, при заходе в марину свободных мест не было. Зато в марине стояла лодка Xanadu с капитаном Гвоздевым Александром! Это удача! Правда, он и его команда еще спали, пришлось разбудить. Они помогли мне пришвартоваться лагом к рядом стоящей 60-футовой яхте, за что им огромное спасибо! Один я бы не справился…
Я смог испытать свои силы и свои возможности и вышел победителем! Конечно, мне повезло с погодой, повезло с тем, что не сломалась лодка
Злоупотребление морскими терминами при описании своих приключений высмеял еще Свифт в «Гулливере»:
«... мы убавили блинд и приготовились
убрать фок-зейль... осмотрев, прочно ли привязаны
пушки, мы убрали бизань... Мы взяли рифы от фок-зейля и поставили его, затем натянули шкот. Румпель лежал на полном ветре... Мы закрепили спереди нирал, но парус разорвался. Тогда мы спустили рею, сняли с нее парус и весь такелаж. Мы натянули тали у ручки румпеля,чтобы облегчить рулевого. Мы не думали спускать стеньги, но оставили всю оснастку, потому что корабль шел под ветром, а известно, что стеньги помогают управлению кораблем... Когда буря стихла, поставили грот фок-зейль и легли в дрейф. Затем мы поставили бизань, большой и малый марсели... Мы укрепили швартовы к штирборту, ослабили брасы у рей за ветром, сбрасопили под ветер и крепко притянули булиня, закрепив их. Мы маневрировали бизанью...»
3 Ответить
Лавры Конюхова, видать, не дали покоя Андрею. Я не понимаЙ, зачем и кому нужны эти победы, что над океаном, что над Эверестом?
Такое рвение заслуживает лучшего применения. Текст перегружен парусным жаргоном и вполне можно было избежать соблазна. "Аврал, форштевень, брамсмеля" - ещё С.Михалков иронизировал по поводу...
Оценка статьи: 4
3 Ответить
5 - за достижение, молодец, но читать, конечно, надо со специальным моряцким словарем...
Оценка статьи: 5
3 Ответить