Городской велосипед (citybike, дорожный велосипед). Как и отражено в названии, городские велосипеды предназначены для неспешного и удобного передвижения по городу. Характерные черты городского велосипеда: закрытая (мужская) или открытая (женская) стальная рама, жесткая вилка, большие колеса (28'', 622 мм) с шинами средней толщины и мелким рисунком протектора. Тормоза, как правило, ножные. Практически всегда установлены несъемные грязевые щитки на колесах, защита цепи, багажник. Реже — подножка, зеркала заднего вида, корзина и др. Иногда уже в заводской комплектации установлено электрооборудование.
Посадка на городском велосипеде очень высокая: нагрузка на руки почти отсутствует. Широкое подпружиненное седло, именуемое среди велосипедистов «диваном», может быть установлено на амортизационном подседельном штыре, что заметно увеличивает комфорт при езде.
Современные ситибайки обычно комплектуются многоскоростными планетарными втулками с внутренним переключением передач (обычно от трех до семи). Раньше городские велосипеды часто имели одну передачу и назывались в нашей стране дорожными (Украина или Десна, например), а за границей single speed или coaster brake.
Изредка можно встретить велосипеды, которые по всем параметрам, исключая внешнее переключение передач, можно было бы также отнести к городским. К классу городских относятся и так называемые крузеры (cruiser) — велосипеды с характерной рамой (высокая посадка) и широченным рулем.
Главное достоинство ситибайков — практически полное отсутствие необходимости в их частом обслуживании, так как все наиболее изнашиваемые механизмы хорошо защищены от грязи. Задняя втулка с внутренним переключением передач позволяет переключать их стоя на месте, что удобно для городской езды с частыми остановками. Но такие велосипеды достаточно тяжелы и не предназначены для экстремальных нагрузок.
Шоссейный велосипед (road bike, road racing bike). Шоссейный велосипед предназначен для быстрой езды по хорошим шоссе. Визитная карточка шоссейного (или гоночного, как его называли раньше) велосипеда — гнутый нисходящий руль, называемый в народе «бараньими рогами». Рама довольно высокая и короткая. Материалы, из которых она изготовлена, могут, в зависимости от класса велосипеда, быть самыми различными: хорошая хромомолибденовая сталь, алюминиевые или титановые сплавы, композитные материалы. Дополняет раму жесткая вилка, которая также может быть выполнена из любых перечисленных выше материалов.
Колеса, как правило, 27'' (622 мм, 700c) с очень узкими шинами (18−28 мм). Почти на всех современных шоссейных велосипедах сейчас устанавливаются клинчерные шины высокого давления. Две или три ведущих звезды и 8−10 ведомых звездочек, подобранных с малым шагом от передачи к передаче: итого — 16−30 передач. Характерная особенность современных шоссейных велосипедов — манетки, интегрированные с тормозными рычагами. Старые и недорогие велосипеды оборудуются манетками, расположенными на раме. Тормоза клещевого типа.
На гладком асфальте при одинаковых усилиях на шоссейном велосипеде можно держать скорость на 7−10 км/ч выше, чем на городском или горном велосипеде. Правда, на крупнозернистом асфальте преимущество будет существенно меньше.
Но у шоссейного велосипеда есть и очевидные минусы. Низкая посадка неудобна для неспешной езды. Узкие шины почти полностью исключают возможность ездить вне асфальта и по дорогам с разбитым асфальтом. На большинстве шоссейных велосипедов нет стандартных мест для крепления крыльев и багажников, что также несколько сужает сферу их применения. Шоссейные велосипеды не очень универсальны.
Горный велосипед (MTB, mountain bike). Горный велосипед предназначен для езды по дорогам невысокого качества (или вне таковых), по местности с сильно пересеченным рельефом. Вообще говоря, понятие горный велосипед очень широкое и включает в себя несколько существенно отличающихся подтипов.
Но, если рассматривать наиболее распространенный тип горного велосипеда, то к его характерным чертам можно отнести следующее. Прочная рама относительно небольшого размера с большим дорожным просветом. Материал рамы может колебаться от стали до карбона. Практически любой горный велосипед последних лет выпуска имеет амортизационную вилку. Не редкостью является и полноподвесочный вариант. Вынос руля длинный, а сам руль прямой или с небольшим подъемом. Колеса 26'' (559 мм), с прочными, обычно двустенными, ободами и мощными шинами с развитым протектором. Внедорожные покрышки, впрочем, могут быть заменены полусликами или даже сликами, в том числе и относительно узкими.
Манетки всегда располагаются на руле, так что переключать передачи можно не отрывая рук от него. Горные велосипеды имеют от 21 до 27 передач, обеспечивающих изменение передаточного отношения в очень широких пределах. Их хватит и при скоростном движении по шоссе, и на крутом подъеме по тяжелой дороге. Специальная конструкция переднего и заднего переключателей, ведущих и ведомых звездочек и цепей позволяют надежно переключать передачи в условиях сильного загрязнения и высоких нагрузок.
Тормозная система горного велосипеда может быть укомплектована ободными тормозами консольного типа, обеспечивающими большие зазоры между тормозными рычагами и шинами, или дисковыми тормозами. Не редкостью стал гидравлический привод, как ободных, так и дисковых тормозов.
Горный велосипед — один из самых универсальных типов велосипедов. На данный момент это и самый «модный» велосипед. Лучше всего приспособлен для движения вне асфальтовых шоссе.
Так какой же велосипед нужен конкретно вам? Этот вопрос касается, конечно же, новичков, выбирающих свой первый с детства велосипед или тех, кто плохо знаком с современными велосипедами. Прежде чем покупать велосипед, подумайте, как вы будете его использовать: ездить ли на работу или на дачу, кататься вечером в парке или гонять с крутых гор, а может прыгать по бордюрам, скамейкам и прочая. Пофантазируйте, ведь начав активно кататься, вы наверняка будете расширять сферу применения своего велосипеда. Потом походите по магазинам, посмотрите, что есть в продаже. Учитывайте возможность или невозможность установки различного дополнительного оборудования на конкретный велосипед. А может быть, ваши запросы столь разносторонни, что вам необходимо два или даже три разных велосипеда, ведь абсолютно универсального велосипеда не существует.
Спасибо за статью!
Да, в том-то и дело, что универсального велодруга нет и еще до стадии покупки надо определяться, что для Вас предпочтительнее.
Мы при выборе сделали ставку на раму из расчета, что потом все остальное можно будет поменять. Да и взяли тип кросс-кантри с полусликами, дабы испытывать максимум возможных удобств при езде как на асфальте, так и по пересеченной местности.
Взвесьте все "за" и "против" и удачного Вам выбора!
Оценка статьи: 5
0 Ответить