Но особенность в том, что длительное время человеку доступна была лишь поверхность океанов. Конечно, с появлением снаряжения для водолазных погружений возможности человека расширились. Однако многое ли увидишь в небольшое «окошко» в шлеме, будучи «привязанным» шлангами к кораблю и с трудом передвигая ноги в свинцовых башмаках? Акваланг с маской, ластами и баллоном со сжатым воздухом дал свободу при подводном плавании. Появилось такое понятие, как дайвинг — одиночное погружение. Параллельно развивается сектор коллективных погружений — подводный туризм.
К сожалению, все проектируемые и строившиеся подводные лодки в целом ряде стран были сугубо военными. Даже после списания их невозможно было использовать для туризма. Такая ситуация вынуждала предприимчивых людей самостоятельно конструировать и делать подводные частные лодки малой вместимости. Первая коммерческая подводная лодка малой вместимости приняла на свой борт туристов в 1985 году.
В России первая частная двухместная подводная лодка появилась в 2008 году. Построил ее бизнесмен Дмитрий Богачев. В нее он вложил 70 тысяч долларов. Конструкция довольно интересная: корпус из 20-миллиметровой стали, снаружи — пять двигателей, внутри — дайверские баллоны с воздухом. Разумеется, есть и панель управления. Лодка может погружаться на глубину до 65 метров, скорость движения — 4 километра в час. Проверено это многократно на Пироговском водохранилище под Москвой.
Подводные лодки малой вместимости — хорошая основа для развития туризма. Проблема с ними только одна — нежелание крупных фирм заниматься туристической «мелочевкой», имея крупные заказы на строительство подводных лодок других направлений. В итоге строительство подводных туристических лодок промышленность сначала целиком отдала частному сектору.
Пожалуй, самая лучшая подводная лодка такого класса нынче у миллиардера Ричарда Бренсона. Погружаться его «Нимфа» может на глубину до тридцати метров. В общей сложности сейчас в мире имеется более полусотни частных подводных лодок малой вместимости. В летний период желающих погрузиться на них и полюбоваться красотами подводного мира — более чем достаточно.
И вот тут-то выяснилось, что еще в 1964 году в Швейцарии первыми в мире придумали глубоководную подводную лодку для экскурсий (могла погружаться на глубину до 680 метров, вместимость — 16 человек!). Странно, но про нее надолго почему-то забыли. А когда вспомнили, то аналоги ей появились сразу в нескольких странах — в США, Франции, Японии… Масса богатых туристов желает развлечений. Спрос родил предложения на довольно большие «прогулочные» субмарины. Скажем, во Франции действует подводная лодка для туристов на 48 человек! Есть большие лодки сейчас в Финляндии, Великобритании, Египте.
Крупные фирмы поняли, что океан — своего рода «денежный» Клондайк, если грамотно подойти к организации подводного туризма. Японская компания «Amuza Co. Ltd» заложила даже полноценную промышленную верфь для сборки туристических мини-субмарин с возможностью перепрофилирования под строительство больших лодок. Как говорится, есть спрос — будет и предложение!
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...