И это тоже верно. Приёмы, действительно, разучиваются, отрабатываются до автоматизма, комбинируются между собой, тренируются в свободном поединке. Хотя на практике спаррингов, например, может и не быть. Но сейчас речь о другом.
Обучение через изучение приёмов вполне существует. Но так учат не всегда. Разучивание приёмов — один из методов, самый наглядный и очевидный, но далеко не единственный и не всегда основной. Учат приёмы почти везде. Не везде на них делают акцент.
Вообще, прийти в единоборство затем, чтобы «выучить несколько приемов» — примерно то же, что пытаться освоить иностранный язык по разговорнику. Если заучить его наизусть, мы научимся говорить готовыми фразами. И сможем даже применить полученные знания — в стандартных, типовых ситуациях, для которых и предназначены те или иные фразы и выражения. Постаравшись, можно даже натренировать правильное произношение.
Будет ли это означать, что мы усвоили язык? Вроде и фразу можешь сказать к месту, и произношение верное. А языком не владеешь. Нет, наверное, с опытом и язык освоим, и заговорим не только стандартными фразами. Со временем и при условии активного общения на иностранном языке.
В единоборстве такими готовыми «фразами» и являются приемы. Их и учат, и применяют — только «приёмами» обычно не дерутся. Точнее, не применяют изолированно. Взгляните, много ли приёмов применяют в соревнованиях — что в борцовских, что в ударных? Приёмы, конечно, используют. Но, выучив «несколько приёмов», в бою мы не успеем выбирать, какой из них и когда использовать…
Аналогично и с «выучиванием нескольких приёмов».
Учить их «готовыми и сразу» можно и нужно, если цель — быстро научиться хоть чему-то. «Вызубрив» некоторый комплекс готовых действий для применения в неких типовых ситуациях. Но за этим нужно идти не в секцию/школу боевого искусства, а в школу самообороны.
В большинстве же собственно школ единоборств до освоения собственно приемов нужно еще дойти. А начинают с изучения технических элементов: ударов, защит блоками, уходами, уклонами; способов передвижений. Это своего рода «словарь» данного боевого искусства. Из «слов» которого мы учимся составлять «слоги», «слова», «предложения». То есть — комбинировать элементы в приемы, связки.
Вначале эти приемы-«предложения» нам дают готовыми, затем мы научаемся составлять их самостоятельно. С нуля или комбинируя из фрагментов имеющихся стандартных «фраз».
Спарринг с этой точки зрения — своеобразный диалог, обмен «фразами».
Параллельно изучению собственно техник, потребуется освоить ещё подходы, подготовительные методы, обеспечивающие выход на приём. Причём в разных ситуациях и из разных положений.
Научиться выполнять технические элементы и приёмы в движении, на сопротивляющемся сопернике. В идеале ещё — в свободном поединке.
Вот это называется «владение приёмами». И при таком обучении собственно разучивание приёма занимает не так уж много времени.
На передний план выходит «антураж»: умение обеспечить себе проведение приема. Основой же всего служит умение двигаться. Двигаться вообще — скоординированно, свободно, ловко, сильно и быстро. И двигаться «по школе» — в манере, характерной для данного единоборства.
Первое достигается при помощи общефизической подготовки; второе — специальной физической подготовки и тренировки базовых техник.
Это умение двигаться «по школе» иначе называется манерой движения, или короче — «движком». И именно освоение «стилевого движка», или манеры движения, и является одной из главных задач при изучении любого боевого искусства.
Ну, а приемы при таком подходе — не более, чем частные случаи реализации «движка», конкретная реализация базовых принципов данного единоборства.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...