Действительно, не поспорить. Рук и ног у всех по две, и туловище одно. Люди — одинаковые. А вот боевые искусства почему-то разные.
Оспаривать это можно сколько угодно, но сравним… Да хотя бы капоэйру и крав-магу. Или, если речь об оружейных единоборствах, историческое фехтование и кендо. Чего больше — сходства или отличий?
Можно, конечно, сказать, что это все условности. А «в реальной драке» — все приходят к одному и тому же.
Ан не совсем! Посмотрите на боксеров: в ринге зачастую можно увидеть совершенно разную манеру боя. Настолько, что сомневаешься: занимались ли иные из них боксом?
Да ведь даже в повседневной жизни «одинаково устроенные» люди двигаются по-разному. Вы ведь узнаете знакомого по походке?
Рук и ног у представителей всех народов и во все времена, действительно, поровну. А вот конституция разная. Условия жизни разные. И еще у всех на плечах разные головы. Что прямо влияет на нашу манеру двигаться.
Так что и тело, и движения у всех одинаковые лишь в общих чертах. Впрочем, и с виду не всегда. А форму того или иного боевого искусства определяют еще больше факторов.
Прежде всего, система боя создается для решения вполне определенных задач.
- Кто-то разрабатывал способы самозащиты.
- Кто-то — техники боя для применения на войне.
- А кто-то совершенствовал методы борьбы для состязаний.
Облик любого боевого искусства определяется его назначением и условиями, в которых оно развивалось. Так, состязательный вид может быть сколь угодно жестким (это нормально для старых народных видов борьбы!), но он все равно ограничен правилами. И обычно не предполагает заведомого причинения серьезных травм. Прежде всего, это «статусные бои», демонстрация силы и ловкости. Впрочем, бывали исключения (особенно среди боев ритуально-религиозного назначения!), но и те либо отмирали, либо «гуманизировались» вместе с обществом.
И все это в любом случае отличалось от систем воинских. Или от способов самообороны.
В любом случае, боевое искусство возникает для решения каких-то вполне конкретных задач. Боевое искусство как «Путь» — поздний продукт высокоразвитой боевой культуры.
Но допустим, цель создания боевого искусства определена. Каким же оно будет?
- Первые и определяющие факторы — внешние условия. Климат, рельеф местности.
- Уровень социального и технологического развития — свой и оппонента.
- Наконец, тактика вероятного противника.
Все это определяет наиболее эффективную тактику противодействия ему.
Тактика — центральный элемент любого боевого искусства, определяющий алгоритмы, схемы, образ действий в бою. То, как мы станем вести бой.
Ее величество тактика определяет то, с чего в наше время обычно начинают обучение: технику — как набор конкретных действий, позволяющих реализовывать тактические схемы.
Именно так строится боевое искусство: от реализуемой задачи — к тактике, и далее — к ее конкретной реализации через технику.
Именно поэтому боевые искусства и отличаются по форме. И подчас радикально. Разные цели/задачи, разные социальные и технические возможности, разная тактика — и техника тоже разная.
Что действительно во многом схоже, так это «внутреннее наполнение», а именно способы вложения усилий в движения. Умения при минимальных усилиях «приложить» к оппоненту максимум силы. Условно говоря: делаем слабо — получается сильно.
Вот здесь разные БИ, действительно, во многом сходятся. И здесь «аргумент «все люди устроены одинаково» работает. В большинстве единоборств — не важно, прикладных или состязательных — основное усилие генерируется «от ног» — в буквальном смысле, «отталкиваясь» от опоры-поверхности и активно задействуя мышцы тазового пояса. И далее это движение «подхватывается» и усиливается всем телом, направляясь через руки в цель. Или через оружие, если мы его используем.
Как ни странно, «от ног» бьют даже боксеры.
От ног — и выстраивая все тело определенным образом, чтобы его структура помогала созданию и передаче усилия. Это и есть общее место самых разных единоборств, где сходств действительно больше, чем различий.
Но! Даже здесь — сходство, но не тождество. Техника-то все же разная, и, соответственно, по-разному выстраивается структура тела. И усилия создаются схожим, но отличным образом.
Так, всякий мало-мальски ориентирующийся в единоборствах, отличит движения боксера от каратэки, каратэку от винчуниста. Хотя вроде бы все эти единоборства — ударные, и следуя логике приведенного в начале статьи рассуждения, должны быть «одинаковыми». Хотя с чего бы?
Нет, если пытаться адаптировать то же каратэ, приспосабливая его для спортивного поединка на ринге — в итоге мы действительно получим что-нибудь похожее на… бокс. На него же станет похоже что угодно — тайцзи-цюань, вин-чун…
Просто потому, что боксерская манера оптимальна для маневренного спарринга и для драки. А боксер, постоянно «общаясь» с приверженцами восточных единоборств, наверняка научится защищать нижнюю часть тела. И наверняка добавит в свой арсенал удары ногами. А если в этой «компании» окажется еще и борец — возможно, все в итоге сведется к тому, что мы видим в смешанных единоборствах…
Вот только не все меряется исключительно спортивным, состязательным поединком. И исторически далеко не все БИ создавались для противодействия боксерской технике. И не всегда бойцу выгоден маневренный бой-спарринг. Иногда вообще не стоит допускать обмена ударами, маневренного боя, «состязания» в силе и ловкости. А выгоднее, например, сковать действия противника, сразу стремясь в ближний бой и сводя к минимуму чужое преимущество в подвижности.
Или, наоборот, не позволить умелому борцу войти в плотный контакт. Или условия таковы, что драться, скорее всего, придется в ограниченном пространстве. В тесной и плотной одежде. А может быть, основная цель рукопашной подготовки — выиграть паузу, чтобы извлечь оружие.
Все это — те самые тактические задачи, под которые и формируется технический арсенал.
Будь «все единоборства» действительно «одинаковы» — мы и видели бы одну и ту же манеру во всех существующих боевых системах. Люди ведь не дураки, чтобы веками тренировать одно, а применять на практике другое.
На деле же даже поверхностного взгляда достаточно, чтобы увидеть различия. Подчас существенные. Почему? Потому, что разные единоборства формировались в разных условиях и с разными задачами. И своим целям они, видимо, отвечали, раз за столетия не превратились в ММА…
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...