Ну, во-первых, Марс все еще не безнадежен. Марсианская экспедиция дала неопределенный результат, который вполне может быть интерпретирован как подтверждающий наличие на планете некоей органики. И возможно, это признак того, что когда-то на Марсе тоже была жизнь, остатки которой, может, прячутся под толстым слоем грунта.
Наблюдения за Марсом показали, что иногда в его атмосфере видны следы метана, а метан часто имеет биогенное происхождение. Кроме этого ученые полагают наличие на планете подземных запасов льда. Мы еще только в начале пути исследования планет, у нас недостаточно сил и средств, чтобы обстоятельно изучить этот вопрос.
Белковая жизнь на поверхности Венеры невозможна — там слишком жарко для нее. А вот в ее верхних слоях атмосферы по Солнечной системе жизнь вполне возможна. Там есть водяной пар и углекислый газ, а в слое атмосферы толщиной в пару сотен километров — давление и температура примерно соответствуют земным. Возможно, там существует жизнь?
Изучение систем спутников Юпитера и Сатурна показало, что на спутнике Юпитера Европе есть огромный соленый океан. Снимки телескопа Хаббл позволили увидеть выбросы водяного пара на Европе. По расчетам планетологов, толщина льда на этом спутнике составляет от 4 до 100 км. А подо льдом плещется соленый океан. И его толщина оценивается учеными в 100 и более километров. Так что воды на Европе даже больше, чем на Земле. Вопрос лишь — есть ли там жизнь?
Вода там довольно-таки теплая, гравитация Юпитера разогрела ядро Европы. Очевидно, что там случаются «европотрясения», ибо ничем иным не объяснить возникновение трещин во льду толщиной в десятки километров. Теплая соленая вода, целый океан, да вдобавок к тому много энергии. Фотосинтеза там недостаточно для жизни, а вот за счет окисления, скажем, серы — могло бы и хватить.
Однако исследовать данный спутник планеты будет очень сложно, так как он находится в радиационном поясе Юпитера и на поверхности там сильная радиация.
А вот спутник Юпитера Ганимед, хоть и поменьше Европы, но находится вне радиационных поясов Юпитера. Так что радиация на его поверхности не слишком высока. А по некоторым признакам и там под толстым слоем льда находится такой же океан, как на Европе. Только поменьше.
НАСА и Европейское Космическое Агентство (ЕКА) планируют со временем отправить туда исследовательские зонды. Пока планируется посадить разведывательный модуль и начать исследования Ганимеда. Ибо пробурить многокилометровую ледяную броню с техникой, которую может доставить небольшой разведывательный модуль — нереально. А вот посмотреть поближе, где именно происходят разломы, и попытаться увидеть спектр газов, из этих разломов вырывающихся — для начала дало бы много информации.
У Сатурна есть спутник Энцелад. Его диаметр всего около 500 км, ядро его разогрело гравитационное взаимодействие с Сатурном, с его поверхности бьют гейзеры водяного пара. Зонд «Кассини» пролетел через один такой выброс и установил, что в воде много углеводородов. Под толстым слоем льда скрыт огромный океан. Ядро Энцелада согревает океан, а от жуткого холода пространства все прикрыто толстым слоем льда. Возможна ли там жизнь? Возможна.
У Сатурна есть много спутников, среди них самый большой — Титан. Его обнаружил в 1655 году Христиан Гюйгенс.
Планета обладает мощной атмосферой, давление на поверхности в полтора раза выше, чем на поверхности Земли. Белковой жизни тут быть не может, слишком холодно. Лед здесь только твердый, по нему текут реки из метана. Кроме метана в атмосфере замечены следы аммиака, возможно, есть и другие, более сложные органические соединения.
Ученые полагают — тут возможна и жизнь. Только не на основе воды и кислорода. Какая же именно? Человечество узнает об этом, когда сумеет туда добраться.
Но если предположить, что жизнь на других планетах может иметь не белковую, а кремниевую основу, это дает нам возможность надеяться на существование какой-то жизни на Меркурии или на Венере.
Дело за малым — освоить создание двигателей, дающих мощную тягу с удельным импульсом рабочего тела в десятки (а лучше — в сотни) километров в секунду.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...