Начитавшись книг модного писателя В. Скотта, англоязычная часть населения мира (а в XIX веке это высокий процент грамотных жителей) стала относиться к самоцвету с большим подозрением.
Действие романа Вальтера Скотта, увидевшего свет в 1829 году, начинается в 1474 г. в лесных кантонах Швейцарии. Герои романа — разные люди, от благородных до простолюдинов. Здесь купцы, горожане, дворяне, графы, бароны, палачи, призраки, а над всеми веет злой дух Понтия Пилата. Из коронованных особ — герцог Бургундский, Карл Смелый, а также короли Франции Людовик XI и король Англии Эдуард IV. Как всегда, у Вальтера Скотта в рыцарском романе есть и влюбленные: рыцарь Артур и леди Анна. Их чувства, как это присуще чуть ли не всем историям любви, столь же беззаветны, сколь безнадежны.
В середине второго тома читатель встречается с дьявольщиной. Дед леди Анны, барон и ученый, получил в дар от тех, «которые являются прежде, чем пропоет утренний петел», серебряную лампаду на мраморном подножии, исписанном иероглифами. Однажды он вошел в свою комнату и замер на месте — лампада была погашена и снята с подножия, на котором теперь
…стояла прелестная молодая женщина в персидской одежде алого цвета. На ее голове не красовалось никакого головного убора, кроме ленты, продетой сквозь волосы и прикрепленной золотой пряжкою. Сама же пряжка была украшена огромным опалом, который при разнообразии цветов, свойственных сему камню, сиял красноватым оттенком, «подобным огненной искре».
Придя в себя, он пришел в такое восхищение от прекрасной обладательницы «арлекинового» опала, которую звали Гермиона, что сделал ей предложение руки и сердца.
Прошло некоторое время, и в поведении новоиспеченной молодой баронессы стали проявляться странности. В минуты возбуждения оправленный в золото опал, «носимый ею на голове» и который она никогда не снимала, извергал из себя яркое пламя, подобное огненному языку. В сумерках Гермиона почему-то начинала волноваться и бессвязно бормотать что-то, камень при этом становился как будто еще более ярким и посылал луч, который, казалось, исходил от него самого. Горничным казалось, что камень разделяет волнение его хозяйки.
Вскоре у пары родилась дочь Сивилла, будущая мать Анны. На крестинах девочки собрались многочисленные именитые гости, которые умудрились перессориться из-за старшинства. В пылу ссоры дед Анны был объявлен колдуном, а бабка — воплощением злого духа, не смеющим прикасаться к святой воде.
Желая опровергнуть клевету, барон брызнул в лицо супруги влагой из церковной чаши. И произошло невероятное — баронесса упала с болезненным стоном на пол, и супруг вынужден был отнести ее в спальню. Сам же, вернувшись, простерся перед алтарем. Когда приехал доктор и двери спальни открыли, то нашли в ней лишь горсть легкого серого пепла «как бы от сгоревшей бумаги».
Многие читатели на этом останавливались, считая, что это и есть завершение романа. До конца дочитывали единицы. Но только к середине последнего тома выясняется, что виноват вовсе не камень — баронессу просто-напросто отравили. Об этом и поведал волшебный опал, который навсегда лишился блеска, как пишет Вальтер Скотт, «таково свойство этого драгоценного камня в случае приближения к нему яда».
Те, кто не читал до конца, стали относиться к камню с опасением, тем более что до них доходили отголоски старинных мрачных легенд. И к середине XIX века торговля опалами практически прекратилась. По словам Г. Банка, немецкого геммолога и автора книги «В мире самоцветов» (1978), Вальтер Скотт в романе рекомендует выкинуть злосчастный камень в море. Только тогда он оставит человека в покое.
Из-за подобных легенд знаменитые ювелирные дома Вены, в которых продавали опалы, потеряли много покупателей, и, опасаясь негативного влияния камней, ювелиры попросту стали выбрасывать опалы в воды Дуная. Они считали, что, оказавшись в своей родной стихии, камень успокаивается, и его злость на людей утихает.
Реабилитировала камень опал английская королева Виктория. Вопреки общественному мнению, она была более добросовестной читательницей, чем ее подданные, очень любила опалы и одаривала ими своих дочерей и других членов многочисленного семейства. Тем более что наибольшие залегания камней обнаружились в британском доминионе — Австралии. Австралийские опалы были очень крупными, переливающимися многочисленными оттенками, ювелирные украшения с ними до сих пор хранятся в коллекции английской королевской семьи. Может быть, именно поэтому в Австралии получил завершение мрачный «опаловый сюжет».
В конце 2008 года НАСА объявила, что обнаружила опалы на Марсе. Космический зонд, вращающийся вокруг планеты, нашел отложения опалов в системе каньона Валлес-Маринерис к востоку от Тарсиса. Конечно, опалы не столь драгоценны, чтобы оправдать межпланетную торговлю, но открытие является значительным, поскольку предполагает, что жидкая вода появилась на Марсе на миллиард лет позже, чем предполагалось.
Сегодня крупнейшая коллекция этих драгоценных минералов хранится в городе Вене, в одном из музеев. В сокровищнице есть два камня, вес которых достигает 7000 карат.
Не менее прекрасные опалы расположены, разумеется, в Австралии, Италии (во Флоренции) и в США. На слуху сегодня находятся камни:
- Опал Реблинга — красно-оранжевый камень потрясающей окраски;
- «Девоншир» — сегодня считается самым крупным из черных опалов (около 100 карат);
- «Пожар Трои» — тот самый огненный камень, который Наполеон Бонапарт подарил своей жене Жозефине;
- «Юпитер-5» — считается самым крупным в мире белым минералом (весом более 20 тысяч карат);
- «Австралийская олимпиада» — можно догадаться, что своим именем камень обязан Олимпийским играм, которые проводились в Австралии в 1956 году;
- «Огненная королева» — один из известнейших самоцветов, имеющий ярко-красный центр и зеленую окантовку;
- «Красный адмирал» — красивейший камень, на котором сама природа «изобразила» бабочку.
В настоящее время опал широко известен как октябрьский камень и подарок к 14-му году брака. Хотя причина любви к опалам сегодня не та, что была раньше, эти прекрасные камни все еще популярны в ювелирной промышленности. Преодолев суеверия и ложные обвинения, люди стали носить их просто ради их искрящейся красоты.
Опалы по-прежнему популярны как подарок из драгоценного и полудрагоценного камня. Обычно их дарят близким люди, обладающим тонким вкусом. Кроме того ювелирные изделия из опала все еще широко распространены в королевских дворах по всему миру.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...