Утомленный ночной работой, я не мог заснуть и вышел погулять. Я бродил без определенной цели, и ноги сами принесли меня в верхний город на стройку собора Святого Семейства. В детстве отец иногда приводил меня полюбоваться на скопище скульптур и портиков, вечно одетое лесами, словно место было проклятым. Мне нравилось время от времени возвращаться туда, чтобы удостовериться — ничего не изменилось. Город непрестанно разрастался, но собор Святого Семейства так и лежал в руинах, как в первый день творения…
Герой романа Руиса Карлоса Сафона «Игра ангела» Давид Мартин описывает собор в тот редкий период, когда работы действительно останавливались (1932−1952 гг.) во время гражданской войны в Испании. Но неудивительно, что городским жителям кажется, что строительство идет вечно, ведь собор Святого Семейства (Саграда Фамилия) в Барселоне строится уже 139 лет.
Судя по фотографиям того времени, зрелище и правда было довольно безрадостным, но место едва ли можно считать проклятым, ведь несмотря ни на что работы продолжаются.
Собор начали возводить, тогда еще за пределами города, в 1882 году. Ирония судьбы в том, что в начале строительства не было возможности выкупить землю в городе, она была слишком дорогой, а собор с самого начала строился на пожертвования. Однако теперь он возвышается над городскими улицами и даже недостроенным пользуется большой популярностью у туристов.
По первоначальному замыслу облик собора должен был быть совсем другим, более скромным и классическим. Но уже в конце 1882 года архитектор Франциско дель Вильяр перестал заниматься проектом, и его сменил Антонио Гауди, его ученик, который и посвятил этому строительству большую часть своей жизни. На тот момент Гауди еще не был известным, и нанять его было дешевле, чем оставлять при строительстве Вильяра — еще одна ирония судьбы.
Благодаря большим пожертвованиям на постройку собора у Гауди появилась возможность полностью изменить проект. От первоначальной идеи осталась только планировка здания в форме латинского креста. Гауди с самого начала понимал, что ему не закончить строительство при жизни, но, по свидетельству современников, никогда не переживал по этому поводу.
Саграда Фамилия была запланирована как величественное религиозное сооружение, собор, увенчанный восемнадцатью башнями. Три фасада — Славы, Страстей и Рождества — по четыре башни на каждом, и шесть центральных башен. Гауди начал возведение фасада Рождества.
Строительство началось и продолжалось благодаря пожертвованиям, и он решил не пугать людей образами фасада Страстей. Интересно смотреть на фотографии первых лет строительства, где вокруг будущего собора простираются поля, рядом пасутся козы, играют дети. Рабочий день Гауди тогда начинался с того, что он вместе с рабочими убирал со строительных лесов залетевших туда воздушных змеев.
Он хотел, чтобы собор стал символом единства небесного и земного, поэтому в облике Саграды Фамилии так много природных мотивов: колонны похожи на причудливые стволы деревьев, ветка кипариса украшает один из входов, а потолок словно украшен звездами.
Архитектор очень серьезно относился к своему проекту, скрупулезно подбирая каждый образ, каждый элемент декора. «Мой заказчик никуда не торопится», — говорил Гауди и указывал на небо.
Точнее, Гауди сказал: "Мой заказчик не торопится, у него впереди - вечность".
Оценка статьи: 5
1 Ответить