История каналов
Около 4000 лет назад в Древнем Египте был построен канал, соединивший Нил с Красным морем. В Вавилоне при царе Навуходоносоре был построен «царский» канал, соединивший Тигр с Евфратом. Увы, эти каналы не сохранились.
Больше 2500 лет назад в Китае появился судоходный канал. Пока дикие предки рафинированных англичан, изящных французов и живущих по строгому распорядку немцев бегали по лесам и охотились на дичь с дубинками, образованные китайцы построили судоходный канал, соединивший Янцзы и Хуанхэ. Длина канала 1776 км, а его максимальная глубина составляет 42 метра. Этот канал и сегодня — самый длинный в мире. Его называют Великим Каналом, он внесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.
Во времена Карла Великого было начато строительство системы каналов, которыми предполагалось соединить Рейн, Маас и Дунай. То, что не удалось сделать Карлу Великому, было сделано в 1992 году. Канал функционирует, его длина составляет 171 км, но глубина сооружения и шлюзов всего 4 метра. Большие морские суда там не поместятся, а вот речные перевозят массу грузов из Северного моря в Черное.
Особенно быстрыми темпами строительство каналов начало идти, начиная с XVIII века. Ведь производство развивалось, надо было перемещать множество товаров — на телегах столько было просто не перевезти. Вплоть до появления железных дорог единственным способом перевозки многих товаров были именно каналы.
За время с 1759 по 1830 год в Англии было построено около 4800 миль каналов. Товар провозили по ним в баржах. Тянули баржи лошади и мулы, которые шли по специальным дорожкам вдоль берега канала. Кстати, большая часть этих каналов используется и сегодня — правда, в основном с экскурсионными и туристическими целями.
В XIX веке, после изобретения паровой машины (сначала пароходов, а потом и паровозов) и развития в развитых странах сети железных дорог, значение мелких речных каналов сильно уменьшилось. Ведь составами по железной дороге можно было довезти значительно больше грузов и намного быстрее и дешевле, чем небольшими баржами на конной тяге.
В США в 1817—1825 годах был построен канал Эри (длина около 500 км), соединивший с Атлантическим океаном систему Великих озер.
В Канаде с 1954 по 1959 годы был построен глубоководный канал Святого Лаврентия (длина 600 км), соединивший канадский Монреаль, стоящий на реке Св. Лаврентия, с системой американских Великих Озер. Так появилась возможность провести из Атлантики до Великих Озер суда длиной до 225.5 м, шириной до 23.8 м и с осадкой до 8.2 м.
В настоящее время функционирует много каналов. Но наиболее крупные из них — Великий Канал, построенный в Китае, до сих пор являющийся рекордсменом по длине. За ним, по длине, в тройке лидеров — канал Св. Лаврентия (600км) и канал Эри (500 км).
Построенный во времена СССР Беломорско-Балтийский канал имеет длину 227 км. Увы, его глубина — всего 4 метра, что не позволяет проводить через него морские суда.
Суэцкий канал был построен в 1869 году, его длина — 193.3 км. Шлюзов на нем нет, глубина 24 метра, а ширина 205 метров.
Канал Рейн-Майн-Дунай имеет длину 171 км. За ним — Волго-Донской канал, длиной 101 км.
Затем идут Кильский (98 км), Хьюстонский (80 км) и Панамский (77 км) каналы.
В 1894 году был открыт Манчестерский канал, длина которого составляет 58 км, соединивший промышленный Манчестер с Ирландским морем.
Перспективы
В настоящее время говорят о Никарагуанском канале в Центральной Америке, который соединит Акватории Атлантического и Тихого океанов, и о канале «Евразия», который соединит Каспийское и Азовское моря. Зачем там нужны новые каналы — ведь уже есть Панамский и Волго-Донской?
Дело в том, что Панамский канал строился сильно «на вырост», но в настоящее время построены суда большего размера, чем «Панамакс» (длина до 289,56 м, ширина до 32,31 м, осадка до 12,04 м) — максимальный размер судов, способных пройти по Панамскому каналу. Суда, превышающие эти параметры, вынуждены обходить Южную Америку, ибо в канал они не вмещаются.
Новый канал, который сейчас планируют построить на территории Никарагуа, будет иметь глубину порядка 30 метров, а ширину от 250 до 500 метров. Планируется, что суда будут проходить канал примерно за 30 часов. По нему смогут ходить танкеры дедвейтом до 400.000 тонн и контейнеровозы до 25 тыс. TEU.
По таким же причинам планируется постройка канала «Евразия», или Манычского. Ведь Волго-Донской канал имеет шлюзовые камеры размером 140×16.7×3.5 м, по нему могут пройти только небольшие речные суда.
В кооперации с Китаем и Казахстаном, для реализации нового проекта «Шелковый путь», планируется создание канала, по которому смогут пройти суда грузоподъемностью 20−26 тыс. тонн. Планируется ширина каналов до 90 метров, глубина до 9.5 метров, длина шлюзовых камер — до 400 метров. По такому каналу смогут проходить уже большие морские суда.
Где еще каналы будут построены? Видимо, там, где это оправдано экономически. Я нашел еще проект трансиранского канала — из Персидского залива в Каспий. Вместе с каналом «Евразия» это бы здорово сократило доходы владельцев Суэцкого канала. А создателям было бы очень выгодно.
Мне кажется, что в дальнейшем более вероятна реконструкция уже существующих каналов, чтобы по ним могли проходить более крупные суда.
"...проект трансиранского канала — из Персидского залива в Каспий. Вместе с каналом «Евразия» это бы здорово сократило доходы владельцев Суэцкого канала" Думаю в первую очередь пострадает Египет. Ведь основные поступления в его бюджет (по некоторым данным 90%) идут именно от Суэцкого канала.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валерий Сатокин, спасибо за замечание - пострадает владелец. Если египет - значит, он и пострадает.
При постройке Никарагуанского канала, что, надо панамцев жалеть?
Как там шварцнеггер в "Красной жаре" говорил? -- "КАПИТАЛИЗМ"
..,правда, в трансиранский канал не верю, но - а вдруг?
0 Ответить