В Денизли, по словам Мики, — самые лучшие в мире четыре вещи: текстиль, фруктовое вино, фабрика оникса и петухи, которые от собственного крика падают в обморок. Чем объяснить феномен петухов — никто не знает. Но я очень живенько представляю себе эту акварель — раннее утро, на плетень турецкой избы взлетает петух, орёт до белых глаз и потом колодой валится с возвышения… И умирает… от сотрясения своих петушиных мозгов.
Мастерские, где из оникса вырезают удивительной красоты сувениры, в Турции, в общем-то, не редкость. Но музей и большая фабрика оникса имеется только в Денизли. Здесь вам покажут, как этот минерал обрабатывают и как из не очень интересной каменюшки делают очень красивое изделие.
В нашем случае это было яйцо на подставке, и всю дорогу до фабрики Мика с нами репетировал: «Мастер выточит изделие и спросит: что это? Вы должны хором сказать — яйцо на подставке! Не лампочка! И не дверная ручка! А яйцо! На подставке! Тогда он его подарит кому-нибудь…» Все репетировали, но мастер просто взял, выточил и сказал, что это изделие — не что иное, как яйцо на подставке… Как у нас рожи у всех вытянулись… Мы ведь запоминали, старались…
Винный погребок, в пригороде Денизли, куда нас повезли дегустировать фруктовые вина, держат турки, эмигрировавшие из СССР и шпарящие тосты ещё как во времена КПСС — ёмко, с ухарским «эх!» и политкорректными бородатыми анекдотами.
Это, безусловно, достопримечательность. Сам погребок сделан очень красивенько — в деревенском стиле, с очень чистыми утками, щенками, кальянными беседками и тележными колесами.
Кстати, о тележных колёсах… Если бы меня спросили, что бы я выбрала в качестве символа Турции — я бы отнюдь не остановилась на белом полумесяце, красных фесках или загнутых золотистых тапочках… Я бы выбрала именно тележное колесо. Потому что кафешки, заправки, магазинчики — буквально всё украшено этой живописно подвешенной, прислоненной или просто бесхозно валяющейся фурнитурой…
Так вот… В погребке туристов усаживают в пионерский кружок и дают дегустировать обалденное вино семи сортов. Если учесть, что до этого я не представляла себе что такое «тутовник» и плохо помнила вкус редкой у нас ежевичной ягоды — вполне понятно, что я надегустировалась так, что хотелось петь песни, но в голове был только какой-то грузинский хор.
Дежурный тамада Вахуд, похоже, привык к туристическим набегам и за пять минут напродавал туристам всякого-превсякого вина, лукума и ещё каких-то восточных сладостей. При этом без остановки балаболя на отличном русском языке и посмеиваясь.
Что же касается текстиля, то в Денизли за ним ездят не только челноки со всего света, но и звёзды Голливуда, и монаршие особы, и олигархи. Фабрика, куда нам удалось попасть, — это нечто вроде музея-галереи, где можно и просто посмотреть на обширный ассортимент, и пофотографироваться на фоне древней рухляди, которая являет собой ткацкие станки тьмутараканского века, и выбрать всем домочадцам и сослуживцам подарки (там они дёшевы и достаточно презентабельны), и поторговаться с бродящими по залу продавцами, уменьшив вполовину указанную на ценниках цифру…
Несмотря на то, что от нашего отеля до Денизли и обратно путь занял почти девять часов — прошли они незамеченно. Уже возвращаясь в отель с позванивающими винными корзинами, большущими пакетами с пледами и полотенцами, в ониксовых браслетах и бусиках, я полностью согласилась с нашим гидом — быть в Турции и не увидеть Денизли? Ужасное упущение…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...