Подкаст
Алексей Норкин Грандмастер

Как живут соседи Санта-Клауса?

«Олень остановился у жалкой избушки. Крыша спускалась до самой земли, а дверь была такая низенькая, что людям приходилось проползать в нее на четвереньках. Дома была одна старуха лапландка, жарившая при свете жировой лампы рыбу. Северный олень рассказал лапландке всю историю Герды, но сначала рассказал свою собственную — она казалась ему гораздо важнее. Герда же так окоченела от холода, что и говорить не могла… Когда Герда согрелась, поела и попила, лапландка написала пару слов на сушеной треске, велела Герде хорошенько беречь ее, потом привязала девочку к спине оленя, и тот снова помчался».

Вот так колоритно и без прикрас описал Г. Х. Андерсен в сказке о снежной королеве быт лапландцев — северного народа, живущего, по нынешним представлениям, рядом с Санта-Клаусом. Суровые морозы, убогие бытовые условия, треска вместо бумаги и единственное надежное существо — олень, которому можно доверить ребенка.

А как живут жители тех краев сегодня?

Лапландия — это северная часть Скандинавского полуострова, родина лопарей, или, как они сами себя называют, саамов. Когда-то саамы сплошь были кочевниками. По бескрайним заснеженным просторам они гоняли многочисленные стада оленей.

Дома оленеводов больше не строят из оленьих шкур

Сегодня почти все лопари живут в городах. А настоящими оленеводами могут почувствовать себя только по праздникам. Традиционные оленьи игры — единственная отрада саамов. Для них они — как национальное первенство или даже чемпионат мира. Спортивным оленям спиливают рога, так безопаснее. Но, несмотря на предосторожности, оленьи соревнования — спорт не для слабонервных.

Оленьи игры в норвежском Трумсё

Когда-то вся жизнь северного народа зависела от годового маршрута миграции оленей. Саамы пытались приручить этих животных. Однако и по сей день олени остаются полудикими. Их естественные враги — медведи, волки и рыси. Они наносят огромный ущерб стадам.

Единственный защитник оленя — человек. Зимой и летом саамы спасают оленей от хищников, помогают слабым и отставшим. Олени не гуляют сами по себе. Они — чья-нибудь собственность. Метка на ухе — как паспорт на всю жизнь. В наши дни жизнь и смерть саамов не зависит от оленей, но по-прежнему право собственности на оленей чтится свято.

Саам без оленя — даже сегодня не саам. Олени — жизнь, верования и история этого народа. Люди и олени тысячи лет кочевали по северной Скандинавии. На оленях перевозили поклажу, ели их мясо, а из шкур шили одежду и строили дома.

В наши дни древний симбиоз животного и человека находится под угрозой. И дело не только в том, что традиционно человек стремится к более комфортным условиям существования, обеспечить которые кочевая жизнь не в состоянии. Лес рубят — щепки летят, лесозаготовительные компании ограничивают свободу перемещения кочевников.

У саамов есть легенда о древних шаманах. Эти заклинатели и лекари обладали таинственной силой. Считалось, что их упряжка и сани могли летать. Шаманы рассказывали людям обо всем, что происходит в мире, и развозили подарки. А когда снег был слишком глубоким, им приходилось попадать в жилище через дымоход. Мало кто знает саамские легенды, но дети всего мира убеждены: Санта-Клаус приходит к ним из Лапландии.

Впрочем, наш Дед Мороз — не совсем Санта-Клаус. У нас «собственная гордость», несмотря на похожие черты двух персонажей. Поэтому и живет наш белобородый дедушка не в далекой Лапландии, а где-либо поближе. Тот, в паспорте которого только недавно отменили штамп, разрешающий выезд за пределы родной Беларуси, обосновался в Беловежской пуще. Но это уже совсем другая история.

Обновлено 22.05.2018
Статья размещена на сайте 13.01.2008

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: