А. Грин, Капитан Дюк
Паруса представляют собой поверхности, служащие для восприятия давления ветра, если последний служит в качестве двигателя судна.
Это цитата с сухого и деловитого сайта о парусниках:
Рангоутом называются все деревянные, а на современных судах и металлические детали, служащие для несения парусов, подъема сигналов
В статье про виды облаков мы уже вспоминали Паустовского и его любовь к чтению морских лоций, где между строк сухих и точных описаний берегов, гаваней и течений запрятан огромный заряд романтики, так милой сердцу каждого, кто хотя бы в детстве мечтал о путешествиях, парусниках, приключениях и тому подобное. Сайты о парусниках тоже облажают подобным психотерапевтическим воздействием…
Современные парусные суда разделяются на три основные группы: суда с прямым вооружением; суда с косым вооружением, суда со смешанным вооружением.
Суда с косыми парусами значительно проще в управлении и меньше по размеру, чем суда с прямыми парусами. Они лучше ходят на острых курсах (при боковых ветрах) и хорошо ведут себя при лавировке. Эти два качества способствовали широкому их использованию в каботажном судоходстве. Однако косые паруса имеют и недостаток. Он заключается в том, что постановка косых парусов перпендикулярно диаметральной плоскости неудобна при попутных ветрах. Суда становятся рыскливыми и беспокойными. Этот недостаток устраняется постановкой на судах смешанного парусного вооружения.
Как это свежо — отвлечься от биржевых сводок и курсов валют, проблем парковки и снискивания своего гран-куска хлеба с маслом (а может быть, и с икрой, я уж не говорю о сале) — и погрузиться в обсуждение преимуществ и недостатков косых и прямых парусов?
Черная мачта на фоне пурпура заката,
Белая пена смешала индиго и ультрамарин.
Возглас «Земля!» все мы слышали раньше когда-то,
Все мы в мечтах покидали родные пенаты,
Глядя на облачный город в пучинах вечерней зари.
Но в суете городской и унылом постылом кипеньи
Траффика, бизнеса, быстрых сосисок и встреч,
Где-то в душе отдаленное слышится пенье
Древних сирен, Одиссея хотевших увлечь.
К судам со смешанным вооружением относятся такие, у которых имеются прямые и косые паруса. Такими судами являются бригантины и баркентины. Бригантина — это двухмачтовое судно, у которого первая мачта несет прямые паруса, а вторая — косые. Баркентина — это трех- и более мачтовое судно, несущее на первой мачте прямые паруса, а на остальных — косые.
В розовые юные годы я могла — разбуди меня ночью — точно изобразить схему полного парусного вооружения фрегата или бригантины. Сейчас уже, конечно, суета берет свое, и я с трудом скажу, чем отличается бом-брамсель от фор-марселя, или что к чему крепится — утлегарь к бугшприту или наоборот. Увы, парусники в наше время не так легко встретить, но все-таки в Одесский порт заходил, заходил трехмачтовый барк «Товарищ», который запечатлен в старом фильме «Алые паруса» (а вообще-то он снялся в сорока фильмах — «Максимка», «Капитан Немо», «Узник замка Иф», «Дети капитана Гранта» и, др.). Паруса на нем, конечно, были белые — ну так не всем же алые показывают. Но зрелище настоящего, реального парусного корабля с поднятыми парусами — это, доложу я вам, непередаваемо прекрасно…
В первой половине XIX в. появляется новый тип торгового корабля — клипер. Острая форма его невысокого корпуса, узкого и длинного, огромные паруса плюс некоторое снижение грузовместимости дали поразительный эффект: ни один парусник не мог даже приблизиться к клиперу по быстроте хода (максимальная скорость многих клиперов при попутном ветре достигала 18−20 узлов). За это корабль получил свое название, которое в переводе с английского означает «стригущий верхушки волн».
Владислав Крапивин, много лет руководивший отрядом «Каравелла», написал для своих учеников увлекательную книгу-руководство об устройстве и управлении парусником — Фрегат «Звенящий».
Что тут еще надо добавлять? разве что запеть «Бригантину» Павла Когана. Но петь я не умею, вставлять в статьи звуковые файлы и ютубы тоже не считаю нужным, поэтому могу наконец перейти к делу: представить читателям художника Пола Брента.
Как он сам говорит, он пишет не статику, но движение. Его оригинальный стиль — нежная акварель, в которой точные детали в изображении экзотических солнечных пейзажей и природы удивительно гармонично передают настроение свежего ветра, безмятежности и порыва. В общем, смотрим картины и воспаряем. Дабы, пополнив запасы энергии Цы, отдохнув и подзарядившись свежим озоном и праной, снова кинуться в бушующее мутное море повседневности…
Не особо люблю "мокрые дела" (мне бы, мне бы - в небо!), но статья тронула.
А в небе, когда над головой купол параплана, до земли полкилометра, в руках стропы управления, иногда чувствуешь себя этаким мореходом, бороздящим просторы океана. И много фалов-строп управления, причем у каждого свои функции, и послушный им парус-купол.
Единственное отличие параплана от парусника - в небе нельзя остановиться...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Крапивина обожаю! У него в каждой книге - сплошные парусники. А я в детстве мечтал отправиться по морям, по волнам, и непременно под парусами.
0 Ответить
В каких штормах мы только не бывали
Трещали мачты, рвались паруса,
И ветры души насквозь продували,
А волны поднимались в небеса.
Но мы давно прошли эту науку.
Безбожники, но знаем - с нами бог
И на штурвале крепко держим руку,
Хоть палубы уходят из под ног.
От жизни нам пришлось хлебнуть не мало,
Но знаем твердо, наш наступит час,
В тавернах ждут нас полные бокалы
И женщины, что любят только нас.
Ну а когда от берега устанем,
И позовут морей нас голоса,
Мы мичманки потертые достанем
И снова ветры нам наполнят паруса.
© 2006 г. Вячеслав Кутейников
0 Ответить
Как говорится, в тему!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Слава богу, попал. Хоть сейчас не побили.
0 Ответить
Бессонница. И Гомер тоже.
Красиво...
0 Ответить
Кая Юльевна! Даже свежесть морского бриза ощутила после Вашей нежной, романтичной статьи... ВЕСНА!!!
Только вот по поисковику не нашла сайт Пола Брента... Видимо, дядя Яндекс стал стареть... Отправьте меня, плиз, в галерею художника.
0 Ответить
А я тоже не нашла. Нету у него сайта, мабуть.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А картинки откуда???
0 Ответить
Мне их подарил неизвестный меценат. А он их купил.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
ПОЗДРАВЛЯЮ!!!!! Царский подарок!
0 Ответить
Хорошо написано, спасибо.
Захотелось вдохнуть побольше соленого морского воздуха.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну дык на трамвай и вперед.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
чем отличается бом-брамсель от фор-марчеля - фор-марселя?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
ну да.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Романтикой повеяло. 5.
А это Алексей Куденко.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ай, хорошо, какое небо и город вдалеке. По сегодняшним тучам - самое то что надо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить