• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Как возник узел кровавых противоречий между Южной Осетией и Грузией?

Рядом с южными границами России опять идет война, гибнут мирные люди и военнослужащие, горят города и села, на простреливаемых грузинской артиллерией дорогах потоки беженцев, которые ищут спасение в Северной Осетии. Как же сложилось, что на этих благодатных землях возник сложный клубок противоречий, которые сегодняшнее руководство Грузии попытается решить при помощи танков, бомбардировщиков и установок залпового огня «Град»?

Осетия имеет древнюю историю. Когда-то территорию современной Южной Осетии населяли ираноязычные племена — предки современных осетин. Земли Южной Осетии в разное время были в составе различных племенных союзов северо-кавказских иранцев, но никогда не входили в грузинские государства. Грузинские князья неоднократно пытались установить свой контроль над территорией Южной Осетии, но всегда встречали вооруженный отпор. Набеги грузинских отрядов на эти земли были не редки. Не имея сил подчинить осетин, грузины грабили их села и угоняли скот, а захваченных людей продавали в рабство.

Ситуация изменилась в 1774 году когда Осетия, тогда еще не разделенная на Северную и Южную, вошла в состав Российской Империи. Но еще долгие годы горная (южная) часть Осетии оставалась вне реального контроля царской администрации, хотя и считалась владением России. В 1830 году военная экспедиция под командованием генерала Ренненкампфа окончательно установила господство России на этих землях. В 1843 году на территории современной Южной Осетии, тогда она находилась в составе Тифлисской губернии, был образован крупный Осетинский округ.

Интересно, что грузинские князья Мачабели и Эристави сразу же попытались сделать то, что ранее им не удавалось совершить силой оружия. Ими были заявлены претензии на осетинские земли. В этом деле даже пришлось разбираться Сенату и лично императору. Решение Сената было однозначным: «Грузинским князьям Мачабеловым отказать в домогательстве о признании крепостного их права над осетинами». Император изложил свое мнение более пространно: «Каково бы ни было решение высших судебных мест, трудно будет признать и привести в действие таковое в пользу князей Мачабеловых, поелику опытом дознано, что горные осетины никогда не будут без употребления военной силы исполнять следующие от них повинности и что, с другой стороны, нельзя же допускать мысль, что через каждые два или три года необходимо наряжать туда отряды и экспедиции».

Решением царского правительства южные осетины были переведены в разряд государственных крестьян, что исключало их зависимость от грузинских дворян и давало значительные привилегии. По сути, это был своеобразный прообраз будущей автономии Южной Осетии, обусловленный ее географическим положением и национальными особенностями населения.

Сразу же после распада Российской империи в 1917 году, Грузия попыталась силой захватить территорию Южной Осетии, что вызвало вооруженные выступления местного населения. Любопытно, что при развале империи Южная Осетия отказалась выходить из состава России и принимать участие в выборах в Грузинский парламент. В Осетии была провозглашена Советская республика. В мае 1920 года делегатами от 17 комитетов Южной Осетии был принят «Меморандум трудовой Южной Осетии Ц К РКП (б), Всероссийскому ЦИКу рабочих и крестьянских депутатов…», в котором было определено, что «1. Южная Осетия — неотъемлемая часть Советской России; 2. Южная Осетия входит в состав Советской России на общем основании НЕПОСРЕДСТВЕННО (выделено в оригинале); 3. Посредственного вхождения в Советскую Россию через грузинскую или иную республику, хотя бы и советскую, мы ни под каким видом не допускаем».

Тогда обстановка не позволила Российской Федерации оказать помощь осетинскому народу, и Грузия ввела в Южную Осетию войска. Осетины оказали им ожесточенное сопротивление, но силы были неравны, в боях погибло 15−18 тысяч человек. Отстоять свою землю осетины не смогли, и Грузия её аннексировала. При этом более 50 тысяч осетин бежали в Россию. По сути, это был геноцид осетинского народа.

На события в Осетии вынужден был отреагировать и Народный комиссар иностранных дел РСФСР Чичерин, направивший правительству Грузии ноту от 17 мая 1920 года, в которой говорилось: «…мы с тревогой узнали, что в Южную Осетию, где провозглашена Советская Республика, направлены для уничтожения таковой власти грузинские войска. Мы настаиваем, если это верно, отозвать свои войска из Осетии, ибо считаем, что Осетия должна иметь у себя ту власть, которую она хочет. Вмешательство Грузии в дела Осетии было бы ничем не оправдываемым вмешательством в чужие внутренние дела…».

Нота не повлияла на ход событий, в отношении остававшихся на своей земле осетин начались репрессии, практиковались и массовые выселения. Обстановка не нормализовалась и после установления в Грузии советской власти. Было принято волевое решение о включении Южной Осетии в состав Грузии. Декретом ВЦИК и Совета Народных Комиссаров Грузинской ССР 20 апреля 1922 года была создана Юго-Осетинская автономная область. Однако автономия была более номинальной, чем реальной. Представителей местного населения пытались не допускать на руководящие должности, поддерживался курс на ассимиляцию, людей даже иногда принуждали менять фамилии и указывать в паспортах национальность «грузин». В массовом порядке проводилась замена географических названий. В 1939 осетинская письменность, до того времени основывавшаяся на латинском алфавите, была переведена на грузинский алфавит. В осетинских школах началось преподавание на грузинском языке.

По инициативе грузинского руководства была даже придумана новая национальность, которая должна была подчеркнуть, что в Грузии проживают «свои» осетины, отличные от тех, что вошли в Россию в составе Северной Осетии. До начала 50-х годов прошлого века в паспортах можно было в графе «национальность» увидеть надпись «южный осетин». Грузинским руководством сознательно сдерживалось экономическое развитие Южной Осетии, которую стремились превратить в аграрно-сырьевой придаток Грузии. Все это не могло не сказаться на жизненном уровне населения, который был значительно ниже, чем в среднем по Грузинской ССР. Естественно, что это вызывало недовольство и даже отток населения из Южной Осетии.

Очередной виток противостояния начался в конце 80-х годов, когда в Грузии была принята Государственная программа развития грузинского языка, что привело к принудительному введению в Южной Осетии делопроизводства на грузинском языке. Пытаясь защитить права своего народа, в ноябре 1989 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области принял решение о повышении статуса автономной области до автономной республики в составе Грузинской ССР. Естественно, что Президиум Верховного Совета Грузинской ССР это решение отменил.

23 ноября 1989 года началось открытое противостояние. Столица Южной Осетии город Цхинвал был взят в кольцо блокады, которую проводили формально не связанные с правительством Грузии общественные организации. Согласитесь, что привезти несколько десятков тысяч человек, в том числе и вооруженных боевиков, к Цхинвалу без одобрения правительства было просто невозможно. В дальнейшем на уровне грузинского руководства была принята масса решений, серьезно усугубивших ситуацию. В ночь на 6 января 1991 года в столицу Южной Осетии вошли подразделения милиции и национальной гвардии Грузии, противостояние стало быстро перерастать в вооруженный конфликт, приведший к массовым жертвам среди мирного населения.

Кадры, которые мы сегодня видим с телеэкранов, могли быть показаны и в феврале 1992 года, когда грузинская артиллерия и бронетехника, расстреливали Цхинвал. Только тогда российские телеоператоры в местах боев на территории Южной Осетии были редкими гостями. Некоторые подробности событий того времени заставляют содрогнуться. 20 мая 1992 года на Зарской дороге грузинскими боевиками была расстреляна колонна машин, перевозивших беженцев из осажденного Цхинвала. Нападавшие стреляли в упор и прекрасно видели, кого убивают. Погибло 36 человек — женщин, стариков и детей, самому младшему было 11 лет. И подобных фактов немало.

Усилиями России тогда удалось прекратить массовое кровопролитие. 29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости. А 24 июня 1992 года в Сочи было подписано четырехстороннее российско-грузинско-осетинское (Северная и Южная Осетия) Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта. 14 июля 1992 года в Южную Осетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы.

Полтора десятилетия удавалось поддерживать в этом регионе хрупкий мир, и все это время Южная Осетия официально просила принять её в состав России. К настоящему времени подавляющая часть населения Южной Осетии является гражданами Российской Федерации.

К сожалению, война снова пришла в Южную Осетию, приведя к громадным разрушениям и массовой гибели людей, которых убивают только за то, что они хотят сами решать, в каком государстве им жить.

Статья опубликована в выпуске 11.08.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (76):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дам это соседу - он сейчас собирает все материалы по Грузии, Абхазии, Осетии, Сванетии, Мингрелии.

    Оценка статьи: 5

  • Коллеги, используйте для общения "личку", зачем здесь устраивать перепалку.

  • Воспользовался правом модератора и удалил из блога некорректные выражения. Не хочу чтобы вам самим потом за эти слова было стыдно.

    • Своевременно.

      ps
      А в Цхинвале припоздали.. развалено похоже полгорода.

      Оценка статьи: 5

      • Эх... больше, Сергей. Больше полгорода, намного больше. Сталинград XXI века. И Кавтская церковь, и весь заповедник исторический, включая церковь Пресвятой Богородицы (а рядышком памятник павшим, по некоторым источникам, поставленный не без участия бизнесменов из Грузии), и школа № 5 вместе с мемориальным кладбищем... Ох. Почему так стыдно? Не просто горько и больно, а еще и стыдно. Ничего не могу поделать, в голове то и дело звучит: "Он мог на многие народы направить свой неправый гнев"...

        Оценка статьи: 5

  • Коллеги. Меня удивило стремление некоторых из вас переходить на личности и национальные оскорбления. Понимаю, что события в Южной Осетии вас не оставили равнодушными. Но это не повод для оскорблений.
    От того, что произошло очень больно всем. Еще раз убедились, как хрупок мир и как много сил, мудрости, а порой и крови, требуется для его поддержания.

    • Полностью согласна. Особенно с последней фразой - МУДРОСТИ! мудрости! независимо от возраста. Правда говорят, после 60-ти человек только освобождается от эмоций и может управлять. Посмотрите на лица этих политиков - вчера в евроновостях Саакашвили как мальчишка, который "поцаки, аля в войнушку гохать!": улыбается, позирует с французским министром - ДЛЯ ФОТО!!! для фото улыбается!!!
      И наши - желваки играют, тоже имидж: "ну, кто тут круче!?"
      Ну и - разогретая до беспамятства, недумающая публика с обеих сторон. Каждый хапнул свою часть правды и орёт своё. Так войне того и надо - истерии, что бы под этот шум и продолжаться.
      В Европе, кстати, откровенно про-грузинские новости крутят. Уже кажется, что это Россия на всех напала... а ролики крутят, как Люба писала - похоже, одни и те же к каждому сюжету со всех сторон. не поймёшь где кто.

      Оценка статьи: 5

  • Очень своевременная статья. Горе-то какое - война

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая и интересная статья. Ставлю 4.

    Почитал комменты. В основном люди пишут правильно и именно то что сами думают по этому поводу. Согласен с Еленой Погодкиной (Pogoda) " На месте президента надо было еще в 1990 году отделить Грузию!!!!" , но это необходимо было делать ещё в 30_х годах на месте "великого вождя всех народов".

    Насколько я помню, в южной Осетии был референдум о присоединении к России, так почему же наши м...ки не отреагировали на это. А потому, что в то время мы тоже лизали филейную часть америкосов и плясали под дудку евросоюза. Россия вовремя очухалась.

    Согласен с Владимиром Евгеньевичем Бершадским что это действительно шахматная партия, а вся наша жизнь это шахматная игра, и ничего в этом зазорного и криминального не вижу. Это нормально.

    "Хорошо бы выслушать и грузинскую сторону и сравнить, чья "правда" весомее." А мы их аргументы вроде бы уже слышали и давно, а сейчас увидели. Эта их правда смахивают на правду одного фюррера начала прошлого века, как подметил Медведев.
    Канал рен-тв, вроде бы, уже сделал исторический экскурс и рассказал в чём заключается эта правда, ещё в 14_том веке грузины уничтожали Осетин, поэтому Осетины и попросились под защиту России.

    Согласен с Андрем Лебедкиным, да вроде никто в этом и не сомневается, что ноги растут из америки, да и вряд ли этот клоун решился бы сам на такой поступок. Я уверен что было прямое указание оттуда. Им надо было проверить Россию на вшивость. Если бы мы в очередной раз промолчали, нас бы вообще никто больше и не спрашивал ни о чём.

    "Правительство России объявило о гибели 1600 осетин уже в первый день боёв.
    Как вы думаете, возможно ли под обстрелом снайперов и артиллерии, и даже авиации сразу же подсчитать количество убитых?"

    Конечно под обстрелом сделать этого не возможно, да никто этим и не занимался, и есно что цифира эта приблизительная. А считается это весьма просто. Сколько там было жителей известно, ну плюс-минус приезжие и узжие, и сколько оттуда выбралось живых тоже известно с той же точностью, а потом просто арифметика. Все уточнения будут сделаны потом.

    "Да, кто не знает, где находится Палестина, так она здесь -" дык это и грузия теперь там же, я думаю (где только такой интересный рисуночек взяли, а можно его в дальнейшем использовать?).

    Оценка статьи: 4

  • Интересно почему у нас такие тупые люди! Вспомнишь знаменитого юмориста не раз и не два... Ну обезьяной я бы конечно не хотела родиться - но мне друзья говорят "как хорошо что ты не политик, Жириновский бы отдыхал..." (в смысле не выходок, а консерватизма!) - я необыкновенно консервативна в вопросах российской политики - Россия должна адекватно отреагировать (как отреагировать - это решать Президенту).
    Согласна, технически сейчас возможно ВСЕ -техника шагнула семимильными шагами в развитии - это сволочи даже Олимпиады не постеснялись, все испоганили что могли....

  • Нина Клычникова Нина Клычникова Читатель 11 августа 2008 в 19:34 отредактирован 21 мая 2018 в 18:51 Сообщить модератору
    Спасибо за статью

    Что странного в том, что маленькая Южная Осетия предпочитает быть с Россией, чем пытаться добиться полной независимости, как та "маленькая, но гордая птичка"? И при чем здесь Нидерланды?
    Американцы - это народ, которая не знает освободительных войн, они привыкли навязывать всем свою политику и лезть в чужие дела, и в данной ситуации я не вижу ничего смешного в словах "Россия - миротворец". Россия беспокоится о собственной безопасности и ее действия абсолютно понятны. Ей нужен надежный сосед, а не натовцы, которые хозяйничают за стенкой. Разве бы осмелилась Грузия на такое, если бы не поддержка США, которые понятия не имеют о том, что такое война для мирных жителей и которые ради своего влияния могут пожертвовать небольшим городком Цхвинвали и парой тысяч мирных жителей, тем более, что все делается чужими руками?

    Оценка статьи: 5

  • До сегодняшнего дня я думала, что этот проект негосударственный, неполитический. Предлагаю еще раз прочитать два последних абзаца в статье. Вы действительно думаете, что часть одного государства может хотеть не независимости, а жизни в другом государстве? Учитывая, что другое государство называется не Великая Осетия, а Российская Федерация? При всем уважении к России, могли бы выбрать что-то и получше. Нидерланды, например.
    А словосочетание "Россия-миротворец" - просто анекдот.

    • Предлагаю еще раз

      ПРедлагать Вы можете - мужу, а публику независимую ПРОСИТЬ надо.

      часть одного государства может хотеть не независимости, а жизни в другом государстве? Учитывая, что другое государство называется не Великая Осетия, а Российская Федерация? При всем уважении к России, могли бы выбрать что-то и получше. Нидерланды, например.
      А словосочетание "Россия-миротворец" - просто анекдот.


      Дама, Вы.. вобщем вы ничего не поняли.

      УНИЧТОЖЕН ГОРОД.

      ПОЗОР! грузии - за то что сделала это. россии, украине, америке, нидерландам и всей планете - за то что позволили это паскудство.

      После первого снаряда, вонзившегося в МИРНЫЙ гражданский дом, место откуда вылетел этот снаряд, должно быть ВЫЖЖЕНО. Технически это давно возможно.

      Блевать тянет с этого телевизора, и выключить - никак. Сопли и проституирование венценосных особ на фоне разрушений и убийств.

      Каждому хомо типасапиенсу должно быть стыдно , что он не родился честной обезьяной.

      Оценка статьи: 5

      • ПРедлагать Вы можете - мужу, а публику независимую ПРОСИТЬ надо.

        Уважаемый Сергей, представте себе, что это мое право и мой выбор: кому предлагать, а кого просить. Вам кажется странным, что меня удивляет стремление людей не к независимости, а к очередному подчинению? Да, мне странно это. Странно, что люди на этом сайте, вроде бы умные и порядочные не стремятся анализировать информацию, искать разные источники и пытаться понять истину.
        Мне странно это. Как и Ваше указание, кому и что мне предлагать. Такая я дама, что ЭТОГО не понимаю.

        • Оксане Садовской

          Если Вы про Меня, то это зря - Я как раз убеждён, что Истина ВСЕГДА лежит посредине и блуждает вовремени.
          И Я ищу разные источники информации.
          Я внимательно слежу за российскими ТВ, американскими ТВ, Израильскими ТВ и Меня как раз больше убеждают именно российские ТВ.
          А вот грузинские СМИ нагло подтасовывают кадры.
          И если есть "геноцид грузинского народа", то где опубикованные списки погибших мирных грузинских граждан от российских бомб? Их нет!
          нельзя СЕЙЧАС полностью доверять и цифрам, озвученным В.Путиным.
          Но бесспорно одно: агрессия Грузии против Ю. Осетии не была "внезапностью". Ещё за два дня детей активно вывозили из Ю. Осетии. Сценарий действий был просчитан российскими аналитиками.
          И целью России является, как говорит В.В. Путин, "логический конец" операции -устранении проНатовского правительства Грузии.
          Я думаю, что завтра некоторые грузинские формирования пойдут маршем на... Тбилиси и попытаются свергнуть Саакашвили.
          Если Россия под давлением запада просто так уйдёт и из Грузии, и из Ю. Осетии, то это будет объявлено Саакашвили, как величайшая победа Грузии (наподобии победы Хизбаллы после ухода Израиля из Ливана) и ускорит вступление Грузии в НАТО.
          Посмотрим на завтрашний торг российского руководства с Президентом Франции Саркози.

          • Как-то я не Вас лично имела ввиду, эмоциональность этого обсуждения уже бьет через край. Но - насколько , на Ваш взгляд, вероятно, что Саакашвили спровоцировал Россию на конфликт, чтобы добиться замены российского контингета миротворцев в Ю.Осетии ?
            Почему мне он не кажется таким уж умелым политиком для подобных ходов.

            • Сегодня в Грузии побывали со знаками солидарности президенты Польши, Латвии, Литвы и Эстонии, а до этого и Украины.
              Как вы думаете, неужели они все такие завзятые... чуть не написал антисоветчики... антироссияне, что абсолютно верят версии Саакашвили, что "это именно Россия превратила во второй Грозный несчастный Цхинвали"?? И это повторяют ВСЕ СМИ на Западе. Неужели же это геббельсовские приёмы Саакашвили?? Или его искусственная дипломатия, приведшая к заговору против России весь мир?
              Почему Россию не поддержал даже батька Лукошенко?
              Ни Назарбаев, ни Каримов, ни Рахмонов? Ни китайские лидеры - союзники России по шанхайскому соглашению??? Почему?????

              • Правда о ситуации в регионе доходит только до спец. органов и руководства государств. К народу доходит только то, что с их мнения должно доходить. Видать правда не очень сладкая, если даже Бацька и Назарбаев молчат.

              • Украина, Польша, Латвия, Литва, Эстония ненавидят русских со времен Российской империи еще. Кстати, Хорватский представитель в Совбезе еще пеной изошел, было дело. Батька Лукашенко и Назарбаев должны были поддержать - не поддержали еще что ли? В Китае олимпиада идет, им не до этого. Зато нас поддержал Рауль Кастро!!! Ура!!!
                ЗЫ: Уго Чавес не сказал там еще ничего?

        • В чём независимость и в чём подчинение? Европейцы объединились в Евросоюз. Это ведь подчинение? Это тоже плохо?
          Почему вы думаете, что никто не стремится анализировать кроме вас, и кроме вас, никто других источников не читает?
          Да и статья написана не "по мотивам" теленовостей...
          Факт - справедливости на войне нет. И главное было не начать. Там всегда были перестрелки. Но нЕкто решил ответить "Градом" на очередной прецедент... не по горам, по городу с людьми. Причём, по его же мнению - это грузинский город, значит это его народ. Вдумайтесь! Он дал приказ стрелять по своему мирному городу... о чём тут - подчинение-неподчинение...

          Оценка статьи: 5

        • Такая я дама, что ЭТОГО не понимаю.

          Вы на редкость непонятливая дама.

          Кому предлагать а кого просить - этот выбор каждый решает сам. Разговор о другом - о том, что некоторые мнящие себя людьми разрушают то чего не строили, а заодно и убивают.

          Строителей я очень уважаю. Разрушителей - ненавижу.

          Оценка статьи: 5

          • просить или предлагать?

            Да, теперь я поняла, что Ваш предыдушее сообщение было написано несколько сгоряча. Спасибо, что разрешаете самой решать.
            Хотела бы обратить Ваше внимание на комментарий некоего "Shao: О грузино-российской войне." Наверное, его можна найти по гуглу. И , с точки зрения этого господина, все немного по-другому.

  • А какой интерес росии в регионе

    Мое личное мнение есть что осетиньі борятся за независимость, а не за московское подданстово. За московское подданство борятся толко групка руководителей, подкармливаньіх із Москвьі.

  • Вы, "писатели" об убитых! Вы представляете себе, что такое "Град". В начале 80-х я видел о. Даманский. Где было уничтожено всё от одного залпа. Это сплошная стена взрывов, поэтому и называется"Система залпового огня".

    Оценка статьи: 5

  • Прочитала вашу статью ещё вчера. Спасибо! На бытовом уровне слышала о том, что это проблема не вчерашнего дня, от людей, чьи друзья там жили...
    Такие больные национальные вопросы!... Всегда будет 50 на 50 согласных и несогласных.
    Последним комментаторам про Россию... посмотрите на сепаратистов-басков. Если бы их кто-то поддержал в их воинственном желании отделиться, Испания молчала бы? Тогда почему сейчас не отделит спокойно? А так же Каталунию, эти хоть без взрывов, но политически ещё беспокойнее... Да потому, что тоже 50 на 50... И каждый орёт (простите!) своё. Конечно, сослагательного наклонения нет в истории. Но и истерии не надо.

    Оценка статьи: 5

  • Если бы Россия не пихала всюду свой нос, то грузины и осетины уже давно бы договорились. Но Россия всюду: и Приднестровье, Абхазия, и Карабах.. Скоро будет Крым, Восточная Украина... И всюду подогревает сепаратизм. И всегда будет вмешиваться, это ее вековая политика.

    • На месте президента надо было еще в 1990 году отделить Грузию!!!! Колючей проволокой!! (Я пессимистична сейчас как никогда) Вся нормальная Европа объединяется - одни русские дает свободу всем и каждому - надо СВОБОДУ, так берите! только без помощи России ! - что же Осетия назад то ломонулась??!! А все дело в том что в Осетии очень мало ресурсов и промышленность на развита (продолжать или не надо!!!!!!!! ) как и в Грузии... это же не Украина!- житница и кормилица (да и то как не позвонишь разговоров только о том что цены подняли на ВСЕ подряд). Друг в Херсоне рассказал что у них отцу только газ провели (на дворе 21 век!) - позор джунглям......
      А теперь подумайте - я что буду ждать когда у меня тетка на Украине умрет с голоду???? или друзья из Осетии будут мучаться от неопределенности за своих близких??? А? Поэтому только услышав про то как люди начинают говорить о невмешательстве я начинаю звереть - почему Россия не должна вмешиваться в дела своих друзей?!?
      Прошу простить за резкость, наболело блин!

    • А что, США - белые и пушистые? Они и к этому конфликту непричастны, и в другое время никуда не "пихают свой нос"? Не хочу обелить Россию, точнее ее руководство, но надо понимать - геополитика такова, что если никуда не "пихать свой нос", то скоро останешься обложен ракетными базами и, вследствие, огромными экономическими уступками.

  • Victoria Kuznetcova Читатель 11 августа 2008 в 12:30 отредактирован 21 мая 2018 в 19:10 Сообщить модератору

    Что за бред. Грузия защищает свою территорию. Завтра Сахалин захочет в Японию, а Карелия в Финляндию, и что?

  • История такова, что совершает слишком много витков. Не поддерживаю ура-патриотизм большинства. Еще - из статьи Владимира - большинство населения имеет российское гражданство. Думаю, в Абхазии тоже насчет этого подсуетились. Теперь совсем по-другому выглядит фраза правительства России и защите своих граждан - по сути второе Косово по созданию Великой Албании.

    Еще - давайте рассуждать мерками государства. Каждое государство защищает свои интересы (прежде всего - территориальные). Вспомните - при Союзе даже одна крамольная фраза могла стать причиной, чтоб выгнали из института или НИИ, а особо одаренных - и из страны отправить могли. И это при Брежневе.

    Да и сейчас - как возмутилась Россия от одной мысли, что может быть отдельное государство Ичкерия (наверно, правильно возмутилась).

    Статья смахивает на заказную, чтобы подготовить к мысли простых обывателей об абсолютной правильности силовых действий России на Кавказе.

    Бывал я в Южной Осетии, топтал там горные тропы. Безусловно, очень сожалею о гибели невинных людей.

  • Коллеги, используйте статью без ограничений.
    Факты взяты из официальных источников. Кстати, вчера вечером на эти же источники ссылалось и центральное телевидение. Так что в исторической достоверности можете не сомневаться.

  • 5!

    Cпасибо, Владимир, за очень своевременную статью. Война в Южной Осетии - больная, волнующая всех людей тема. Возмущает, как грузинские солдаты хладнокровно расстреливают мирных жителей - они что, под воздействием наркотиков или хуже фашистов нашпигованы лживой пропагандой? Неужели в самой Грузии не осталось здравомыслящих людей, чтоб остановить это безумие?

    Оценка статьи: 5

    • Мирные жители Грузии выступают против военных действий, которые начались с указания грузинского руководстава. Их кто-то слушает? А на грузинской стороне воюют в том числе и наёмники.

      • Юлия, это Вы сами видели о наемниках или, таки, бабок во дворе наслушались? А потом у простых людей, начитавшихся таких Юль, появляется вражда к другим народам. Безусловно, десяток африканцев, украинцев и россиян, там есть - как и в любых военных конфликтах любителям подзаработать, но делать из этого сенсацию и заявлять про "огромное количество наёмников" .......

      • А Вы ЛИЧНО спрашивали у "мирных жителей Грузии"?
        Кстати, почему молчат многочисленные представители грузинской диаспоры в Москве?
        Да потому, что, если они скажут ТО, ЧТО ДУМАЮТ, их моментально вышлют в Грузию. А если скажут так, как говорят российские СМИ, то их моментально объявят предателями СВОИ и вышлют "на тот свет".
        Такова реальность.
        В 1987 г. Я был в Грузии и был потрясён (так как НИЧЕГО ОБ ЭТОМ НЕ ЗНАЛ!) глубиной НЕНАВИСТИ, которую питали рядовые мирные жители Грузии (те, с которыми Я осторожно говорил) К АБХАЗАМ. Мне сказали местные, что "абхазы писали Суслову, чтобы отделить Абхазию от Грузии и их надо резать". Это было для меня, рядового "советского человека" ТОГДА большим открытием. Возможно, что не ВСЕ грузины такие (вот, к примеру, мой любимый Валентин Константинович Кикабидзе или увы уже покойная Софико Чиаурели), но среди мирного населения Грузии весьма распространены националистические, шовинистические и даже, можно сказать, профашистские настроения, впрочем, как и среди других национальностей есть такие же.
        Многое скрываалось и теперь скрывается.

        А Вы, Юлия, должны писать только то, что САМИ видели и чему были очевидцем.

  • Спасибо, Владимир. Все именно так, как было и есть. У нас вторые сутки дежурит "на вылет" аэромобильный госпиталь МЧС - не позволяет оперативная обстановка. А в это время где-то гибнут и гибнут мирные граждане, работают под обстрелом из минометов коллеги...

  • Спасибо, Владимир, за экскурс в историю. Да, незавидная биография у народа, войной опаленная. Больно. Обидно за людей, которые стали заложниками чьи-то подковерных игр и амбиций. И осетинов, и грузинов, и русских мальчишек, которые исполняли свой интернациональный долг. А остались теперь навек молодыми или калеками...

    Оценка статьи: 5

  • Более 2000 мирных жителей погибло, ужас!
    Интересно, Саакашвили хоть и весьма неадекватен, но не настолько же больной, чтобы по своей инициативе решить "навести конституционный порядок в Южной Осетии" вооруженным путем. Ушки явно где-то за океаном выглядывают. Доу Джонс укрепляется, РТС падает.
    Смотрел ночью по "Вестям" прямое включение с Совбеза ООН - те еще клоуны.

    • Ужас то ужас, но...

      Правительство России объявило о гибели 1600 осетин уже в первый день боёв.
      Как вы думаете, возможно ли под обстрелом снайперов и артиллерии, и даже авиации сразу же подсчитать количество убитых?
      Мы не видели кадров, когда специальные команды идентифицируют тела, подсчитывают их и пишут акт.

      А ведь цифра в 2000 убитых - это основной козырь П. России!
      Таким образом, вся риторика о геноциде построена на признании девушки, говорящей В.В. Путину, что грузины танками давят осетин и ст реляют в старух.

      А про подлость Саакашвили Я уже писал.

  • Присоединяюсь

    Оценка статьи: 5

  • Все верно.

    Оценка статьи: 5

  • Каюсь, я уже взяла, с именем автора. Текст, действительно отличный и взвешенный. Тоже прошу разрешения, если нельзя, уберу.

    Оценка статьи: 5

  • Я не очень сильна в истории. Если все описанное правда, можно ли я размещу эту статью с своем блоге?

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересная и актуальная статья, спасибо. Но в формате ли ШЖ статьи на военную тему?

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за статью, честно говоря читать про цветочки и пирожочки, когда такая лицемерная мерзость совершается, не могу.

    Оценка статьи: 5

    • Вы совершенно правы. Я даже Олимпиаду смотреть не могу, после того, что Саакашвили подло уничтожил Цхинвал именно в день её открытия!!
      Какими бы ни были аргументы сторон, эта ПОДЛОСТЬ перевешивает всё.

      Однако, здесь идёт большая "шахматная игра". А игроки здесь - США и Россия.
      Ход белой пешкой сделали США.
      Цель "игры", где могут быть тысячи жертв и десятилетия потивостояния между горячими кавказцами, вывести Россию из вооружения Ирана.
      Так что и правительство России не такое уж белое и пушистое. Ведь до настоящего момента Правительство России ПРИЗНАВАЛО территориальную целостность Грузии, в составе которой и Ю. Осетия, и Абхазия!!
      Что мешало г-ну из МИДа России отвергнуть старый территориальный принцип Грузии раньше?

      Хорошо бы выслушать и грузинскую сторону и сравнить, чья "правда" весомее.
      Но по подлости Я отдаю 1 место г-ну Саакашвили.