Галя Константинова Грандмастер

Какая профессия самая редкая в мире?

«И гундолы рубили привязь,
Точа о пристань тесаки»
(Б. Пастернак)
«Гондол безмолвные гроба, холодный ветер из лагуны» (А. Блок).

Не следует удивляться разнице в ударении — это русская традиция перевода, чтобы удобнее рифмовать «гондола — баркарола». Сами итальянцы ставят ударение на первом слоге.

Представители этой редчайшей профессии живут в одном городе — Венеции. Их всего 425 человек. Не знаю, входит ли в это число единственная женщина-гондольер, мировая сенсация, обошедшая все газеты. Как и положено, в наш странный век нашлась женщина, пожелавшая овладеть еще одной строго мужской профессией, испытывая сильнейшее противодействие, аресты…

А ведь когда-то в Венеции насчитывалось около 14 000 гондол. Первое упоминание об этой особенной лодке было еще в 1094 году. Хотя «расцвет» гондолы пришелся, конечно, на более позднее время.

Гондола получила свое название от gonger — «морской угорь». И с виду похожа, и цветом. Впрочем, по поводу черного цвета существует чисто венецианская легенда о старом доже, к чьей жене приплывал c понятными намерениями неизвестный на черной гондоле. И не в состоянии пресечь хитрости молодой жены, дож просто повелел перекрасить все гондолы в одинаковый цвет, дабы скрыть позорную тайну от многочисленных любопытных глаз. Впрочем, была в Венеции в XVIII веке и кампания борьбы с привычной расточительностью и роскошью.

Кстати, сейчас снова борются за «чистоту» идеи гондолы: черная лодка, темные сиденья, за применение украшений собираются лишать лицензии. И песни теперь предписываются петь строго венецианские, а не традиционную неаполитанскую O Sole Mio, которой развлекали туристов на протяжении многих лет. Да и не поют гондольеры, певцы нанятые стараются: работа на лодке тяжелая, физическая, не до песен. Хотя когда-то баркаролы и серенады приписывались к исконному песенному жанру венецианских лодочников.

Устройство гондолы довольно простое, хотя делается каждая лодка под человека. Три года из девяти разных пород дерева, собирая из почти трех сотен частей, мастер готовит лодку под конкретного будущего владельца. Того единственного, кто заплатит за нее 40 000 евро и будет править ею всю свою оставшуюся жизнь… Того, кого самого приучал к ремеслу отец, проводя «малые тренировки» на дальних и небольших каналах.

Потом школа: 3 года на теорию, год — на практику (ухаживать, чистить, парковать — что-то напоминает, правда?), полгода в Институте по туризму (от наших отличается только предметами, связанными с навигацией, да и частично — историей искусств), экзамены в Промышленной палате, стажировка в Институте гондольеров, и наконец — долгожданная лицензия.

Можно, конечно, попробовать «с улицы», с налету получить пресловутую лицензию. Но (информация изустная и нескольких лет давности) стоит это удовольствие очень недешево.

И неразговорчивы эти парни в тельняшках (дань уважения к иностранцам). Нет, о чем угодно — пожалуйста. Но о своей работе — ни слова. Интервью дается только самим президентом Венецианской Ассоциации гондольеров.

Гондола — плоскодонная, длина ее строго 11 метров, ширина — около полутора, а левый бок шире правого. Эти 24 сантиметра разницы и позволяют управлять, выравнивать, поворачивать, вращать лодку. Корма и нос подняты вверх. В море на гондоле не выйдешь — все строго веками рассчитывалось на каналы.

Есть верхняя отметка — ferro — в форме шапки дожа, для определения, пройдет ли гондола под очередным невысоким мостиком. А весло одно, зато очень тяжелое — объясняется частой узостью каналов. Этим веслом, точнее, двумя основными движениями, и управляется лодка размером с грузовичок и весом под 600 килограммов. И ходит гондола зигзагом — тоже из-за узости каналов. Техника движения — толчковая, раскачивающая. При этом сами движения гондольеров, действительно, очень плавные, даже грациозные.

Исключением из правил постройки гондол случаются только во время регаты (соревнований).

И. Гёте сравнивал гондолы с колыбелью, с похоронными носилками наверху. Так сказать мог поэт.

Отражения в воде. Дома, растущие прямо из воды. В некоторые из них можно попасть только с воды. К парадной подплываешь, дальше — как обычно, только отряхиваясь от брызг…

Нельзя в Венеции без гондол: любой колесный транспорт запрещен, велосипед, в том числе. Запрещены были даже лошади — не проскакать. Очень забавно выглядит сетование русского деятеля из XVII века, что и саней в Венеции нет… Никак нельзя без гондол. Хотя существует давно и государственный водный транспорт на дизельном топливе, любое другое запрещено (экология), за исключением полиции.

Но и гондольеры жить не могут без своей гондолы. И Венеции. И вполне приличных заработков. Профессия всегда была престижной и высокооплачиваемой. И сейчас билетик на гондолу стоит в 100 раз дороже билета на обычный водный государственный катер. Но все же не только в деньгах дело. От отца к сыну передается еще и любовь.

«Ночь светла; в небесном поле
Ходит Веспер золотой,
Старый Дож плывет в гондоле
С Догарессой молодой».

(А.Пушкин)

Обновлено 29.11.2013
Статья размещена на сайте 19.01.2009

Комментарии (30):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ну, очень завлекательно! Спасибо, галя

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересная статья
    Хотела кое-что добавить. С появлением моторных лодок движение по каналам стало более оживленное, но светофор есть всего на одном канале (я его, правда, не видела, но гондольеру-то виднее). Для того, чтобы избежать столкновения, гондольеры перед очередным поворотом громко-громко кричат: "Внимание, гондола!". Это вместо клаксона. Движение по местным "улицам" не всегда правостороннее, хотя стараются придерживаться такого распорядка.
    Каждая гондола имеет свое имя. Та, на которой катались мы, называлась Барбара: по имени жены. Тоже традиции, кстати.
    Гондольеры не только превосходно поют пресловутю "О соле мио", но и с удовольствием рассказывают то, что не упомянуто в путеводителях. Да и на вопросы охотно отвечают Наш, например, рассказал, почему большинство домов стоит с закрытыми ставнями: очень богатые и видные люди современности забавляются тем, что приобретают себе дачки на венецианских каналах, но приезжают один-два раза в год. Поэтому большую часть времени дома пустуют.
    Кстати, за цены. Получасовая прогулка на гондоле стоит 60 евро, что всего в десять раз дороже одноразового билетика на waterbus. Поездка на водном автобусе, даже самая долгая, будет минут 40.

    Оценка статьи: 5

    • Олеся, я последний раз была полтора года назад. Наверное, что-то меняется. Хотя цены на прогулку в гондоле меняются и от посадочных мест, и от времени, и от маршрута. В общем, не покатаешься в гондоле особо-то. Извольте на общественный водный транспорт. Про "дачки" тоже вспомнила. Пел уже нанятый. но тоже "Соле мио":- А светофора не видела, забавно.

  • Очень интересный рассказ! А мне они всегда почему-то казались бедными, эксплуатируемыми лодочниками ещё и песни эти туристам пой!

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова, Интересно. Наверно, еще более редкая профессия - изготовитель гондол, о котором упоминалось.По Венеции - всегда были вопросы по городскому хозяйству. Можно небольшой оффтоп?

    • Ю. Лях, можно и небольшой, можно и большой офф-топ. С городским хозяйством там, конечно, есть вопросы. Но я в них совсем не эксперт. А тема - очень интересная. Правда, с удовольствием, - любой офф по Венеции...

      • Галя Константинова, Может вопросы слишком специфичны.
        1. Мне кажется, там 100% влажность и все в домах вогкое. Отсюда - везде внутри построек должна быть плесень
        2. Как дома строили? Вбивали сваи, а дальше? А как при этом подводили коммуникации - траншею же на выроешь. А что там с подвалами в домах?
        3. Электропроводка - под водой? Равно как и водопровод с канализацией. А как ремонтировать?
        4. Разные комары - не наблюдается?
        5. Вообще там люди живут или это чисто туристский центр?

        • Ю. Лях, отвечаю, что знаю.

          Влажность очень высокая. Но специально искала статистику по легочным заболеваниям, не нашала, а, может, лениво искала. Но я вот питерская, - мне нипочем. Хотя в доме, стоящем в воде, не жила.

          Плесень искала, специально,(как Вы). Вот нет на домах, или не увидела. Что под домами, и внутри - не могу сказать. Но - живут. И живут не только венецианцы, но и покупаются там квартиры, очень-очень недешевые.

          Комаров - нет! Нет - и все тут! Никто не кусал....

          Люди там живут. И не только за счет турбизнеса, кстати. Есть своя академия живописи, есть другие учреждения. Там же не все дома в воде, есть места "посуше", целые райончики.

          В электропроводке не понимаю ничего....

          • Галя Константинова, Ну Питер в более холодных широтах, вода как-будто проточная.
            А рыба там водится? С удочками людей видели?
            О водопроводе/канализации - тоже покрыто мраком, точнее - водой?
            По электрике - с крыши на крышу провода тянутся? По вечерам неоновых реклам много?
            А отопление какое? Наверняка не централизованное, значит д.б. газопровод?
            Есть какой-то секрет в технологии жития-бытия на воде.

            • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 16 апреля 2009 в 19:09 отредактирован 16 апреля 2009 в 19:26

              Ю. Лях, вообще-то статья точно - про гондольеров
              Венеция находится в лагуне, город лежит на островах, а рядом есть другие острова - побольше и поменьше. Их жители и ловят рыбу. Венецианцы, в общем-то достаточно городские, тем более, там ТАКИЕ цены на жильё, что народ, который "может себе позволить" не рыбачит сам, по крайней мере с целью пропитания... Самые известные туристам острова: Мурано и Бурано. На Мурано делают мурановское стекло, знаменитые венецианские зеркала (в России не видела их особой популярности, а здесь - да, ценят). А на Бурано - женщины плетут кружево, а вот мужчины (ура, наконец-то!) - рыбачат! Не на гондолах, конечно. Вроде как (согласно "туристической легенде" )- женщины и начали кружевничать, ожидая мужей с рыбалки. Там очень много и ресторанчиков с морепродуктами местного лова.

              В Европе может не быть НИКАКОГО отопления в домах и, соответственно - газопровода. Покупайте газ сами, или грейтесь электричеством.
              PS Какая неоновая реклама?... Там лодки красят в один цвет и украшать их запрещают, что б ансамбль не нарушать... за неоновую рекламу там я б сразу в турму отправляла

              Оценка статьи: 5

              • Татьяна Павликова, Большое спасибо за просвещение. Я же с самого начала спросил разрешение на оффтоп. Я бы, в первую очередь у местных именно эти вопросы бы выяснил, поскольку о других можно и в инете что-то найти.
                На Неве, как и на Днепе, рыбку ловят не для пропитания (подозреваю, выловленную уже и есть нельзя). И зимой у лунок мерзнут - тоже. Хобби.
                Неужели есть рай без рекламных огней?!
                Думаю - тюрем там тоже нет - земля же дорогая, а под землю не зарыться - вода.

                • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 16 апреля 2009 в 20:01 отредактирован 16 апреля 2009 в 20:03

                  рыбку ловят
                  Ю. Лях, специально для Вас, Москва, неделя назад.

                  А всего не спросишь...Ни в первую, ни во вторую очередь. Ну как все спросишь? Это кусок жизни прожить нужно, чтобы разобраться. А не наездами и галопами.

                  А все-таки рисковый товарищ, лед уже проваливается.

                  • Галя Константинова, Спасибо, про Москву я как-то не сомневался. Про Венецию - это если к кому-то из местных в гости приезжаешь - что-то выяснить можно вечерком за рюмкой чаю. А по турпутевке....

                    • Ю. Лях, есть и другие варианты, кроме турпутевок и знакомых.

                      (Кстати, в Венецию можно попасть не только из Италии, или Москвы. И не только самолетом. Напримет, катером можно из Словении, Хорватии и т.д. без всяких проблем. И другие пути-дороги есть).

                      И разные задачи у людей бывают, не только поглазеть, хотя без "поглазеть" тоже не получится никак.

                      И Вы знаете, интересы у людей ведь тоже разные. Мне тянет в исторические детали, хотя быт и городское хозяйство тоже сейчас начинает интересовать. Но если я в энергетике ничего не понимаю, то и вряд ли пойму за рюмкой чая.

              • И еще маски! Как же я забыла. Вот такие, целый бизнес:

                • Татьяна Павликова , Да, еще. Вот разница в мужской и женской мыслительной деятельности (из другой статьи ). Да я понимаю, что можно и без отопления или газом или электричеством греться, вопрос - КАК. Без отопления - при такой влажности очень холодно. Газ - в баллонах, как при Союзе в дальних селах??? Про электричество - во-первых в Италии нет избытка электроэнергии (так мне кажется) в отличие от той же Франции, во-вторых - нужна силовая сеть, рассчитанная под это. Ладно, замяли.

                  • Ю. Лях,
                    никакой разницы в мышлении, я же вам и пишу: может не быть НИКАКОГО отопления. Это не значит, что им тепло. Как греются? Да как и в России... электричество - обогреватель в розетку. Газ, ну да, в баллонах покупают. Про то, на что рассчитана силовая сеть - а как же! На всё она рассчитана, но местный житель вам этого и за рюмкой чаю не расскажет, ибо, скорее всего, не знает. Но я знаю))) - рассчитывают максимальное энергопотребление по одним им ведомым европейским стандартам. (Не спрашивайте меня о них! А то начну рассказывать...) Прописывают в контракте, по которому потом платишь за свет, от него там коэффициентики пересчёта киловат в килоевро зависят))) Есть ли избыток, нету ли избытка электроэнергии в Италии, никому это доподлинно не известно потребляют - все!

                    Оценка статьи: 5

            • Секрет есть. Вот в Азии города, районы, села - целиком на воде встречаются (правда, без всякой канализации).

              Что касается Венеции:
              Количество постоянных жителей уменьшается, - факт. Уезжают, но все же не все. Туристов, напротив, прибывает, карнавалы и кинофестивали продолжаются, город живет.
              Но город нужно спасать, есть разные программы, что предпринимается сейчас - не знаю.

              Проводку поверх зданий не видели (это на Мальте забавно - там проводка как лианы меж домами), но в Венеции настолько плотно стоят дома, что трудно что-то разобрать. Муж сейчас сказал, что плесень видел и слышал разговоры о заболеваниях дыхательных путей.

              Однако, дорогущие квартиры покупаются (иностранцами, в основном). Туристических денег хватает для неплохого поддержания уровня жизни горожан, но для спасения города - конечно, нет. ЮНЕСКО что-то там разрабатывало.

              Отопление - не централизованное, должно быть (в Европе это частое явление), но в деталях не разбираюсь, конечно.

              Рыбу в гондолах не ловят. В них даже в Адриатику не выходят - лодка приспособлена только для каналов.

              Я ведь о гондольерах ...

  • Какая прелесть. Венеция - это квинтессенция счастья. Нигде мне не приходилось быть счастливее, чем там.

    Оценка статьи: 5

  • Очень хороша статья.

    Оценка статьи: 5

  • Галя, читала и любовалась. Очень красиво. 5!

    Оценка статьи: 5