Настоящим же днем рождения гражданского воздушного флота России принято считать 9 февраля 1923 года, когда Совет Труда и Обороны принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота». А потому день считается ещё и днём рождения гражданской авиации России в целом.
В нынешнем, 2009 году День Аэрофлота выпал на 8 февраля. Аэрофлот сегодня является лидером гражданской авиации России. Как национальный авиаперевозчик компания перевозит 7 млн. человек в год, а вместе с дочерними компаниями — 9 млн., что составляет четверть от общего количества перевозок всего воздушного транспорта России.
В ведении компании — 51% от всего рынка международных авиационных перевозок, она проводит собственные рейсы в 47 стран мира (93 города). Вот уже около сорока лет Россия входит в состав Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Сейчас авиакомпания называется ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии»; это название приняли акционеры на своём общем годовом собрании в июне 2000 года, решив, что оно наиболее точно отражает статус и профиль национального авиационного перевозчика Росийской Федерации.
Конечно, представить Россию без авиации и Аэрофлота просто невозможно. И потому День Аэрофлота — это не только профессиональный праздник «пилотов, штурманов, кассиров, диспетчеров и командиров… бортинженеров, стюардесс, похожих статью на принцесс»,. не только день всех сотрудников российских авиакомпаний, работников аэропортов в разных городах страны и министерства транспорта России. Это ещё и праздник для всех пассажиров, безопасность и удобство полётов которым обеспечивает многочисленная армия сотрудников Аэрофлота.
Пассажиры, пользующиеся услугами гражданской авиации, и не подозревают о том, как много делается обслуживающим персоналом для их спокойствия и приятного времяпрепровождения в полёте. Задача стюардесс и стюардов — заботиться о каждом пассажире без исключения. И для этого, оказывается, они при посадке должны мысленно произвести серьёзную классификацию всех принятых на борт пассажиров… Все пассажиры делятся на группы: например, есть такие, как «пассажир, которому требуется дополнительная помощь», или «пассажир с детьми», а также «подозрительный, или склонный к агрессии пассажир»…
В последнем случае определяющую роль играют поведение и темперамент человека, его взгляд. Таких людей надо знать по имени. В школе бортпроводников есть предмет «профессиональная психология», где важным пунктом является обучение методам предотвращения и остановки развития конфликта.
Главное — это сразу же принять критику возмущенного пассажира, что в большинстве случаев тут же облегчает ему душу и гасит конфликт, что называется, на корню. В случае же необходимости к пассажиру зовут старшего бортпроводника; а в особых случаях в салон приглашают… «самого» капитана воздушного корабля, и тот, выслушав, должен «смиренно» взять всю ответственность и обиду недовольного гостя на себя.
Пассажир для авиакомпании, как и покупатель, — «всегда прав», ведь он платит деньги, и экипаж обязан добросовестно их отработать. Умение себя вести и навык правильного поведения в конфликтных ситуациях очень важны для бортпроводника. Кроме того, стюардесса или стюард должны уметь создавать положительный психологический настрой и самим себе перед рейсом.
В Шереметьево, в московской Школе бортпроводников, например, обучают специальным формулам, которые надо мысленно проговаривать, внушая: «Я себя хорошо чувствую, я хорошо выгляжу, я люблю свою профессию, я люблю людей, со мной будет всё хорошо».
Большого внимания требуют пассажиры VIP- и бизнес-класса. Они мало едят и зачастую отказываются от обедов, в которых продукты были заморожены. Бортпроводникам, чтобы соответствовать требованиям представителей этих групп, приходится оканчивать дополнительные курсы официантов и метрдотелей.
Немалую роль в работе играет знание английского и других иностранных языков. Для продвижения по службе это важный пункт. Кроме того, бортпроводников обучают на специальных тренингах быстрой оценке критических ситуаций и принятию необходимых эффективных решений и действий.
На специальных учебных базах, которые есть почти во всех аэропортах, будущие бортпроводники отрабатывают, например, своё поведение в случае падения самолёта над морем. Обучение проводится над специальным бассейном. А в задымленном салоне учебного самолета идёт обучение поиску источника возгорания. Есть даже тренажеры, обучающие принятию родов на борту. На уроках поведения и этики девушек обучают особой походке, где так же, как и на уроках в модельных агентствах, требуется ходить красиво — «спина прямая, плечи назад», но движение бедер в данном случае не должно быть сексуальным.
Есть и уроки по устройству самолета, которые, конечно же, больше по душе юношам. Почти все крупные авиакомпании имеют подобные школы, отучившись в которых молодые специалисты в буквальном смысле разлетаются в разные стороны на места своей работы. Специфика работы в воздушных перелётах порождает множество традиций, так как почти все, работающие в авиации очень суеверны. Например, существует традиция, что первым из экипажа бортпроводников по трапу должен подниматься мужчина. Перед полетом нельзя фотографироваться, пришивать пуговицы, нельзя хвалить погоду и ни в коем случае нельзя загадывать время возвращения.
Школы-агентства по подготовке стюардесс и стюардов для новых российских авиакомпаний и бизнес-авиации постоянно набирают студентов для обучения профессии бортпроводника. Требования к неравнодушным к небу молодым людям — всего лишь приятная внешность и средний рост. Бортпроводник бизнес-авиации — это и сервис, и приятная атмосфера класса люкс на борту самолета, и доверенное лицо, способное выполнить самые разные поручения во время путешествия, и переводчик, и даже личный секретарь или няня для детей пассажиров!
Имея высшее образование — от психологов до дизайнеров, все стюардессы и стюарды, кроме выполнения своих прямых профессиональных обязанностей, могут также скрасить досуг пассажиров приятной и интересной беседой.
Так пусть же лётная погода всегда сопутствует и тем, кто отправляет самолеты в полёт, и тем, кто управляет ими, и нам — пассажирам!
Всех работников Аэрофлота — с праздником!
Алексей Ильин, вообще - день "Аэрофлота".
Но раньше кроме него ничего не было. Все, или практически все компании - отделилившиеся авиаотряды, кто-то стал частной компанией, кто-то государственной... А лётчики, система подготовки лётных составов - всё оттуда. Поэтому многие и празднуют.
Вообще, с праздниками авиации одна путаница - есть Международный день ГА в декабре, а шире и радостнее празднуется день Гражданской авиации в августе...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И Танечке и Алексею - спасибо!!!
А я убегаю. Мы сегодня идём маленькой тесной компанией на спектакль нашего друга - Харьковского режиссёра (актёра и музыканта в одном лице)!
И у меня прекрасное настроение по этому поводу и предвкушение праздника!
Вот подумываю - а не написать ли о нём статью?!
Это такой талантище!
0 Ответить
С праздником!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марина, а ты сама куда на самое дальнее расстояние летала?
У меня самые веселые перелеты были с Дальнего Востока на дикий Запад. Старшему сыну - 2,5 года, младшему - полгода. Один болтается в люльке под потолком, второй - любит гулять по салону. И перелет 9,5 часов...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я летала далеко, но чуть ближе чем ты, Юрчик!
Я по 5-6 часов в самолёте болталась - из Харькова в Кемерово (Сибирь) или Барнаул (Алтай) и обратно!
Кстати сказать - любила всё, что связано с полётом жутко!
Нравилось всё - начиная с регистрации билетов, сидения в зале ожидания, кушанья в буфете...
И даже нравилось, когда откладывали рейс - это было просто супер - всё интересно: и за пассажирами наблюдать от нечего делать, и на балконе со случайными попутчиками курить, и слушать их байки и рассказы о жизни и т.д.
Но тогда было проще - как-то это было в порядке вещей - "летать самолётами Аэрофлота", а сейчас это стало чем-то недосягаемым - с одной стороны дорого, с другой - страшно...
Раньше о таком количестве воздушных катастроф мы как-то не знали, и потому не боялись!
0 Ответить