Загадочные, самобытные, яркие цыгане стали объектом исследований специального направления этнографии — ромологии, или, как его еще называют, цыгановедения. Именно оно объясняет многие обычаи этих людей, специфику их мировоззрения, порой непонятного представителям других этнических групп.
В списке «маленьких, но гордых» народов мира у цыган особое положение. Они, к примеру, никогда не отстаивали своих национальных интересов с оружием в руках. И причина вовсе не в том, что они вели (да и сейчас зачастую продолжают вести) кочевой образ жизни. На фоне всех «наследивших» в истории племен кочевников-завоевателей и кочевников-агрессоров цыганский пацифизм — скорее исключение из общего правила. Просто у них есть цыганская гордость — основа их национального сознания и всего уклада их жизни. Не будь ее, возможно, цыгане и не были бы цыганами в том смысле, в каком мы их обычно себе представляем.
Согласно одной из этнографических версий, цыгане произошли от некой индийской касты, покинувшей непонятно почему родные пенаты. К числу избранных эта каста явно не относилась, но, судя по всему, она не являлась и низшей, потому что цыгане отправились странствовать по миру с твердой уверенностью в своей исключительности и неповторимости.
Свое существование они называют делом Божьим, а отсюда, по их мнению, проистекают и дарованные им Богом «права людей Земли», смысл которых заключается в свободе передвижения и свободе пользования природными ресурсами. В старину цыгане могли спокойно остановиться в любом населенном пункте, пользоваться чужими пастбищами, обносить чужие сады и огороды без всякого зазрения совести. А у хозяев пастбищ и огородов между тем собственность была давно юридически закрепленным понятием, и действия цыган они расценивали как оголтелое воровство.
Цыгане также гордятся умением ладить между собой и всегда выручать друг друга из самых сложных ситуаций, что помогает им сохраниться как народу. Очень важным своим преимуществом перед представителями других наций они считают устойчивость к алкоголизму. Хоть употребление спиртного в их среде и не возбраняется, спившийся цыган, а тем более цыганка, — нонсенс.
К предметам цыганской гордости относится и удачливость, умение быстро и ловко заработать деньги. Далеко не все способы добычи денег цыгане находили для себя приемлемыми. Так, в числе запрещенных у них профессия медика, поскольку больное человеческое тело они называют «нечистым». Мужчины-цыгане традиционно подвизались в торговле и различных коммерческих сделках, кузнечном и лудильном ремесле, женщины — в гадании. Даже цыганская художественная культура развивалась прежде всего как бизнес. Песнями и плясками они зарабатывали себе на жизнь, а не на фольклорное наследие.
Искусство обращения с деньгами они постигают с раннего детства. Едва малыш начинает более или менее внятно разговаривать, родители принимаются учить его различать денежные знаки и правильно подсчитывать сдачу. «Не знать деньги» для цыгана или цыганки — серьезный «дефект», который может приравниваться к тяжелому физическому или психическому увечью.
Если они такие гордые и такие удачливые в деньгах, то почему промышляют попрошайничеством, спросите вы. Дело в том, что попрошайничество редко бывает самостоятельным явлением. Для взрослых цыганок это составная часть ритуала гадания, которое трактуется как специфическая трудовая деятельность с духовным уклоном, и потому за него обязательно полагается вознаграждение. Но ни одна гадалка не подойдет к вам на улице с прямым предложением мистических услуг. Она сначала постарается вызвать ваше сочувствие рассказом о своем незавидном положении, попросит «на хлебушек» для малолетнего ребенка, другими словами — попробует расположить вас к себе эмоционально. И лишь потом заведет речь о том, «что было и что будет». Детей учат попрошайничать для того, чтобы они овладевали навыками общения с нецыганами, отрабатывали на практике несложные психологические манипуляции.
Прибегать к попрошайничеству цыганок вынуждали также длительные кочевья. Имея многочисленные семьи, женщины порой не в состоянии были в походных условиях перестирать всем одежду. Грязные вещи они сжигали и отправлялись выпрашивать «одежонку» у жителей ближайших населенных пунктов. А те могли уже по собственной инициативе поделиться не только платьем, но и продуктами, предметами повседневного обихода.
Кстати, я помню, как уже во времена моего детства несколько цыганок периодически совершали поквартирный обход пятиэтажки, где мы жили. Соседи выносили им много всякой всячины, цыганки ни от чего не отказывались, благодарили и желали здоровья, а потом ненужные им подаяния оставляли на скамейке у подъезда, забирая с собой лишь то, что действительно было необходимо.
На обиды, унижения у цыган не принято отвечать какими-то силовыми мерами. Цыганская гордость никогда не диктовала правил мести, расправы, характерных, как известно, для кавказских народов. Случалось, конечно, что цыгане оказывались замешанными в убийствах, но крайне редко. И развязка сюжета в знаменитом фильме «Табор уходит в небо», когда главный герой убивает возлюбленную, а потом и себя, — скорее дань романтизму, нежели реальной действительности. Отомстить за нанесенное оскорбление они предпочтут более изощренными методами — проклясть род обидчика «до седьмого колена», навести порчу, навлечь болезнь.
Цыган избегает выяснения отношений с цыганкой: она может хлестнуть его своим подолом, и, согласно цыганским поверьям, он останется опоганенным на всю жизнь. Поскольку нижняя часть тела женщины у цыган считается нечистой, то юбки рассматриваются как переносчики скверны. Цыганки потому и носили юбки в несколько слоев, прикрывая их сверху платками и фартуками, чтобы как можно надежнее защитить окружающих от порочного женского естества. Увидев разложенные на постели предметы женского гардероба, муж имел полное право закатить благоверной страшный скандал и обвинить ее в неряшливости и неуважении.
Культивируя представления о собственной исключительности, цыгане обычно не допускают в своей среде смешанных браков и бдительно оберегают молодежь от связей с инородцами. До сих пор кое-где сохраняется обычай сватать невест своим сыновьям чуть ли не в раннем младенчестве: тогда юноша и девушка вырастают преданными друг другу, их браку не грозят супружеские измены, а в семьях царит любовь и взаимопонимание. Не знаю, замешана тут цыганская гордость или нет, но разводы среди цыган и впрямь редкостное явление. Наверное, все-таки есть чему у них поучиться…
К этой статье - та же фотка, что и в прошлом году к статье Лауры Ли.
0 Ответить
Люба Мельник, спасибо, поменяли. Почему-то фотобанк не сказал, что уже скачана...
0 Ответить
Светлана Усанкова, спасибо за объективную статью. Когда ругают с противоположных позиций - это и есть признак объективности. А всем, кто восхищается цыганами, могу дать практический совет: восхищаться - восхищайтесь, но держитесь от них подальше. Как говаривала одна наша уборщица, "Бо будэ плохо!".
Удачи Вам!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это цыган Миша Шевардин в рассказе Кассиля "Агитмедведь особого отряда" говорил, умирая: "Плохой я цыган. Нет во мне цыганской гордости..."
0 Ответить
Светлана Усанкова, Видел стойбища цыган на вокзале и всегда удивляла белоснежная чистота их постелей! По крайней мере так казалось со стороны. В таких походных условиях !
Оценка статьи: 5
0 Ответить
простите, столько дерьма про них (цыган)...
единственное позитивное - это правило из русского: "цыган на цыпочках цыпленку цыкнул "цыц".
всё таки единственные исключения на "ы" после "ц"...
но это личное, конечно...
0 Ответить