Михаил Берсенев Грандмастер

Сцена на переходе. Как пешеходы манипулируют водителями по новым ПДД?

Разве только водители бывают, так сказать, «безбашенные», и создают аварийные ситуации? А пешеходы — что, из другого теста сделаны? Десантировались с другой планеты? Сейчас штраф за то, что водитель не пропустил пешехода на пешеходном переходе, подняли в разы, до тысячи рублей. Дисциплины водителям этот шаг властей, признаем, прибавил. Но и своеобразных конфузов тоже, так как пешеход на дороге теперь, по правилам дорожного движения, — настоящий король. Что, в основном, верно.

Фото: Depositphotos

Но короли бывают разные. Добрые, злые, воинственные, миролюбивые, авантюрные и просто невменяемые. Короли-манипуляторы. На последних хочется остановиться подробнее, а именно разобраться с приемами манипулирования дорожным движением со стороны пешеходов. Опираться буду на конкретные примеры из повседневной практики:

1. Давеча еду по достаточно широкой улице. Впереди — пешеходный переход без светофора, имеется соответствующий знак. За знаком, метрах в сорока, хорошо видно, что стоит машина ДПС и гаишник неспешно прохаживается рядом, играя жезлом и крутя его в воздухе по одной и той же траектории. Дорожной пробки нет и в помине.

Подъезжаю к переходу, впереди идущая машина тормозит прямо перед «зеброй». Я, естественно, тоже. За мной остановились и другие автомобили. Действуем слаженно, по правилам. Дело в том, что на «зебру» нетвердой походкой ступили три субъекта. Двое мужеского пола, один — женского. Бросается в глаза, что хоть и утро, а троица уже сильно «навеселе».

У каждого в руке по открытой банке пива. Лица помяты, одежда средней степени жеванности, но на губах улыбки. У одного на голове бейсболка, причем как-то залихватски сдвинута набок. Другой — лысоват и мелок. Девица просто колоритна фактурой. Идут, кричат, о чем-то спорят. Может быть, о недавнем перевороте в Гондурасе. Двигаются едва-едва, шажок за шажочком, полосочка «зебры» за полосочкой. Галдят, жестикулируют, пиво отхлебывают.

Автолюбители в обоих направлениях движения стоят, ждут. Гаишник глядит на переход. Видимо, следит, пропустят ли пешеходов. Троица прошла почти половину второй полосы из четырех и тут, очевидно, лысоватый что-то сострил. Девица с пивом и «кадр» в бейсболке сгибаются пополам от хохота. И… останавливаются! Они счастливы! Они гогочут! Тот, кто сострил, самодовольно улыбается: вот, мол, глядите, я краше Задорнова шуткою воздух режу!

А мы, водители, сидим в салонах автомобилей и ждем, пока весельчаки насмеются. Утро, рабочий день лишь начинается. У всех — дела. Кому на работу, кому домой, кому ребенка в школу. Гаишник не дремлет, сканирует ситуацию. Моментально образовалась пробочка. Самые нетерпеливые шоферы уже сигналят. Мужик, что в бейсболке, делается на миг серьезным, машет ладонью водителям: мол, «сейчас, усе будет, мы уйдем!». Опять же неспешно, хихикая и пригубляя пивко, троица почти пересекла проезжую часть. Все ждут, включая работника ГИБДД.

Сцена на переходе. Как пешеходы манипулируют водителями по новым ПДД?
Фото: Depositphotos

И тут мелкий мужичок из этих утренних пешеходов говорит что-то девице на ушко, озадачивается и, очевидно, повторяет сказанное ухарю в бейсболке. Дума омрачает три недавно еще довольных лица. Опять они застыли на месте, но все еще на пешеходном переходе! На сей раз лица их серьезны, даже суровы. Тот, что лысоват, показывает рукой, в которой зажата банка пива, в обратную сторону.

Я невольно перевел взгляд в направлении руки похмеляющегося. Он указывал в сторону круглосуточного гастронома, откуда, вероятно, они все втроем и шествовали. Остряк приподнял пакет, явно с бутылками, и указал на него девице и приятелю, ибо, похоже, сомневался, хватит ли им на опохмелку имеющегося спиртного или нет. И опять меж жаждущими стартовало обсуждение! И все это — на проезжей части!

Дорожная пробка сильно увеличилась, клаксоны уже просто давятся сигналами. Троица кивает водителям головой и… идет обратно к гастроному! В этот момент сбоку, объезжая всех по свободной «встречке», дефилирует джип и утыкается в переход. Гаишник это видит, выпрямляет спину. Перестает ходить, усилив контроль ситуации. Стекло джипа плавно едет вниз, из салона что-то орут трем похмеляющимся весельчакам. Последние после услышанного резво ускоряют ход. Не думаю, что сквозь проем двери джипа им читали стихи Пушкина или Есенина, но в результате монолога водителя внедорожника пешеходы-любители утреннего пивка сошли-таки с проезжей части. Они ступили туда же, откуда начали свой путь, — в сторону гастронома.

Пробка уже громадная. Наконец, все машины потихоньку трогаются, а самого нетерпеливого водителя на джипе, что выехал на «встречку» и вразумил создавших затор пешеходов, с радостью ждет работник ГИБДД. А мы, прочие автомобилисты, соблюдающие правила, потеряв немало времени и нервов, обогащая утреннюю суету неприличными выражениями, наконец-то продолжаем движение.

Таким образом, с введением новых поправок к ПДД водители стали в некотором роде заложниками поведения пешехода на «зебре». Ведь ловить и штрафовать тех трех пешеходов, к примеру (лысоватый, бейсболка, «краля»), для сотрудников ГИБДД хлопотно и невыгодно. Деньги у помятых утренних субъектов, может, и есть, но они нужны на опохмелку, а не для штрафа, и шиш они с ними добровольно расстанутся. Да и пахнут подчас эти субчики не всегда приятно, выглядят непрезентабельно. А водитель — другое дело. Он сам едет в сети гаишников. За ним не надо бежать. У него есть деньги. Он с утра выбрит и наодеколонен. С ним приятно иметь дело. Нужно лишь махнуть жезлом.

Сцена на переходе. Как пешеходы манипулируют водителями по новым ПДД?
Фото: Depositphotos

2. Предположим, имеется широкая проезжая часть, скажем, полосы по четыре в каждую сторону, что разрезает надвое два гигантских жилых массива с высотными жилыми домами. Школы, больницы, детские сады, колледжи, университеты — все находится по обе стороны, и бесчисленные потоки пешеходов двигаются по «зебре», а светофор сломался. Или его вообще нет. Регулировщика ГИБДД тоже. Сзади собралось уже сотни машин, впереди — стеной топают пешеходы. Куда деваться-то водителю? Остается либо давить пешеходов, либо ждать глубочайшего вечера, когда микрорайон, наконец, уляжется спать. Но и ближе к ночи, да и вечером захочется пешеходам пивка, сходить друг к другу в гости — и они опять будут топтать ту же «зебру». А водителям придется раскладывать сиденья и ложиться «баиньки» до лучших времен.

Обновлено 12.10.2018
Статья размещена на сайте 6.07.2009

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Татьяна Пучкова Модератор 13 октября 2018 в 13:05 отредактирован 13 октября 2018 в 13:07

    Не уверена, что со времени написания статьи у всех водителей образовался рефлекс на уровне "собаки Павлова" притормаживать перед зеброй. Но что порядка стало больше, могу утверждать с уверенностью. Приходилось платить штрафы с обеих сторон. На мой взгляд, не совсем неоправданные. Но большой привет сотрудникам ГИБДД в засаде.)
    Надекваты есть и среди водителей, и среди пешеходов, тут нечему удивляться. И возмущаться непродуктивно. Закон 3Д действует в обе стороны. Зачем тратить нервы на "истеричку" за рулем или на зебре. (Истеричка - это стиль поведения участника дорожного движения. От половой принадлежности не зависит)
    А мера отвественности водителей по сравнению с безлошадными больше, просто потому, что разные весовые категории.
    Всем удачи на дороге)

  • Я много раз наблюдал картину - через переход идет мамаша с коляской, сосредоточенно тыкая пальцами в мобильник...это что? Незнание ПДД? Безответственность? То же касается и водителей, во время движения одной рукой тыкающих в мобильник...

  • "Остается либо давить пешеходов, либо ждать глубочайшего вечера, когда микрорайон, наконец, уляжется спать." -- да давить их конечно. Не ждать же, в самом деле, до вечера?
    У меня в квартале от дома месяц назад вот такой же "остается либо давить" сбил на переходе женщину с ребёнком. Девочка 10 лет сразу умерла, женщина 35 лет -- в скорой помощи. Через неделю на той же улице, на другом переходе сбили 15-летнюю девочку, но ей только ноги переломали.
    Они же на машине -- у них жизнь удалась. А эти всё ходят и ходят, мешают удачливым кататься в своё удовольствие. Конечно давить.

  • Олег Стражников Олег Стражников Читатель 13 октября 2018 в 10:17 отредактирован 13 октября 2018 в 10:18

    1. Ой, да ладно! Привели какой-то редкий случай, и сделали из мухи слона.
    2. "ловить и штрафовать тех трех пешеходов, к примеру (лысоватый, бейсболка, «краля»), для сотрудников ГИБДД хлопотно и невыгодно".
    Сейчас не берут деньги. Оформляют протокол и выписывают штраф. Не оплатил в течение определенного времени - начисляются пени.
    3. Водитель управляет средством повышенной опасности. Он должен перед переходами сбрасывать скорость и быть предельно внимательным. А сейчас по-прежнему не считается зазорным при ограничении движения заехать на зебру.
    Насколько нужно быть тупым, чтобы не понимать, что когда загорится разрешающий для пешехода, ты, чудила на букву "М", можешь по-прежнему остаться на переходе и мешать людям.
    4. Нерегулируемые пешеходные переходы - вселенское зло. Я не понимаю, почему их до сих пор не запретили?
    Рейтинг статьи портить не буду, но она мне очень-очень не понравилась.

  • Кто-нибудь из водителей автомобиля пропустил бы пешеходов на "зебре", если бы рядом не стоял гаишник? Даже если бы пешеходами были не компания пьяниц, а мать с коляской?

    Знаете, можно найти экзотический случай для подтверждения любой точки зрения. Например, рассказать о том, как заведующая библиотекой кричала на детей (реальный случай, кстати) и написать статью о моральном облике библиотекарей и о защите прав читателей. А случай, описанный в статье, именно экзотический. За всю свою жизнь я не видела ничего подобного ни разу. Зато автомобили, заставляющие пешеходов выскакивать из-под колес, вижу постоянно. Могу свою историю рассказать, и даже не одну. Переходила улицу на перекрестке под руку с сестрой-инвалидом, она ходит с большим трудом. Переходили по зебре и по зеленому сигналу. Поворачивает джип и несется прямо на нас. Ни убежать, ни отскочить мы с сестрой не можем. В конце концов джип все-таки затормозил -- вплотную к нам, коснувшись моего тела. Еще чуть-чуть и он бы нас сбил.

    • Андрей Герман Читатель 16 октября 2018 в 14:06 отредактирован 16 октября 2018 в 16:11

      Анастасия Ивина, да я уже до того дошел с этой остановкой на зебре, что недавно ПЕШКОМ шел и остановился на автомате. Зебра *ЛЯ!!! надо пропускать.

    • Анастасия Ивина, полностью согласен. Привести действительно экзотический случай и выдать его за массовое явление! Позиция самовлюбленного водилы, который сидит в защищенной коробке и очень страдает, что вынужден останавливаться, чтобы пропускать этих людишек.

    • Анастасия Ивина, я знаю, что пешеходам труднее на дорогах наших. Но я хотел написать статью, как взгляд водителя через лобовое стекло на пешеходов, что и сделал. Если писать с точки зрения пешехода, то уверен, статья получилась бы совсем другой! Более трагичной.
      Кстати, Ваш случай, описанный в комментарии - ужасен, но как повод для статьи - весьма неплох, извиняюсь

      • Михаил Берсенев, я смотрю с точки зрения пешехода, но и точка зрения водителя мне знакома. У меня папа всю жизнь отработал водителем, но проблемы его были связаны не с пешеходами, а с другими водителями. Год назад папа перестал работать на машине, потому что, по его словам, за рулем полно "козлов" и ездить по городу стало совершенно невозможно. Статью с моими историями вряд ли стоит писать, они слишком однообразны.

  • Чтобы не стать "козлом отпущения" таких отморозков в правилах еть ма-а-аленькая лазейка. Прочитайте внимательно ст.12.18 КоАП: "Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
    Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, -
    влечет наложение административного штрафа в размере от восьмисот до одной тысячи рублей." Запомните фразу "УСТУПИТЬ ДОРОГУ", а теперь обратимя к п.1.2 ПДД: "1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
    "Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость." Теперь с этими доводами можете смело спорить с гайцем. Если вы проезжаете за спиной пешехода или далеко спереди, то пешеход вряд ли "изменит направление движения или скорость". Умный гаец, видя вашу правовую грамотность, не станет вас задерживать, а потом отписываться от поступившей на него жалобы; ему проще "отловить" менее юридически подкованного. Возите с собой ПДД в бардачке и вам будет проще общаться с "полосатиками".

    Оценка статьи: 5

  • Михаил Берсенев, Вы затронули сложную проблему взаимоотношений участников дорожного движения. По человечески можно понять и водителей и пешеходов. Наши дороги далеки от совершенства. Только зачем заниматься этой проблемой, если проще наказать водителей, у которых наверняка есть деньги, раз у него есть дорогой автомобиль. И что ещё важнее- у каждого водителя есть при себе документы. Как без документов протокол оформишь? Как план по нарушениям выполнишь, если тратить время на выяснение личности каждого нарушителя? Вот и приходят потом водителям протоколы за переход в неположенном месте вместо превышения скорости на 15-20 км\ч. Просто кто-то должен пополнять казну...

  • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Грандмастер 12 сентября 2009 в 16:06 отредактирован 12 сентября 2009 в 16:08

    Тот, кто на колёсах, всё равно имеет преимущество. Минута - и он в другом конце улицы. А я сколько раз на автобус опаздывал потому, что меня не пропустили. Прут и прут сплошным потоком. Хорошо, что хоть сейчас у нас светофор поставили. И главное, они проехали и горя не знают, а мне пешком до метро минут 15 идти, а я и так уже опаздываю. А подвезти задаром никто не подвезёт, ясное дело. Я вот думаю - а хоть бы одной надутой роже на иномарке пришла в голову мысль подбросить до метро или ещё куда человека с больными ногами, у которого в кармане ни гроша, ни на маршрутку нет, ни на бутерброд и стаканчик кофе...

    • Денис Леонтьев, классное у Вас внимание к деталям. Я сам, к сожалению, когда спешу редко пропускаю пешеходов.Иначе - опоздаешь всюду. так сеть дорожная устроена Хотелось бы быть цивилизованнее, но не всегда получается

      • Опять этот бандарложий смайлик безразличия! Как маски в "Марсианских хрониках". Задержись гордый обладатель 30-летней помойки западноевропейского производства на перекрёстке - он бы от меня смайликом не закрылся. И между прочим, на машине, даже на убитом ТАЗе, наверстать несколько минут легче лёгкого, а пешком на больных ногах в худой обуви, при ледяном ветре, ливне и слякоти потерянные полчаса никто не вернёт, а годы жизни - тем более Т_Т

  • Опа!

    Михаил Берсенев, как-то так получилось, что я сначал попал на вторую часть Вашей статьи и быстренько отметился пространным комментарием. А получилась некоторая тавтология Виноват, исправлюсь
    Удачи.

    Оценка статьи: 5

  • Думаю, проблема здесь в "системной ошибке". Пока у гайцов главной целью будет "обуть водилу" - ничего не изменится. Но как только они все-же начнут заниматься своими прямыми обязанностями, т.е. организацией безопасного дорожного движения - вот тогда и наступит нам счастье.
    Кстати, те описанные в статье сотрудники, которые "гибэдэдизмом занимались" - могут ли они быть привлечены к служебному взысканию? Хотя бы за халатное отношение к своим обязанностям? А если их "работу" заснять на камеру мобильного и переслать их руководятлам - толк будет? Но ведь нужно же как-то бороться с этим???!!!

    • Анатолий Иванов Читатель 15 октября 2018 в 22:56 отредактирован 16 октября 2018 в 03:12

      Вячеслав Спиридонов, толку, подозреваю, не будет... Стояли бы у перехода - проблем было бы меньше и со стороны пешеходов и со стороны водителей... Это, как бы, профилактика... Но, как показывает практика, профилактикой правонарушений они, сотрудники ДПС, занимаются исключительно в кино и на ТВ. В жизни же, стоят в 50-100 метрах после перехода и тормозят тех, кто не успел остановиться или въехал на переход одновременно с вступившим с противоположной стороны дороги пешеходом, который и должен был бы убедиться в отсутствии приближающегося транспорта, да, недосуг ему, да и транспорт этот, как бы, на другой стороне дороги... Картина сия повторяется на многих нерегулируемых переходах с завидным постоянством...

  • Полностью согласен, в таких случаях необходим светофор, а быть может и подземный переход. Надо проводить различные опросы водителей и пешеходов и прислушиваться к ним. Дорого? Но жизнь человека дороже!