Пришел Прокоп, кипит укроп,
И при Прокопе кипит укроп.
И ушел Прокоп, кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
А дело было в одном городке, куда пришел Прокоп торговать скобяным товаром, тканями да глиняными игрушками. Жители этого города отменно готовили разные блюда, благоухающие на всю улицу. Бедняга Прокоп все время чувствовал себя чужаком. Так и умер, не попробовав супа со свежим запахом укропа. На похоронах сварили соседи суп, который назвали «Прокопина похлебка» в честь усопшего. Проезжал тем временем король, захотел отведать ароматное блюдо. Так оно ему понравилось, что всю дорогу повторял король-иноземец чудные слова: «прокопио-куопио». С тех пор подданные короля стали называть то местечко Куопио.
Эта забавная сказка имеет вполне научную базу: в Карелии (город Куопио считается административным центром провинции «северное Саво», которая представляет финскую Карелию) издавна бывали наши коробейники. Согласно одной из версий финских историков, название города Куопио происходит от имени купца Прокопия, который, как нам стало известно, очень любил укроп.
Влияние Санкт-Петербурга
После Русско-шведской войны 1808−1809 годов Финляндия была присоединена к России, более ста лет Великое княжество входило в состав империи. От архитектуры эпохи короля Густава отказались, образцы были заимствованы с востока, главным образом из Санкт-Петербурга. Хельсинки сыграл ключевую роль в строительстве домов в классическом стиле ампир, архитектура этого города повлияла как на сельские, так и на городские застройки Финляндии. Низкие симметричные деревянные дома появились и в Куопио. Горизонтальные доски в обшивке, окна, заполненные переплетом из шести стеклянных клеток, различные виды декоративной резьбы вошли в моду.
В 19 веке наряду с ампиром в архитектуру города проник асимметричный швейцарский стиль, который отдавал предпочтение резьбе с листовым узором, выполненным с помощью фигурной пилы. В конце 19 века появились здания в стиле модерн. Классические стили обрели новую жизнь, неоренессанс стал господствовать в строительстве деревянных зданий. Имеются в виду так называемые стили столярной скульптуры. В Куопио в 1880-е годы стали появляться каменные дома, напоминающие «доходные» петербургские. Центр города получил новый образ в виде каменного сердца или «каменного мешка».
Фасады многоэтажных жилых домов, обращенные в сторону улицы, приобретали самую различную обработку. Зодчие города стремились применять разные стили. В отличие от Санкт-Петербурга, который отличался бесконечными вариантами декоративных лепных мотивов в этот период, финская архитектура все же имела более однообразный, нейтральный лик.
Расположение зданий в пределах узких улочек не давало архитекторам возможности создавать «имперские» по размаху композиции. Улицы финских городов до сих пор напоминают длинные коридоры, ограниченные с двух сторон непрерывными рядами каменных стен. Фасады украшены изобретательной рекламой, а узкие проходы между домами — своеобразной городской скульптурой.
Интерьеры финских квартир, хозяева которых принадлежали к высшему классу, отличались перегруженностью мебелью и случайностью, разнотипностью предметов обихода. На стенах развешивались картины, как правило, финских художников, в пышных рамах. Финские бюргеры, в отличие от российского дворянства или буржуазии, предпочитали приобретать пейзажи со знакомыми видами.
В Куопио проживало много русских купцов, которые вносили свои коррективы в местные нравы. На фотографии из музея в Рауталампи (город недалеко от Куопио) изображена гостиная, в которой на видном месте висит портрет хозяйки, а не какой-нибудь унылый скалистый пейзаж. Буфеты, стулья, кресла и диваны зачастую заказывались из Петербурга. Столы покрывались скатертями. Медные самовары выставлялись на столы и в квартирах финского города Куопио. Двери и окна обрамлялись портьерами из плотных материалов со складками и кистями. Стены оклеивались обоями с различными рисунками — полосками и цветами.
На рубеже 19 и 20 веков строители отдавали предпочтение стилю югенд или модерн, в это время была популярна национальная романтика. Образцы брались из архитектуры эпохи средневековья, использовались и карельские мотивы. Верхние части окон завершались арочными перемычками, фасад украшался небольшими прямоугольниками, строились башни и эркеры, зодчие увлекались декоративными обшивками из гальки и бревен. Стилизация под природу переплеталась с экзотическими мотивами.
В 1920-е годы преобладала сдержанная атмосфера классицизма, возникла тенденция окрашивать здания в нейтральные бледные цвета. Города восточной Финляндии оставались в такой светлой гамме до конца 1960-х годов, пока не произошла революция в архитектуре.
Бревенчатые дома уже давно уступили место каркасным сооружениям. Казалось, деревянные строения сошли навсегда с магистрального пути финской архитектуры. В последние десятилетия двадцатого века, время технологических разработок в строительстве, победила тенденция использования отдельных блоков, в том числе, и в индивидуальном строительстве.
Практичность и функциональность, представляющие стиль функционализма, прочно вошли в строительство жилых домов. «Дома-боксы» с блочными конструкциями появились в городском ландшафте. Упрощенный стиль строительства продолжался за исключением короткого периода декоративных 1980-х до сегодняшнего дня. Правда, за чертой города ведется интенсивное строительство деревянных коттеджей, которые не собираются покидать родные северные ландшафты.
Минна Куоппала - финская гонщица. Трасса Аластаро, 1998 год.
0 Ответить
Денис, ну конечно, мы тут все раллисты! Я живу в городе Ювяскюля, у нас проводятся каждый август мировые соревнования автогонщиков. Куопио в ста км. от нас. Может, и про Ювяскюля написать? Это город Алвара Аалто.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Милла Синиярви, обязательно напишите и про Ювяскюля, и про ралли "1000 озёр". Кстати, Сергей Дадвани был ведь штурманом у знаменитого Канкуннена.
0 Ответить
Ухх-хх, как интересно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить