Есть у меня подозрение, что сочетание «Чоўпоту чоўпуць» бабушка изобрела сама. Как-то пересказывала мне свой бесконечный сериал и таким вот образом охарактеризовала поведение одной бестолковой героини. Но не будь она на то полешучка! Ведь именно там, в бескрайних полесских болотах, только и могла сочиниться такая фраза. Перевести ее дословно крайне трудно. Но если кто-то не понял, поясню: это что-то вроде «творила нечто невообразимое» и «дурью маялась» в одном флаконе.
Признаться, причислять себя, пусть наполовину (ибо папа родом не совсем с полесских территорий), к этому славному народу очень приятно. Только полешуки умеют так петь песни и рассказывать легенды, как никто другой. Только они способны по одному-единственному предложению угадать, из какого полесского села их собеседник. Только они — сейчас все реже — по весне ездят в гости на лодках. Кто же они такие — полешуки?
В общих чертах — люди, живущие на юге Беларуси и севере Украины. Немного затрагивают Россию, немного Польшу. Но самое настоящее ядро Полесского края — все же центральный юг Беларуси. Самые большие европейские болота. Именно здесь, вокруг этих болот, и проживают полешуки. Не исключено, что именно болота и страшные, по весне непростые в своем поведении реки и объединяют добрых жителей этого края. Недаром Пинск называют столицей Полесья. Вообще-то, умные люди называют нас полешуками. Странно это как-то, ибо нам привычно совсем другое прозвище.
Попытки отделить полешуков от украинцев и белорусов неоднократно предпринимались еще в XIX веке. Некоторые исследователи обнаружили, что болотные жители заметно отличаются от своих соседей с юга и севера. Павел Шпилевский, побывавший здесь в середине XIX столетия, так и озаглавил свою книгу «Путешествие по Полесью и белорусскому краю». То есть Беларусь и Полесье в его видении — суть разная. Правда, далеко вглубь наш исследователь не подался — ограничился западным Полесьем. И вот как он описывает внешний вид полешуков:
«Полесские поселяне и поселянки отличаются своими костюмами от прочих племен России. Особенно оригинальны и затейливы наряды замужних женщин. Так называемая свитка (верхняя одежда) их из темно-синего сукна имеет покрой дамского пальто с талией, с разрезами внизу и бесчисленными на груди и возле карманов узорами из шерстяных тесем, по преимуществу красных и пунцовых… Голова поселянки украшается белым, огромным, с развевающимися по сторонам крыльями, покрывалом, похожим на покров древних литовских, или ятвяжских, весталок и жриц».
Тем не менее, Шпилевский полагал, что полешуки все же ближе к белорусам, нежели украинцам. А вот иные ученые усматривали схожесть как раз с южными соседями, что в ХIХ веке отразилось даже на статистике — большая часть жителей полесских регионов в середине века причисляли себя к украинцам. Чего уж говорить, если в Великую Отечественную войну преподавание в школах на Полесье велось по-украински.
В 80-е годы ХХ века на Полесье велась активная пропаганда местного диалекта. При активном участии исследователя Николая Шеляговича было создано общественное объединение «Полісьсе», выступавшее за признание того, что полешуки являются отдельной нацией и поэтому Полесье следует признать автономией в составе Беларуси. Правда, в 90-е годы это движение потихоньку затихло, Шелягович из ярого политика стал бизнесменом и теперь уже давно не живет в никем не признанной автономии. А современники оценивают его деятельность крайне неоднозначно: по крайней мере, мне доводилось слышать такую оценку, что Шелягович пытался расколоть Беларусь.
Удивительно, но Шелягович был недалек от истины. Автономия, правда, не оформленная документально, на Полесье существует. Это капустно-огуречный край по течению реки Горынь. Если вы приедете в эти места, то непременно увидите великое множество необъятных по своим размерам теплиц. В отдельных случаях они могут занимать весь участок. Местное население выращивает здесь огурцы, капусту. Овощи скупаются здесь же на месте и огромными машинами направляются на восток — на крупнейшие рынки России.
Эта славная традиция родилась в ничем не примечательной деревне Ольшаны. Теперь это название знают все. Хотя бы потому, что только благодаря Ольшанам в единственном районе Брестской области наблюдается положительный прирост населения. А сама деревня по своей численности переплюнула ближайший городок. Глядя на этих людей, понимаешь, что такой уникум возможен только на Полесье.
…У моей бабушки есть еще одно чудное ругательство: «А коб ты не дождала!» Ну и как в этих людей после этого можно не влюбиться?
С какой теплотой написано! Спасибо, Катюша. Огурчиков захотелось...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, девочки!
Валентина! В прошлом году была Украина, может, на этот раз в наши пенаты?
0 Ответить
Катерина, да я уже пыталась намекнуть мужу... пока молчит
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина Пономарева, я вам ссылку дам. Мы в прошлом году в газете проект делали только по Брестской области. В других регионах не хуже. Если созреете, мы вам агроусадьбу хорошую подсуетим, поживете, отдохнете, рыбку половите.
http://vb.by/project.php?topic=14&sub=13
0 Ответить
Очень, Катя, хорошо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кстати, а нет ли пересечений между словами Польша и Полесье?
0 Ответить
Александр Сорокин, а кто ж его знает? Только Полесье от слова "лес", а Википедия о Польше поясняет:
Название «Польша» происходит от праславянского полъ «открытый, свободный, пустой», что указывает на преимущественно равнинный рельеф страны.
0 Ответить
Хорошая статья)) Молодец, Катя, что за бабушкой записываете - очень нужное это дело!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Павликова, жаль, что часто это понимаешь слишком поздно. Бабушка уже помирать собралась, а я диктофон только-только прикупила.
0 Ответить
"умные люди называют нас полещуками" - просто русские.
Вероятно, через украинское "поліщуки".
0 Ответить
Марианна Власова, не, это ученые. Полещук - это экзоэтноним, т.е. название, которое не употребляется или редко употребляется самим народом. Я сама о нем узнала из Википедии, когда искала материалы.
Белорусы все же называют полешуками. Я тут в славную деревню Кудричи собираюсь ближе к лету. Это что-то вроде этнографического музея под открытым небом. Правда, деревня жилая, и народ пока не планирует уезжать. Село моей бабушки поновей будет, ее дом находится на месте старого панского поместья, но ульи из дупла встречаются и там. Правда, почему-то на кладбище. Я сейчас фотографии обработаю и выложу.
Ну вот, собственно, и дуплецо. Обратите внимание на левый нижний угол картинки - там можно приметить надгробия. Это мой супруг так на прогулку выходил.
0 Ответить
Катерина Богданова, такая получилась "сочная" статья. Полесье замечательный край, и болота там замечательные. Это уже как профессионал могу утверждать - совершенно уникальные ландшафты, с весьма хрупким равновесием, увы. Поэтому беречь этот край очень нужно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Mаша, спасибо!
Боюсь, статья немного не форматная, но очень хотелось написать о полешуках. Отдать дань бабушке. Она помирать собралась, так я сейчас лихорадочно ее записываю - родословные там всякие, семейные истории. Сейчас, пока она жива, хочу на диктофон все это написать.
0 Ответить