Таким образом, национальный стереотип можно определить как предвзятое отношение к представителю той или иной нации.
Ученые-психологи считают, что национальные стереотипы возникают и живут в нашем сознании из-за слабости нашего критического мышления. Чтобы жить в этом мире, полном самых разнообразных явлений и людей, человеку требуются определенные упрощения-категории. Поэтому он, вместо того чтобы всесторонне рассмотреть каждого, с кем общается, навешивает на него известный ярлык. Так нам легче и проще.
Кто из нас не улыбался, увидев на экране ТВ в программе «Наша Раша» гастарбайтеров Равшана и Джамшуда? Действительно, когда эти горе-строители заклеивают окна обоями, варят суп из хозяйской кошки и коверкают русский язык, это может быть кому-то даже смешно. Такой вот обидный, по сути, образ строителей-таджиков, да и в целом всех гастарбайтеров, создан на нашем телевидении.
Задолго до Равшана с Джамшудом, еще при советской власти, эталоном недалекого человека у нас был чукча. Кто не слышал анекдотов про этого представителя народов Крайнего Севера?
Да что там чукчи. Давайте вспомним хохлов с их «прижимистостью, хитростью и любовью к салу».
Или грузин, которые «все ходят в кепках-аэродромах, продают зимой мимозу и гвоздики и дают взятку машиной „Волгой“ или бараном за поступление сына в столичный вуз».
Прибалты у нас якобы заторможены, белорусы питаются одной бульбой, все цыгане воры, попрошайки и, вообще, детей крадут.
Все молдаване недалекие, потому что с раннего детства пьют виноградное вино.
Больше всего обидных ярлыков досталось, пожалуй, евреям. «Хитрые, жадные, с большими носами, каждый день едят фаршированную рыбу, презирают всех остальных и так и норовят обмануть каждого русского».
Вспомним здесь также представителя закавказских народов — армянина, который, «где прошел, там двум евреям делать нечего».
Ну, а титульная нация России — русский народ, что говорят о нем другие. Лень, пьянство и неопрятность — одни из самых обидных и болезненных стереотипов для русских.
Особенно много прозвищ по национальному признаку бытует в армейской среде. Раньше призывников из среднеазиатских республик дразнили «чурками». Сейчас выходцев с Кавказа называют «зверьми, черными, азерами» не только в армии. Это не мешает им приезжать в российские города, оккупировать там продовольственные рынки и открывать свой бизнес, легальный или нелегальный. Как видите, среди бесправных мигрантов-строителей — белорусов, украинцев, молдаван и таджиков, их нет. Теперь давайте представим себе русского, который приехал, к примеру, в Баку и открыл там свое дело. Это не напоминает вам самый короткий анекдот: «Еврей — дворник»?
Почему же всем так неприятно, когда кто-то грубо касается национальных образов?
Здесь надо отметить, что стереотипы и основанные на них фольклор и анекдоты в межнациональных отношениях — фактор весьма распространенный. Они упрощают представление о том, как выглядят другие народы и кто такие мы сами на их фоне.
С одной стороны, подобные байки и шутки оживляют нашу повседневную жизнь, придают «перчинку» в общении. Критический взгляд со стороны иногда бывает даже полезен.
С другой стороны, национальные стереотипы не могут детально и точно описать тот или иной народ. Ведь среда обитания у народов, населявших не так давно Советский Союз, была очень разной. Вспомним тех же чукчей, в языке которых насчитывают около двухсот синонимов определения состояния снега, сванов, населяющих горные районы Грузии или степных кочевников киргизов.
У каждой нации в ее культурном, историческом и религиозном багаже есть также масса различий и вещей, присущих только ей и которым она придает особое значение.
Так, у народов, исповедующих ислам, есть четко прописанное понятие «харам»,
Есть одна тонкость в межэтнических отношениях, которую стоит здесь упомянуть. Ее можно отнести к двум соседним народам, например, русским и украинцам, и даже разным группам внутри одной национальности. Разница в культурном развитии у них совсем мала. Но, тем не менее, у каждого имеются свои стереотипы восприятия друг друга и свой фольклор. Поэтому выпячиваются порой совсем незначительные на первый взгляд мелочи. Взять, к примеру, любовь украинцев к салу. Оказывается, половина населения этой соседней страны терпеть его не может, а сало больше едят в Беларуси, где свиней выкармливают картошкой.
В анекдотах «москали» обычно больше пьют, а «хохлы» изворотливы и прижимисты. Но, как известно, большой разницы между водкой и горилкой нет. Вообще, бытовые перешучивания между Россией и Украиной напоминают больше разборки много лет проживших под одной крышей и недавно разошедшихся супругов.
В том, что мы сочиняем друг о друге анекдоты и смешные байки, плохого ничего нет. Куда страшнее, когда культурно близкие народы начинают видеть в соседе настоящего врага, как это было в распавшейся Югославии между говорящими на одном языке сербами и хорватами.
И не дай нам Бог, если нечто подобное случиться с нами. Тогда станет уже не до анекдотов.
Понял. Отписываюсь.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
"Все молдаване недалекие, потому что с раннего детства пьют виноградное вино." ну прям как французы.: )
"Сейчас выходцев с Кавказа называют «зверьми, черными, азерами "и хачами, для равновесия"» не только в армии" а в песнях которые по радио крутят, с экранов телевизоров и в кино, ну понятно, образы раскрывают от души, из песни слов не выкинешь.
0 Ответить
Верекс Лионский,
"Все молдаване недалекие, потому что с раннего детства пьют виноградное вино." ну прям как французы.: )
Это Ваше личное мнение? Или можете доказать недалекость молдован?
А мне кажется, сугубо и трегубо мое личное мнение, что вы занимаетесь разжиганием межнациональной розни. А это уже наказуемо законами РФ.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей Русич, вообще-то это цитата из статьи о стереотипах.
0 Ответить
Сергей Русич, тю... какой смайлик надо было поставить, чтобы было понятно, что: французы тоже пьют виноградное вино (как будто вино может быть не виноградным, это будет что-то, но точно не вино), но какие ж они "недалёкие"? Ну и все остальные "винодельческие народы". То бишь французы не недалёкие, стало быть молдаване тоже не недалёкие.
Теперь, после такого разжёвывания вам понятно или будете ещё искать чёрную кошку там где её нет, ась?
Хоть законы РФ мне по барабану, (тем более те, которые менее всего в самой РФ соблюдаются), но давайте не будем заниматься прокурорством с наскока, ладно?
0 Ответить
Александр Платов, извините, но тема не раскрыта, да и стереотипы все взяты из анекдотов. Умному человеку все равно с человеком какой национальности общаться. Надо слушать человека, а не смотреть в его паспорт и анкетные данные. В свое время Советский союз очень много потерял, что притеснял евреев, что разделили страну по национальному признаку и это еще долго будет икаться всем, кто живет в России, особенно русским.
0 Ответить
Александр Петров, считалось, что деление страны на губернии ущемляет "право наций на самоопределение". Но губернии имели национальное название,напр., Бессарабская. Там была и программа развития нац. языка и др. эл-тов культуры.Как называлась Грузинская губерния? Тифлисская,кажется.Интересно бы наложить карту губерний на "положение вещей" сейчас. В царской России евреев не шибко жаловали, причём официально, и не только их. Это довело гремучую смесь противоречий до цугундера революции. Кста... областям пора б вернуть название губерний, раз уж замахнулись на милицию. Что такое "область пониженного давления"? "А так же в области балета"?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, хорошо, я добавлю в своем коментарии к Советскому Союзу и царскую Россию
0 Ответить
Стереотипы всегда основываются на реальных национальных чертах, просто они упрощают и обобщают их, иногда до абсурда, и никогда не ищут причин, а также - что немаловажно - такими определенными чертами выделяют одну народность в глазах другой, а по мнению третьей все будет наоборот. Например, недавно читала попытку объяснить пресловутую медлительность прибалтов. Ничего они не медлительные, просто им по-русски разговаривать очень трудно, языки сильно отличаются, поэтому они говорят с такими заминками.
Вот и причина стереотипа. Еще пример - французы в глазах других европейцев - жуткие скряги. Мой отец ездил в гости к дальним родственникам во Франции, и лично убедился, что это сущая правда. Это я к тезису о реальной основе. Но в глазах того же еврея навряд ли француз покажется таким уж жадным.
А у нас на Украине говорят: "Когда родился хохол, еврей заплакал" - это о хитрости и скупости. Может мы себе и льстим, но я как хохлушка с примесью еврейской крови подпишусь под каждым словом )) Кстати, мужа называю кацапом (он русский), но никто ни на кого не обижается.
По-моему, уже не те времена, когда к подобным ярлыкам относились серьезно. Хотя в местах, где существует межнациональная вражда, все по-другому, и это печально.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Ксения Печий, надеюсь, бывшим он стал не по этой причине
Я в личной жизни стараюсь политические моменты обходить, а то у некоторых прямо как в "Тарасе Бульбе" или "Белой гвардии" получается ((, но это уже другая тема.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Юлия Савицкая, читать дальше →
0 Ответить
Комичнее всего смотрятся стереотипы о нас у американцев! Это просто нечто! Недавно шёл на телевидении "Апокалипсис" с Брюсом Уиллисом, и картинка ветхой станции Мир с пьяным космонавтом в ушанке и с гаечным ключом наперевес явно обидна!
0 Ответить
А может, стереотипы именно и живучи потому, что выделяют наиболее часто встречающиеся типы людей в той или иной нации? Раз уж они так живучи, вряд ли это можно объяснитьтолько слабостью критического мышления. Представляется, что история, культура, язык и множество самых разных факторов не могут не отразиться на обобщенном образе того или иного народа. Отсюда вопрос - насколько стереотипы далеки от реальности? Вы, кстати, вопреки названию, так никаких версий и не выдвинули. Пишите, что "Лень, пьянство и неопрятность – одни из самых обидных и болезненных стереотипов для русских". А ничего, что мы сами же о себе это больше всех и распространяем? Возьмите любые СМИ: мы - самая пьющая нация; никто в мире столько столько не пьет; мы по алкоголю - сто очков фору каждому народу и т.п. А копнешь поглубже - есть народы и "покруче" нас. Зачем поливаем себя грязью? Такое ощущение, что в глубине души даже вохищены собой - вот мол, нам все нипочем. Хоть в этом мы - первые.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Александр Платов,
Ещё есть такая шутка: русские не помнят зла, а помнят только хорошее; украинцы не помнят хорошего, а помнят только плохое. А вот евреи помнят всё - и плохое, и хорошее...
0 Ответить
С Ровшаном (так правильно пишется это имя) и Джамшутом всё не так однозначно. Это был сюжет перевёртыш. Ведь в конце почти каждого сюжета показывалось, что они - люди с образованием и умеющие мыслить, хотя и не очень практичные, и, таким образом, прораб на их фоне выглядел таким же глупым, как они на его две минуты назад, а основной идеей становилось то, что они выглядят глупыми из-за незнания языка и культурного несовпадения. Хотя реализовано местами, конечно, очень топорно (тот же эпизод с унитазом).
Кроме того, стереотипы не всегда - точнее, почти никогда не - исключительно отрицательные, обычно они есть как отрицательные, так и позитивные.
Русские: ленивые И умные. Цыгане: вороватые И талантливые. Итальянцы: гиперэмоциональные И весёлые. И так далее.
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Марианна Власова, о, вот оно как
0 Ответить
Александр Платов, неплохо. Но, имхо, всё же как-то недосказано и недописано. Ощущение быстрого свёртывания темы и её незавершённости. Извините.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Русский, заходя в туалет, вытаскивает из кармана шариковую ручку. Чтоб типа писать "посмотри налево", "посмотри назад", "посмотри на потолок"...
0 Ответить
В статье отсутствует ответ на поставленный в заголовке вопрос.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Ех, таварища, нужны ли тут дополнения? Стереотипы так стойки потому, что устоялись. Мы сами дорастём до того, чтобы отойти от них - рано или поздно, но когда-то.
0 Ответить