Сохранились танцы, которые относят к древнейшим в мире, это — индийские классические танцы. Их принято делить на стили, по традиции подразделяя на восемь основных.
Есть танцы, где каждое движение пальцем, каждое движение бровью, не говоря уже о руках, ногах — все геометрически выверено и имеет огромное значение. Прежде всего, потому что эти танцы имеют сакральный характер. Мимика и жесты, безукоризненная последовательность поз и рисунок танца — все строго определено и подчинено сюжету.
К таким танцам относятся все классические танцы Индии, и, пожалуй, самый знаменитый из них — Бхаратанатьям (иногда пишут раздельно: Бхарата Натьям). Он и переводится как «чувства-музыка-ритм-танец-театр», все вместе, такой многогранный вид искусства. И все классические танцы Индии считаются так или иначе связанными с йогой, а также с древней индуистской символикой, историческими преданиями.
В Индии, на юге страны в Тамил-Наду, в одной из главных «чакр мира», как об этом иногда говорят, есть город с храмовым комплексом — Чидамбарам, он же — город танцующего бога, именно там Шива танцует свой космический танец. В Чидамбарам стекаются паломники, заезжают туристы, круглый год там проходят священные фестивали, и рассказывать о нем можно бесконечно (посмотреть ролик можно в комментариях).
Танец Бхаратанатьям связан с этим храмовым комплексом. Танец и родом оттуда, и вдохновлен скульптурами храмов. И наоборот, многие скульптуры вобрали в себя элементы древнейшей танцевальной культуры.
Кроме богов, можно увидеть и полубогинь. Это апсары — небесные танцовщицы. Статуэтки и барельефы апсар можно увидеть по всему Индокитаю. Апсары танцевали, часто соблазняли аскетов, при этом были женами или возлюбленными гандхарв — полубогов, певцов и музыкантов. Иногда апсар и гандхарв сравнивают с древнегреческими нимфами и кентаврами. В самой Индии всегда существовала глубокая связь между разными видами искусства — музыка, поэзия и литература, танец, драма, живопись, скульптура. И эта глубокая связь сохранилась до сих пор.
Самому танцу Бхаратанатьям отводят некий возраст — 5000 лет. Юг Индии оказался для танца заповедником, тысячелетние традиции сохранились в неприкосновенности. Трудно судить о возрасте танца, но фигуры его описаны в древнейших тамильских трактатах. Танцевали храмовые танцовщицы — девадаси — «божьи рабыни», западная традиция дала им название «баядера» (от португальского — танцовщица). Девадаси служили в храмах, исполняли положенные ритуалы, танцевали. Часто присутствовал и сексуальный аспект в жизни и работе храмовых танцовщиц, но священный танец оставался священным танцем — это был божественный танец в прямом смысле этого слова. («Система девадаси» была отменена в Индии только в 1988 году. Однако правительство в курсе, что девадаси не исчезли, хотя их роль несколько изменилась).
Итак, танцует девушка, чаще всего — соло. В других культурах и традициях могут танцевать и мужчины. Этот танец можно расценивать и как танец огня. Сами движения часто напоминают танцующее пламя — празднование вселенной через празднование красоты материального человеческого тела. Вся вселенная — это танец верховного танцора Натараджи, то есть индуистского бога Шивы. Ведь именно верховное божество передало способность к этому танцу людям.
Говорят, во всем мире не более двух сотен квалифицированных исполнителей этого танца. Понимающих этот танец — тоже немного, ведь нужно знать значение каждого жеста. Тем не менее, желающих научиться основам этого танца тоже хватает, уже не в сакральном, религиозном смысле, не в прославлении танцующего Шивы, а в «чистом» виде древнего, красивого (пусть экзотического для европейца) танца. В популярной культуре Бхаратанатьям уже широко представлен в адаптированном виде и в кино, и в телевизионных программах по всему миру.
Желающих присоединиться к «возрождению» классических индийских танцев очень много. Существуют академические и коммерческие институты в разных странах, обучение занимает несколько лет. Тем не менее — популярность древнейшего индийского танца растет. Тем более, что есть и «чистый танец» — так называемая нритта — абстрактные, но согласованные движения, танец как таковой, вне четкого обозначения сюжета.
А танцевать его непросто. Кроме всего прочего, нужно выучить огромное количество движений и понять их смысл. Научиться «по-индийски» выражать чувства (любовь, радость, покой, печаль, страх и удивление, гнев и даже героизм). Эти чувства нужно научиться передавать не только с помощью хореографии, но и филигранно и тонко — через «мелкие» движения головы, шеи, бровей и глаз (только последних может быть от 8 до 36). Ведь Бхаратанатьям — еще одновременно и пантомима, и театр. Нужно выучить каждое движение рук (а они изображают совершенно разное), комбинации движений ног, нужно слышать музыку и понимать термины на тамильском языке и санскрите (а эти термины не поддаются простому толкованию). Много чего нужно…
Конечно, совершенно не обязательно нам всем срочно разучивать классические индийские танцы. Хотя, шутки ради, можно выучить пару жестов или движений и однажды выразить свои чувства «по-индийски». Скажем, мужу или возлюбленному. Те же любовь, радость, покой, печаль, страх и удивление, гнев и даже героизм. Нет, лучше восхищение. Как получится.
И если мы не научимся танцевать Бхаратанатьям, ничего страшного с нами не произойдет. Нам бы свое собственное как-нибудь восстановить. Но, по крайней мере, есть надежда, что сами индийские танцы перестанут нам казаться бессмысленными. Они очень осмысленны: не только каждая «фраза тела», но даже взгляд танцора (танцовщицы) говорит знатоку о многом.
Увлекательный рассказ. Спасибо, Галя
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, меня в индийских танцах всегда восхищает, насколько пластичными и гибкими могут быть довольно полные женщины. Это удивительно, когда толстушка кило под девяносто легко достает пяткой до макушки или делает мостик. Конечно, при такой развитой гибкости и такой культуре танца можно всю "Камасутру" исполнять не напрягаясь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Mаша,
0 Ответить
Вот имено "фраза тела". Галин, прочла с большим удовольствием. Очень хорошо написала.
Оценка статьи: 5
0 Ответить