Этот танец — тоже танцевальная драма. Считается, что за век до нашей эры искусство этого танца было распространено на большой территории. Танцевали его тоже девадаси-баядеры, то есть храмовые танцовщицы. Впоследствии стали танцевать и мужчины.
По легенде, некий брахман по имени Сиддх Ендра Йоги в XV столетии уже нашей эры внес большой вклад в развитие этого танца. Уже тогда Кучипуди стал синтезом театра, пантомимы, музыки — и поэзии тоже. Танцоры часто декламируют во время исполнения своего танца. И до представления по традиции они сначала представляются стихами и танцем, затем уже начинается театрализованное танцевальное действо.
Многие элементы танца Кучипуди сходны с элементами Бхаратанатьяма, есть и отличия. Разница существует не только в движениях, но и в одежде, и в украшениях.
А самое необычное — танцы на латунной тарелке. Попробуйте представить, какой гибкостью, пластичностью и устойчивостью нужно обладать, чтобы станцевать на блюдце, держа на голове кувшин с водой, и вдобавок — горящую свечу. Но это уже — «высший пилотаж» и увидеть такое доводится крайне редко.
Одисси часто называют просто индийским балетом, настолько этот танец грациозен в своей основе. Он также относится к одному из восьми главных стилей индийских танцев.
Одисси возник давно, около 2000 лет назад в районе, который сейчас относится к штату Орисса (восточная Индия). В пещерах, исследованных археологами в этом районе, найдено изображение танцующих Одисси. В те далекие времена это был светский танец, впоследствии он тоже стал храмовым. Причем, танцевался он в храмах, посвященных и Шиве, и Вишну, и богине Шакти, танцевался он в местах, где собирались исповедующие джайнизм, и в буддистских монастырях. В одном из самых интересных древних храмов — храме Солнца Конарока, стены украшены скульптурами многочисленных танцующих. И по этим скульптурам «во времена забвения» (то есть британского правления) восстанавливали движения. В этом храме есть и Зал Танца.
Танцевали этот танец тоже девадаси — храмовые танцовщицы, только в том районе они назывались махари (приблизительно — «великие избранные»).
В основе танца — два основных начала, мужское и женское. Главное отличие от остальных стилей — тройной изгиб тела (трибанг), многочисленные независимые движения головы и груди, и поза чоука (квадрат, или 4 угла).
В самом танце Одисси существует ряд направлений и школ. Танец несколько раз переживал свой период упадка, но снова возрождался. Стали его танцевать и мужчины, переодетые в женскую одежду. Впоследствии танец стал и мужским тоже, уже без переодеваний.
Одисси отличается от других классических индийских танцев. И если трудно разобраться с терминологией танцевальных элементов, в линиях сюжета, то легко можно услышать разницу в музыкальном сопровождении и различить костюмы. В последних преобладает определенный вид сари, большое количество серебряных украшений (производимых именно в этом штате), интересный головной убор.
Но эмоции, которые передаются танцем, все те же. И их мы можем почувствовать, если не понять. Одисси также становится все более популярным танцем, его пыталась станцевать Мадонна во время церемонии награждения MTV Award ceremony, он представлен в видеофильме альбома Майкла Джексона «Black or White».
Описывать все классические индийские танцы — довольно долгое занятие. Индия — огромная страна, потрясающая своим разнообразием.
Танец Мохини-аттам — один из классических, родом из штата Керала. Мохини — это прекрасная женщина, в которую превращался бог Вишну. И сам танец — это танец обворожительной женщины. Известно около 40 основных движений, большинство связано с покачиванием женского тела: ведь нужно как-то отвратить ужасных демонов, чтобы не мешали собирать богам нектар. Это — маленькая и нежная драма в танце и стихе.
Танец Манипури известен на северо-востоке страны, который граничит с Бирмой (Мьянмой). Район происхождения этого танца наложил свои особенности и непохожести в темах и в исполнении. Манипур, родившийся в индийском штате Манипури, — очень зрелищный танец. Когда-то «танец — приношение богам» стал постепенно светским, его могла танцевать и сама королева, и тогда все социальные различия и касты переставали существовать. На время, конечно. Танец считается прочно связанным с легендой о сотворении мира, без него не обходится ни одни из главных праздников — Лай Хараоба (апрель-май). А зарождение этой танцевальной традиции относят к древнейшей эпохе поклонения огню. Для этого танца характерно очень мягкие, плавно переходящие друг в друга движения. Даже у мужчин, танцующих с мечом или копьем.
Очень интересен танец Катхак. Он родился на северо-западе страны, где всегда было много кочевников. Катхак переводится с санскрита как «сказитель, рассказчик», эти рассказчики передавали танец по наследству. Катхак базировался на мифологических сюжетах, или же это было театральное действо с нравоучительным уклоном. Танцевали его и в храмах, и на площадях, и во дворцах. Рассказчики умели держать в напряжении огромную аудиторию, пользуясь часто скудными средствами. Вот он повязал платок на талии — он злодей, накинул шаль на голову — прекрасная девушка.
Катхак постепенно вбирал в себя многие «заимствования» из Центральной Азии, что определило его непохожесть на другие танцы. Повороты и кружения — от «вертящихся дервишей», «прямые» ноги и несгибающееся туловище — от персидских танцев, на каждой щиколотке — до 150 колокольчиков! От цыган — всем нам знакомые движения фламенко. Схожесть между катхаком и фламенко просто поразительная, дроби ступнями звучат вполне «по-испански». Вихрь движений, пируэты, дроби — катхак по своей сути «чистый» танец, далеко ушедший от религиозных ритуалов. Четкого порядка сюжетов тоже уже нет. Но какая виртуозность, и какая искрометная радость танца!
В танцевальных костюмах Катхака — также большое разнообразие: они могут быть традиционно индийскими, бенгальскими, а могут быть и мусульманскими.
Классические индийские танцы — не только древнейшее искусство, но и целая наука. Изучение их может потребовать всю жизнь, это только для очень сильно стремящихся. Но, надеюсь, они стали более понятными, обрели хотя бы минимально воспринимаемый смысл. Надеюсь, что и своеобразная утонченная красота этих танцев тоже не пройдет мимо ваших внимательных глаз.
(Посмотреть видеоролики описанных танцев можно в комментариях).
Красота!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валя,
Красота!
По мне - так да, красота. Особенно Одисси и Катхак (личные предпочтения).
0 Ответить
Галина, спасибо Вам за интересную и познавательную статью, которая, я в этом не сомневаюсь, расширила знания каждого, кто ее прочел. И отдельное Вам спасибо за то, что не боитесь выбирать "неизбитые", свежие темы, не гоняясь за легкой популярностью, и уж тем более не страшась долгого и глубокого изучения различных источников, без чего статьи ТАКОГО качества ну никак не выходят!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталия....
И Вам спасибо за то же.
0 Ответить
Гал, танцы на латунной тарелке. Это како же надо иметь мастерство.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оль, да и без тарелки там мало не покажется (очень сложные движения).
0 Ответить