• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Сорокин Мастер

Что нужно освящать на Вербное воскресенье?

Сегодня многие постепенно забывают истинный смысл христианских праздников. В Европе Рождество плавно переместилось из храмов в супермаркеты и главным действующим лицом торжества становится, простите, не Христос, который родился, а рождественский гусь.

В России тоже есть немало обрядов, смысл которых улавливается не всеми. Печём куличи и красим яйца, а зачем печём и зачем красим? Да всё очень просто — так надо.

Поливаем могилу водкой на Радуницу, то бишь, на 9-й день после Пасхи, а почему поливаем? И как это связано с Пасхой?

Особенно умиляет традиция жечь чучело Масленицы, после чего благочестиво приступать к Великому Посту.

Сегодня примерно такое же отношение, как и к вышеописанным праздникам, мы можем наблюдать и к Вербному Христову Воскресению. В этот день нужно обязательно купить где-либо пушистые веточки вербы и отнести их в храм. После посещения церкви сушёную веточку нужно будет хранить дома целый год, словно какой-нибудь оберег. По мнению многих людей, такая верба имеет едва ли не магические и целебные свойства — и клады можно с её помощью искать, а почки дерева можно скушать при бесплодии и прочих болезнях.

Но всё-таки хочется узнать истинный смысл Вербного Воскресения, когда православные и отечественные католики празднуют Вход Господень в Иерусалим. Потому что когда видишь трепетное отношение лишь к «магическим веточкам», вспоминаются строки из гоголевских «Мертвых душ»: «Поди ты, сладь с человеком! Не верит в Бога, а верит, что если почешется переносье, то непременно умрет; пропустит мимо создание поэта, ясное, как день, всё проникнутое согласием и высокою мудростью простоты, а бросится именно на то, где какой-нибудь удалец напутает, наплетет, изломает, выворотит природу, и ему оно понравится, и он станет кричать: „Вот оно, вот настоящее знание тайн сердца!“ Всю жизнь не ставит в грош докторов, а кончится тем, что обратится наконец к бабе, которая лечит зашептываньями и заплевками, или, еще лучше, выдумает сам какой-нибудь декохт из нивесть какой дряни, которая, Бог знает почему, вообразится ему именно средством против его болезни».

…В этот день вспоминается встреча жителями Иерусалима Иисуса Христа как Царя и Мессии. Множество народа, пришедшего на праздник, узнав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви и вышли навстречу Ему, восклицая: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин. 12, 12−13). Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21, 9). Дорогу перед Царём, шествующему, по смиренному обычаю, на молодом осле, устилали пальмовыми ветвями…

На Востоке существует традиция: в день праздника приходить в храм с пальмовыми ветвями. В России приносят ветки вербы — потому что в апреле в нашем климате цветёт именно это дерево, которое, в принципе, весьма неприхотливо к погодным условиям. В этом году в Якутии верба зацвела в феврале — при температуре минус сорок градусов!

Пушистые ветви приносят именно для того, чтобы почтить Мессию, который, как и две тысячи с лишним лет назад, грядёт во имя Господне именно в этот день. Но вместе с церковным объяснением этой традиции, бок о бок уже давно существует и «народное объяснение», где акценты переносятся на внешнюю форму, а не на содержание. Многие хотят «положить благодать в карман» — в день освящения воды или плодов земледелия в храме всегда найдутся люди, готовые растолкать окружающих, чтобы получить свою банку святой водички или освятить яблоко.

Богослужебные тексты обращают внимание на грядущего Христа и людей, Его встречающих, в то время как народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Сегодня приносить в храм вербу (а точнее, уносить её из храма), выходит, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись надежным амулетом. Между тем, если разобрать текст молитвы, которую читают в церкви в этот день, то выяснится, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, её смысл сводится к фразе: «…и нас, по подражанию онех (т.е. нас, подражающих людям, встречавших Господа пальмовыми ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани».

Оказывается, что в первую очередь, объектом освящения Церковь всегда видела не вербу, а самого человека…

Статья опубликована в выпуске 16.04.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (21):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Радуница

    Александр Сорокин,
    Праздники Беларуси Радуница
    Радуница



    В этот день поминали усопших родственников

    3 мая (дата для 2011 года)
    Радуница (Радуніца) — весенний языческий праздник восточных славян, связанный с культом предков. После крещения его стали отмечать на Фоминой неделе — в 1-е воскресенье после Пасхи, либо в следующие за ним понедельник или вторник (последнее особенно распространено). Радуница — один из древнейших праздников, когда на могилы прадедов приносят вино и еду, устраивают причитания и игрища (игры, песни и пляски).

    Истоки этого праздника находятся в древних представлениях земледельцев о том, что умершие предки, похороненные в земле, связаны с ее богатством и возможностями и могут повлиять на будущий урожай.

    В этот день, в празднично украшенном доме, хозяйка готовила кушанья для поминания на кладбище. При этом количество блюд должно было быть нечетным. Все складывалось в большой полотняный платок. Добавлялись свяченые яйца или сыр.

    Утром шли в церковь, где поминали близких, а после обеда отправлялись на кладбище, каждая семья — к своим могилам. Женщины голосили, мужчины развязывали платок и, достав свяченое яйцо, катали его на могиле со словами «Христос воскрес». Затем молча рассаживались вокруг могилы, где хозяйка на белой скатерти выставляла многочисленные кушанья.

    Торжественная трапеза начиналась с приглашения покойного. Обычно говорили: «Святые родзицели, ходзице к нам хлеба-соли кушаць!» По окончании поминок говорили: «Мои родзицели, выбачай-те, не дзивицесь, чем хата богата, тем и рада». Немного еды и водки оставляли для усопших. Остатки кушанья раздавали нищим, и день оканчивался при корчмах с песнями и плясками.

    В этот день нежелательно было что-либо сеять или сажать.

    В настоящее время Радуница является официальным нерабочим днем (по календарю православной конфессии). Обычаи во многом остались прежними, хотя церковь отрицательно относится к устройству трапезы на могилах.
    ( Кто не знает - пусть откроет для себя заново)

  • Пушистая верба

    Александр Сорокин,
    Это песня Ларисы мондрус

  • Что нужно освящать на Вербное воскресенье?

    Я у мамы одна
    В.Шаинский – В.Харитонов

    По ночам я черчу диаграммы
    И кончаю уже институт.
    Но боятся и папа, и мама,
    Что меня женихи украдут.

    Я у мамы одна
    Я у папы одна.
    А меня все зовет
    На свидание весна.

    Солнце стол мой лучами лилует.
    Зайчик солнечный просится к нам.
    А меня все сильнее ревнует
    К телефонным тревожным звонкам.

    Я у мамы одна
    Я у папы одна.
    А меня все зовет
    На свидание весна.

    Распустилась пушистая верба.
    Я дождалась весны, наконец.
    Просто мама забыла, наверное,
    Как цветы ей дарил мой отец.

    Я у мамы одна
    Я у папы одна.
    А меня все зовет
    На свидание весна.
    Всем хорошего настроения












  • Александр Сорокин, хм...мертвые хватают живых...

  • Александр Сорокин, Христианство в нынешнем состоянии-это продажное поповство.Вся суть христианства подавление духа человека,сделать его рабом.Христос призывал к другому,поэтому Библию на 3/4 обкорнали.Где Эвангелия от остальных апостолов и Марии?Всякая религия есть подавление-не рост сознания,поэтому люди за 2000 лет остались теми же быдло.последние выборы в Украине доказали это.Есть знания(Веды)космобиологии.В вульгарном изложении-язычество.Почти все христианские праздники подогнаны под языческие.Корни христианства в иудействе,а оно в древнеегипетских мистериях.Все для порабощения Призывы попов голосовать за нового Мессию-януковича,освящения власти и многое др.с подачи и благословения этой церкви

    • Николай Ткаченко, к сожалению не могу не согласиться с тем, что поповство продажное, да это так. Сейчас в батюшки идут не по призванию, а для зарабатывания денег. Однако, я хожу в храм не к батюшке, а к Богу. Поэтому я службы не посещаю за редким праздничным исключением. Я хожу в храм в середине дня, когда там никого нет, когда можно спокойно подойти к каждой иконе, посидеть и подумать о смысле жизни, поговорить с Богом. После таких походов в храм в душе радостно и светло в противовес раздражению и усталости после службы с вечно снующими детьми, старухами и прочим людом, которым скучно и не интересно.
      На мой взгляд все это печально и страшно, но детей наших мы должны воспитывать и дать им в руки библию для детей может каждый и сводить в храм, и научить правильно там себя вести. Язычество - это наши истоки. Человек, хотим мы того или нет, связан с фазами луны, солнца и нашей матушки Земли.

      Оценка статьи: 5

      • Василиса гребенькова Читатель 16 апреля 2011 в 16:47 отредактирован 6 июля 2011 в 22:05 Сообщить модератору

        Марина Лугина, могу подписаться под каждым Вашим словом, это действительно так. Могу сообщить по-секрету, что у того, кому не по душе порядки в РПЦ, есть выбор. Сын знакомой выбрал для себя старообрядческую общину, где есть церковь и постоянно посещает ее по воскресеньям. Его никто не знакомил с Библией, в церковь водили очень редко, хотя он крещен в РПЦ с 3-х лет, семья не набожная. А он сам выбрал себе этот путь. В РПЦ церковная община разобщена, нет единства, никто не знает друг друга. Приходят помолится толпою только по Великим праздникам. Совсем иное в старообрядческой общине, где люди друг друга знают, ходят туда семьями, соблюдают традиции и обычаи. Молодежь приходит в эту Церковь, и это славно, потому что есть кому передать наши традиции. Есть, есть у нас моложежь, которая бросает вызов тому , что сейчас что творится.

  • Александр Сорокин, cпасибо за статью,очень поучительная для тех,кто этого не знает.

  • Александр Сорокин, отлично написано. Во время становления христианства на Руси тексты Священного Писания были непомерной роскошью для простого народа и люди приходили к Богу через вот такие обычаи и иконы. Но сейчас то кто мешает взять и прочитать Библию или Евангелие хотя бы для собственного развития. Хотя бы для того, что бы в Пасху в ответ на приветствие "Христос воскрес" , знать, а зачем же Он все таки воскрес.

    Оценка статьи: 5

  • Александр Сорокин, много заповедей и обычаев наших предков искажаются и приобретают иной смысл под влияние времени. Чучело Масленницы (Зимы) сжигали наши предки провожая суровые времена бескормицы в Лету. Церковное трактование этого обычая славянских племен лишь приспособлено к древним обрядам. То же касается и иных обычаев. Политика Церкви всегда была гибкой. Не получалось мечом (Европа с её крестовыми походами) или Словом Господним, ну и ладно, попробуем дать новое значение местным традиционным обрядово-культовым действиям. И постепенно вытеснялись Перун и Даждьбог, Сварог и Лада из народной памяти, а взамен получали что-то иное, близкое по внешнему антуражу, но совершенно иное по смыслу. И народ за 2-3 поколения полностью менял свои взгляды на устройство мира, на политику проводимую властями, ибо всякая власть от Бога, не так ли? Так то же самое происходит и теперь. Мы, выросшие в СССР видим как "оболванивается" наша смена. Но так считаем лишь мы. Уже наши дети на мир смотрят совсем по-иному. А внуки тем паче. Новое приходит на смену старому, отжившему. Идет обычная работа Бога, Природы, Жизни. Назовите как хотите, суть от этого никак не изменится, имхо.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за познавательную статью. Я по роду своей деятельности знаю, что Вербное воскресение - это вход Иисуса Христа в Иерусалим. Это начало его страданий, которые заканчиваются светлым Христовым воскресением. Соглашусь полностью с тем, что большинство людей идут для того чтобы посвятить вербу и отхлыстать всех родственников, а смысл праздника не разумеют. На Пасху разговеться надо яйцом, кусочком паски (кулича) и бокалом Кагора. Разговеться, то есть вкусить тело и кровь Иисуса после великого поста. Только мы не постимся, а только разговляемся, а в храм ходим на Пасху, Рождество и Вербное воскресенье всей толпой.

    Оценка статьи: 5

  • спасибо огромное за статью.Абсолютно правы в том, что люди не знают,что именно они отмечают.Побольше бы таких статей!