Вся такая правильная из себя… До безобразия просто! Если положено заступить на многомесячную вахту в ноябре, так именно в этом месяце и — ни днём позже. Ну, а чтобы с поста уйти ранее отмеренного, даже и не проси. Бесполезно!
Счастливая частная собственница солидной крокодильей фермы, каждая из зверюг которой ежеутренне так и жаждет заглотить наше всеобщее достояние — пусть и не особо жаркое, но светлое и ласковое заполярное солнышко.
Правда, сколько ночной верёвочке не виться… Как правило, всему, в том числе и ненасытному аллигаторскому аппетиту, рано или поздно, наступает вполне предсказуемый конец.
В начале марта долгожданное небесное светило алым краюшком выглядывает из-за горизонта и, отогнав куда непроглядную и, как уже казалось, извечную в своей непобедимости темноту, на какую-то малую толику времени остаётся в гостях у редких обитателей белых бескрайних просторов Большеземельской тундры… Боясь показаться навязчивым, сначала чуть-чуть, на минутку какую. Воробьиный шажок мелкий. Потом на заячий поскок. Ну, а потом и на быстрый, стремительный олений бег, когда сзади, с нарт, кто круглым деревянным шариком длинного хорея, не больно, но настойчиво — по крупу:
— Хор-хор… Хор-хор…
Хотя от нарушения безраздельного господства полярной ночи до её полного и окончательного краха ещё ой, как далеко. А пока — только различные оттенки белого и чёрного перед глазами. Белой горизонтали заснеженной тундры да чёрных шахтных терриконов, стремящихся к вертикали.
И накопившаяся за зиму усталость тяжёлым грузом хандры и депрессии всё ниже и ниже — к земле. Сбросить бы её, распрямиться в полный рост навстречу идущей с юга весне… Но как? Ведь весна — это не только мокрый снег и ручьи, но и зелень первой листвы…
* * *
Может, именно потому уже к концу марта все пионеры и комсомольцы Заполярья, вне зависимости от места проживания, успеваемости и возраста, дружненько прорезали в любой имевшейся под руками картонке отверстие под диаметр чуть меньше луковицы. Чтоб та плотно сидела в этой конструкции, но не проваливалась.
После проверки соответствия диаметров и плотности крепления, в обычный гранёный стакан наливалась вода из-под крана, и на него ставилась картонка с зажатым в ней луком так, чтобы корешки луковицы были погружены в живительную влагу.
А уже всю эту пирамиду водружали на подоконник. Как правило, кухонный. Или тот, на который ранневесеннее солнышко чаще и охотнее заглядывало в гости.
Через недёлю-другую из луковицы начинали выглядывать зелёные стрелы. В квартире сразу становилось ярко, зелено и красиво. И начинало пахнуть… Та-ак вкусно начинало пахнуть весной!
* * *
А как распускаются листья на деревьях, я увидел только в институте.
На каникулы из Воркуты уезжали в конце мая, начале июня. Снега в городе было много. За городом его было ещё больше. Ведь там им не загружали ЗиЛовские самосвалы и не увозили в неизвестном направлении с улиц и площадей. Так что, как тщательно не вглядывайся в проносящийся за окном вагона пейзаж, он из часа в час всё один и тот же…
Сплошная стена высоких, решетчатых деревянных щитов снегозадержания в небольшом удалении от железнодорожного полотна. Навалившиеся на них, осевшие, но ещё окончательно не сдавшиеся на милость тёплого победителя, уходящие куда-то далеко-далеко в тундру снежные сугробы. Небольшие черные проплешины вытаявшей земли с накрепко уцепившимися за неё карликовыми ивами и берёзами с ещё голыми, мокрыми ветвями. Раскрашенные желто-коричневой краской прошлогодней травы островки болот.
Щиты, снега, земля, болота…
Серое, грязно-белое, черное, желто-коричневое…
Щиты, снега…
Час, другой…
Первое, что, помимо яркого солнышка, бросалось в открытые глаза утром, на несколько сот километров ближе к Котласу — зелень. Яркая зелень травы на железнодорожных откосах. Свежая зелень листвы на быстро убегающих назад, к Воркуте, уже не карликовых деревьях. И не тундры — тайги…
Всё… Всё кругом — зелёное!
Стихи в прозе...как минимум. Получил удовольствие от прочтения.
А весенняя зелень, на самом деле несравнимая ни с чем.
То ли дело в цвете краски этой зелени, то ли в нашем долгожданно-радостным восприятии.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алексей Латухов, у каждого цвета есть своя энергетика. Сейчас это широко используется в психотерапии. Я вот заметила, что в рвзные периоды своей жизни, мне нравились разные цвета в интерьере - было дело тяготела даже к розовому , потом вычитала, что потребность в нём испытывают те, кому в окружающей реальности не хватает романтизма.
Зелёный цвет - цвет пробуждающейся природы, жизни. Многие сейчас живут в городских многоэтажках, редко бывают на природе (а те женщины, о которых Константин написал в комментарии - мало того, что в полярной ночи, так ещё и в каком-то жутком помещении!), отсюда и тоска по зелёному, по самой жизни.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Алина, за такое интересное дополнение!
0 Ответить
Алина Еремеева, Зелёный цвет - цвет пробуждающейся природы, жизни
Да, именно весенний зеленый цвет. Он совсем другой. чем летний зеленый по насыщенности что ли. Да и мы сами весной другие. Природа - лучший психотерапевт..))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Большое спасибо, Алексей, за добрые слова и теплый отзыв.
0 Ответить
Статья - прелесть!
А у меня такие мысли: эти места не предназначены для жизни людей. Они созданы Господом нашим для чего-то другого. И куча всяких "ценностей" в суровых землях должна там и оставаться, не надо строить там шахты, прокладывать магистрали, загаживать и корежить природу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена, мне кажется, вся земля и создавалась кем-то (если создавалась) для того, чтобы на ней жили люди. Везде. В любом месте, которое по той, или иной причине покажется им подходящим.
Да. для жирафов здесь жизни не будет. Но для северного оленя трудно найти что-то более подходящее. А где олень, там и люди. Задолго до того, как в эти края пришли геологи, здесь со своими стадами кочевали ненцы. Летом, спасаясь от гнуса - поближе к океану. Осенью - к тайге, под лесную защиту от пронизывающего, ледяного ветра...
А освоение природных ресурсов Заполярья будет идти только в случае насущной потребности в них. Воркута тому - очень яркий пример. Если бы немцы в 42-ом не заняли Донбасс, то и Воркута в 43-ем и не возникла бы...
0 Ответить
Константин Кучер, категорически не согласна!
Это - человеческий эгоизм, планетного масштаба. Человек - хозяин на Земле, так, что ли? Все для него, любимого дитяти Божьего. А почему не может быть земель, где живут олени и ненцы, тюлени и чукчи, жирафы и пигмеи и т.п. Так нет же, придет человек цивилизации, которому до зарезу нужны природные ресурсы для обогащения кучки денежных мешков. А природа? Да черт с ней! А работники, живущие в суровых условиях? Так терпят же, ну и пусть...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена...
А почему не может быть земель, где живут олени и ненцы, тюлени и чукчи, жирафы и пигмеи...
Ненцы, чукчи и пигмеи, они ведь тоже - люди. Которым, хорошо ли это, плохо, но от поколения к поколению хочется жить лучше. А для этого нужны ресурсы. Вопрос только в том, как соблюсти баланс между желанием жить лучше и, соответственно, необходимостью добычи ресурсов, и сохранением окружающей нас природы.
Нельзя всю землю сделать биосферным заповедником. Это нереально. А вот сохранить и приумножить - можно. Если захотеть
0 Ответить
Константин Кучер, конечно, все - люди! В том числе и животные в местах своего обитания. Земля создана для ВСЕХ, живущих на ней, а не только для людей двуногих.
И людям, веками живущим на своих северных землях, на фиг не нужны были шахты и города-бараки при них. Кто их спрашивал, хотят ли они жить "лучше"?
Да, нереально сделать землю заповедником при нынешнем уровне потребительства. И что будем приумножать, я, простите, не совсем поняла. На ум приходит только счета в банке, да и то, не у всех. Во всяком случае, не у тех, кто непосредственно добывает "нужные ресурсы", тоскуя по солнышку и зелени.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин Кучер, так здорово! Мы все каждый раз с нетерпением ждем весны, пробуждения природы, первых листочков Я представляю, как ждут этого в заполярье, наверное, так ни кто другой не ждет
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, Анастасия, для всего Заполярья от Мурманска до Певека день, когда из-за горизонта впервые покажется Солнышко - настоящий Праздник. Всё! Долгая и, казалось бы, нескончаемая зима всё-таки, как оказывается. - не бесконечна. И через какое-то время обязательно придет весна. Потянутся к океану перелетные птицы. И зацветут жарки в тундре.
0 Ответить
Константин Кучер, очень понравилось! А про лук особенно, я до сих пор так делаю, начиная с января, и вправду сразу становится во весеннему тепло и радостно. Конечно же 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А вот у меня, жаль, но как-то эта заполярная традиция прервалась...
0 Ответить
Константин Кучер, здорово написано - очень хорошо передана весенняя тоска по зелене, солнышку, теплу !
Оценка статьи: 5
0 Ответить
У этой тоски по солнцу и зелени так много проявлений.
Как-то, прочитав эту миниатюрку, мне одноклассница рассказала историю.
Она после окончания Горного техникума осталась работать в Воркуте. В плановом отделе одной из шахт. Коллегами у неё были пожилые женщины предпенсионного возраста.
Работают они вместе, притираются друг к другу. Когда с моей одноклассницы и стружку снимают за разные мелкие недоделки и легкомысленное, с точки зрения старшего поколения, поведение.
И вот наступает день, когда солнце первый день должно показаться из-за горизонта. А отдел был на одном из нижних этажей зданию. Плюс, вокруг административного здания шахтоуправления тоже что-то было понастроено. Поэтому солнышко... Даже не его а тонкую красную НИТОЧКУ, отделяющую небо от земли, можно было увидеть только взгромоздившись на довольно высокий подоконник.
И вот пожилые, с возрастом погрузневшие коллеги моей одноклассницы - сначала на стул, с него - на рабочий стол и уже потом - на подоконник. И привстав на цыпочки, прижавшись лицом к холодному стеклу все смотрят в одном направлении. И первая, увидевшая ниточку громко, в голос:
- Взошло, взошло!!
Конечно, после этого уже не было никакой работы. Но был официальный (кстати, очень вкусный, кондитерка в свое время в Воркуте была изумительная) торт, какая-то своя выпечка, ароматный чай и разговоры, разговоры...
0 Ответить
Константин Кучер, у нас в этом году была ужасная зима, да и весна не лучше, и солнца почти не было. Впервые я ощутила такой острый, просто физический голод по солнцу и зелени! Просто не представляю, как народ в Заполярье выживает !
Вы очень тепло пишите, моя душонка после интернетовской чернухи частенько отогревается Вашими рассказами . Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Нормально выживает, Алина.
Считает эти места чень красивыми и очень тоскует, когда по той или иной причине куда-то приходится уезжать.
В каждом месте обязательно есть что-то красивое. Вот эта красная ниточка, отделяющая небо от земли. Или северное сияние. Или такой многоцветный яркий ковер тундры ранней осенью, когда найденный тобою гриб ВЫШЕ дерева, у которого он вырос. И кто-то из детей обязательно спрашивает - А почему ПОДберезовик?! Он же НАД ней!
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Не надо, Марианна. В одну воду нельзя войти дважды. Сейчас север сильно изменился. И не всегда в лучшую сторону. К тому же те люди, которых знал - или уже уехали, или собираются уезжать в ближайшем будущем. Снова врастать в новую обстановку, притираться к новым соседям... С возрастом это всё сделать уже значительно тяжелее, чем тогда, когда тебе немногим за 20.
Приехать к осени, пару - тройку дней покидать спиннинг, вечерком посидеть со знакомыми под запотевшие стопки... Да, хорошо. Но возвращаться насовсем?.. Не стоит испытывать судьбу.
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Да, Марианна. Вы правы. Всё именно так.
0 Ответить
Замечательная статья читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Cпасибо, Наташа. Среди большого количества людей, занимающихся примерно одним и тем же, всегда есть яркие и одаренные личности.
У меня одноклассник несколько лет выращивал лимон. И как-то он у него даже вызрел! Один. Совсем небольшой. НО! Настоящий. Желтый. И с запахом. Мы потом потихоньку, по очереди, но ВСЕМ классом перебывали у него в гостях. Ну, якобы приходили домашнее задание переписывать.
0 Ответить