Людмила Ливина Профессионал

Куда ведет технический прогресс?

Очень давно, во времена моего детсадовского детства, разновозрастных детей, которых родители не торопились забирать, воспитатели собирали в одну группу, усаживали на лавочки («Рты закрыть! Руки на колени!») и читали им книги. Думаю, это были сказки. Одна из них тогда меня потрясла. Может быть, потому, что я так и не узнала, чем она закончилась — за мной пришли.

Отлично помню, как она называлась: «Вверх корнями, вниз ветвями». По-моему, действие происходило в Китае, и герои путешествовали по дереву, которое росло… к центру земли.

Хуже всего приходилось мальчику — единственному сыну очень богатого человека, которому отец, чтобы привести в соответствие с положением (сыну не придется делать ничего, кроме как нажимать кнопки), отрубил на руках все пальцы, кроме указательных.

Этот образ мгновенно всплыл в памяти, когда в Интернете я наткнулась на статью, столь же поразившую меня, как и детсадовская книжка.

Статья, посвященная проблеме вымирания научной фантастики, была длинная, перегруженная идеями, множеством убедительных аргументов, и потребовалось время, чтобы все это в голове уложилось. Но когда я вернулась на этот ресурс, чтобы перечитать статью, выяснилось, что автором, скрывавшимся под демонстративным псевдонимом, она удалена.

Суть вопроса сводится к следующему.

Есть такой сорт помидоров, Де Барао: высокоурожайный, великолепный по своим вкусовым качествам. Это сорт шпалерный, то есть двухметровые побеги нуждаются в подпорке. Уберите подпорки, и растение потеряет 90% своих качеств. Оно если не погибнет, то уж высокоурожайным точно не будет.

По мнению автора, такие подпорки для человеческого интеллекта — изобретения технической цивилизации.

Первобытному человеку (хотя он и был на порядок мощнее современного), для того чтобы выжить, требовалось напрягать свой интеллект в полную силу: у него не было ни когтей, ни зубов, чтобы добывать пищу и защищать свою жизнь. Любая ситуация для него была «нестандартной».

Уже первые орудия выживание облегчили: исчезла потребность в силе, выносливости, но исчезла и потребность предельно напрягать интеллект, изобретая орудие каждый раз заново. Человек уже знал, как его изготовить и как применить. Изобретение письменности — тоже подпорка, да еще какая! Дальше — больше.

Все это привело к физической слабости современного человека, а нынче, когда мы передвигаемся преимущественно на автомобилях, работа для большинства — сидение за компьютером, а движение, как таковое, становится роскошью, дальнейшая телесная деградация неизбежна. Но, похоже, нам грозит еще и деградация интеллектуальная.

Гаджеты (мерзкое слово для русского уха), то есть приспособления, облегчающие жизнь, делают ее, безусловно, удобнее, но ведь становятся ненужными наши интеллектуальные способности. А то, что не нужно, отмирает.

Калькуляторы убили потребность в вычислениях, программа проверки орфографии — потребность в грамотности. Площади определяет по координатам Google, география стала невостребованной: «кучер довезет»! Ну не кучер — GPS.

Чтение — мощнейшее средство развития интеллекта, перестает быть нужным: проще посмотреть фильм. («Гарри Поттер» — бестселлер современности, но, к примеру, из 50 десятиклассников элитной школы читали его только трое, зато видели все).

Вы посмотрите на молодое поколение: оно, в массе, не читает, не считает, оно даже не думает. В ушах наушники, инфернальные ритмичные звуки просто не дают возможности какой-либо отвлеченной мысли появиться. Ради интереса, загляните в какой-нибудь молодежный чат.

И дело не в издержках современного образования. Просто все это не нужно. А если какой-либо орган не работает, не напрягается, он просто атрофируется. В результате получится homo… без sapiens.

Ну зачем же так мрачно — возразите вы. А достижения медицины, биологии, космонавтики? Есть же ученые, есть гениальные изобретатели, кто-то же придумывает все эти гаджеты (брр!).

Есть. Единицы. И с каждым десятилетием расстояние между ними и основной человеческой массой все шире. И каждое новое их изобретение делает человечество в целом все менее жизнеспособным.

В той, детсадовской, сказке произошло чудо: у мальчугана отрубленные пальцы выросли вновь. Произойдет ли то же самое с человечеством, населяющим Землю? Или все будет развиваться по сценарию, описанному Гербертом Уэллсом в «Машине времени»? И всех нас ждет судьба элоев?..

Обновлено 14.09.2011
Статья размещена на сайте 12.09.2011

Комментарии (101):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Г-да,к чему споры,ведь недавно Фурсенко ясно выразилось,что творцы нам не нужны,а нужны образцовые потребители.

  • • ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ВСЕОБЩЕЕ «ОДИПЛОМИРОВАНИЕ»:
    Милиция повязала группу мошенников, продающих дипломы в метро.
    - Нам пришлось их отпустить, - заявил доктор экономических наук сержант Иванов.

    • ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ОБРАЗОВАНИЕ:
    - Ракета со спутниками ГЛОНАСС упала в океан. А что вы хотели? Астрономию в школах отменили, православие ввели. Она ударилась о небесный свод!

    Оценка статьи: 5

    • Василий Россихин, насчёт отмены астрономии это даже не смешно (не в укор Вашем чувству юмора будет сказано). Ведь такой интересный предмет, я уж не говорю о его важности! И вот кто-то решил, что его не надо преподавать детям в школе? Хотя бы на факультативном уровне оставили. Какой там - сын хотел в школьной библиотеке взять что-то для самостоятельного изучения, так сказали, что все учебники по астрономии списали. Это снова о нашем образовании и об убивании интереса к учёбе у наших детей.

  • Всё зависит от родителей, не надо на детей наговаривать - моё чадо и читает и думает и делает сё, что надо юному развивающемуся уму. В интернетах не сидит, в игры играет очччень редко.

    Оценка статьи: 5

    • Андрей Владимиров Читатель 16 сентября 2011 в 09:57 отредактирован 17 сентября 2011 в 17:20

      Лилия Хлебникова,
      Главное не переборщить, а то со сверстниками и поговорить будет не о чем. Тоже комплексы могут развится. Со временем надо идти в ногу, главное что бы ноги не заплетались

      Оценка статьи: 5

      • Андрей Владимиров, и это верно. Интернеты чаду нужны. Но не тупые чаты типа "я сходил в кино, а я съел пирожок". Умное дитя (особенно, если направлять) само найдет дорогу в интернете. У меня у знакомой одной дочка сидела вот так в интернетах, а потом и поступила в Москву куда-то на сисадмина учиться. У девочки в старших классах, пока подруги о шмотках, да о танцах, дома сервер фряхи (FreeBSD) стоял. Причем девчонка не "ботан", симпатичная очень, вся в маму, и поговорить можно на многие темы.

  • Людмила Ливина,

    • ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И МЕДИЦИНА:
    2062 год! В aптеке появились тесты нa беременность нового формaтa! Вместо двух полосочек, теперь, в специaльном окошечке укaзaно: От кого.

    • КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРОГРЕСС и «обожаемый » начальник:
    - Алло. Руслан, ты где?
    - Я проспал, Сергей Алексеич!
    - Тогда дай мне пароль от твоего компьютера.
    - Мммм… А там в кабинете есть кто-нибудь, кроме вас?
    - Оля.
    - Дайте ей трубочку…
    - Оль, только вслух не ори. Введи пароль на моем компе «Алексеич Мудак».

    • СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ПРОГРЕССА:
    - А вы знаете, какой эффект получается, если в принтер, стоящий возле окна, попадает занавеска? Заходишь в комнату, а там принтер ест занавески и потихоньку карабкается наверх...

    • ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС и ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ:
    Эмм... мысль такая научная в голову пришла: а вот если взять огромную сковородку и кучу хомячков - какова минимальная величина хомякослоя, при котором новые хомяки множатся чаще, чем я съедаю уже свежезажаренных?

    ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС у НАС:
    Посадил жёлудь, выросла липа. Посадил орех, опять выросла липа. Посадил семечку, и снова липа. Почва у нас такая. Вот, то же самое и со всеми национальными программами.

    Оценка статьи: 5

  • Людмила Ливина,
    Статья очень правильная. Футурорлоги эту тему муссируют лет 100.
    Лет 100 назад сокрушались на тему, что отмирает театр, так как появилось кино. 50 лет назад предрекали крах кино - появилось ТВ. Теперь якобы отомрет всё остальное есть Инет.
    Насчёт отмирания в чём то вы правы. Но не забывайте, что лет 100-150 назад крестьяне не то что орфографию проверятьчитать и писать не умели, Да и считаь на пальцах могли. Ну не надо это было им.
    Зачем я буду считаь в столбик если есть калькулятор?
    Зачем ходить пешком если есть авто?

    Не переживайте за изобретения. Всё очень просто. Лет 50-60 назад, что разработать новую модель допустим автомобиля, нужен бул коллектив челове в 500 только конструкторов (минимум), надо было всё рачертить (в ручную), рассчитать . Потом воплотить в метапл. Ипытать, что лоамалось, в том числе изза неправильных рассчётов И так несколько лет. Когда появились комп. всё можно нарисовать рассчитать на моделях. Скомпоновать и испытать в моделированной среде. В общем хват коллектива в 50-60 человек. Ушли рутинные операции. И так будет во всём. Читателей говорите мало стало? А зато сколько писателей! Ранше постучи ка ты на машинке, а то и пёрышком почиркаё а теперь стучи нехочу!
    А сейчас у нас воспитывается общество потребления. Внизу бездумное серое не думающиее стадо, которое зомбируется ящиком инетом и т.д. Озабоченное удовлетворением своих материальных потребностей.
    И думающая, читающая элита (3-5 %), которое контролирует и создаёт информационные ресурсы.
    Кстати всегда так и было . В той же России дворянство составляло 5 (потом 10)% от массы и оно и считатло себя народом. Кстати революция то в Россиии и случилось вследствии сильных успехов просвещения. Народ слишком много стал читаь, в том числе и всякой анархической и социалистической хрени, думать и задумываться. А многовекового навыка к критическому анализа не было вот и ввпитывали в себя всё что не попади. Кстати эти сильно умные после революции первые в лагеря пошли, дабы наверное было время критично всё переосмыслить о пользе беплатного труда.
    В общем "В Росиии всегда - Горе от ума".
    Кстати, в РосИмп. миллионы почитали Л.Н. Толстого светочью мысли, непогрешимым гуру. А ведь достаточно почитать его дневники, что бы понять, что несмотря на свою гениальность он был развратный похотливый старик. К тому же заядлый игрок. (Как то раз проиграл даже Ясную поляну). И на крымскую войну подался исключительно спасаясь от карточных долгов.
    Но масса народу сильно поумневшего на его книгах, но не жалавшего критически осмыслить и понять, что толстовщина это суть умозрительная чудило по своему.
    В общем не переживайте, всё идёт своим чередом.
    Как говорится вас же не удивляет, что Ваш антивирус каждый день обновляется. Каждый месяц появляются новые модели сотовых телефонов и др. техники. Наверное кто то это разрабатывает?
    А молодёж уна толковая. И книги читает (только может не бумажные, а электронные ), и спортом занимается.
    Кстати то что дети не читают, виноваты в первую очередь родители. Если им в детстве некогда было читаь детям вслух у детей никогда - слышите НИКОГДА не разовьётся жлание читать. А следовательно не разовьётся ассоциативное мышление.
    И здесь Вы правы, эти люди творчески мыслить не смогу.
    А Г.Поттер , Вы знаете книги и Фильмы в данном случае 2 совершенно разных произведения. Пробовал читаь эти книги - фигня мармеладная. А кино смотрю с удовольствием.
    В случае с Дозорами всё наоборот. Великолепные книги и такая слабая экранизация.

    А хотите, сделайте как Вам посоветовали. Пусть не на остров, но в лес на месяц, только без продуктов. (Имею опыт, очень полезно подумать на природе о смысле жизни).
    А вообще когда учился в МЭИ на первом же занятии, что все изобретения человек сделал от лени. (колесо что бы не таскать на себе, лук что бы не бегать за дичью, и т.д.)
    В общем не судите строго, всё идёт своим чередом.
    Поживём увидим.

    Оценка статьи: 5

    • Андрей Владимиров, аргументы впечатляют. И отказываться от достижений прогресса глупо: в столбик считать нерационально, поскольку калькулятор есть. И без компъютера мне неудобно.
      Но о тенденции стоит задуматься. Во всяком случае, тем, кто работает в образовании. Цитата: Больше всего меня поразило то, что многие студенты вообще не хотели, чтобы их учили думать, справляться с трудностями и решать интересные задачи. Они хотели лишь получать хорошие оценки с регулярностью конвейера.
      Что касается совета, данного господином Антоновым, я его не приму. Не потому, что совет плох - самые яркие воспоминания у меня остались именно от таких походов. Не приму, потому что мне не нравится форма, в которой он высказан.

      • Людмила Ливина,
        -В основном, характер человека формируется до 5-7 лет, мировоззрение - до 15 - 18.
        Это своего рода импринтинг. Всё что впервые (а в этом возрасте всё в жизни человека происходит впервые)- ярко и на всю жизнь запечатлевается.
        Как там у Гончарова: "Всё начинается с неумения шнуровать ботинки и кончается неумением жить". Это, отнюдь, касается не только обломовщины...
        Так что, что посеешь - то и пожнёшь. А ежели ничего в человеке не сеять, то прорастут в нём сорняки.

    • Андрей Владимиров, прочитал Вашу состатью. Согласен по всем позициям. Меня напрягает стабильность проявлений первобытных инстинктов у лидеров и населения.
      Как можно устраивать и как возможны такие потасовки и перетряски как в Египте и особенно в Ливии, если изобретена швейная машинка, телерадиовидео-чудеса, авто и интернет, не говоря уже о телескопе Скайб ?
      Гнусные проявления природы человека (терракты и пр.) - вот главная проблема и местного и международного значения.

      Оценка статьи: 4

      • Сергей Дмитриев, главная проблема не "терракты и пр.", а причины, их вызывающие. Точнее одна причина - алчность, она же жажда власти, она же - естественный отбор. По Дарвину.
        А вот то, что в Ливии происходит, называть "беспределом" - очень мягко. Никто не хочет на ШЖ статью написать? А заодно про Ирак и Хуссейна, а заодно про Югославию и Милошевича.

        • Причины тоже в дебрях

          Андрей Лебедкин, натуры человека. Гармоничное общество муравьёв, пчёл и др. не только насекомых. По слухам Хо Ши Мин был аскетом в личной жизни. Когда я сказал о своих симпатиях за это одной вьетнамке, она неодобрительно отозвалась о дедушке Хо. Но недовольство её я не понял по незнанию языка.
          Эта страсть к накопительству без разумных пределов только у человеков из всего животного мира.
          И Хуссейн и Каддафи должны были просто выпячивать свою скромность, а не возводить дворцы и сотрясать счетами в банках.
          В Ираке и Ливии по моему имху сработал именно этот момент в сознании повстанцев. Зато теперь у них всё наладится, что в Египте, что в Ливии. Кто там на очереди ? Сирия ?

          Оценка статьи: 4

  • Синусоида прогресса-регресса

    "Есть же ученые, есть гениальные изобретатели, кто-то же придумывает все эти гаджеты (брр!).
    Есть. Единицы. И с каждым десятилетием расстояние между ними и основной человеческой массой все шире. И каждое новое их изобретение делает человечество в целом все менее жизнеспособным
    ." - (с)

    Изобретателей, ученые, гении ВСЕГДА, во все времена человеческой истории БЫЛИ РЕДКОСТЬЮ, единичными существами.
    Они всегда помогали человечеству, если оно принимало их изобретения. Так и в случае с гаджетами: дойдя до предела атрофии, кто-то что-нибудь этакое изобретет - и все наладится. История движется по спирали.

    Оценка статьи: 3

    • Людмила Ливина Людмила Ливина Профессионал 15 сентября 2011 в 18:57 отредактирован 15 сентября 2011 в 19:58

      Юля Ускова, блажен, кто верует, тепло ему на свете!
      Кто-то появится, кто-то изобретет. Я - ни при чем.
      Изобретателей, ученые, гении ВСЕГДА, во все времена человеческой истории БЫЛИ РЕДКОСТЬЮ, единичными существами. На первый взгляд, верно. Но существует статистика: частотность появления гениев напрямую связана с качеством среды их формирования.
      Леонардо появился в эпоху Возрождения.
      Если бы не было Лицея, не было бы и Пушкина.
      И еще. История движется по спирали. Не по кругу.

      • Людмила Ливина,
        Если бы не было Лицея, не было бы и Пушкина.
        Это более чем спорно.
        Пушкин как говорится это наше всё. Рядом никто не стоял.
        Он бы всё равно что написал, не то так другое.
        "Старик Державин его всё равно бы заметил и благословил".

        Оценка статьи: 5

        • Андрей Владимиров, Пушкин - ваше все. Рифмоплет. Но не будем заниматься поэтоведческим оффтопом.
          Все-таки, без Лицея его бы таки не было.
          Людмила, согласен на все сто.

          • Андрей Лебедкин,
            Для особо грамотных повторяю:
            «Пушкин - это наше все».
            Для особо эрудированных и культурных разъясняю это не я сказал.
            Это Русский поэт Аполлон Григорьев сказал когда-то фразу, ставшую хрестоматийной: «Пушкин - это наше все».
            Вот поэтому у некоторых письма и похожи на речь Гримо, что в детстве Пушкина не читали.


            И вообще совесть имейте русскоязычные люди. На святое не замахивайтесь! Это вообще явление мирового масштаба, а не только России. За всю историю России рядом не один поэт так и не стал.
            Без Пушкина наш русский литературный был бы совсем другим.
            Фактически он его и создал.
            Заметьте Он, а не Лицей!
            А Лицей это здорово, но настоящий талант дорогу себе всё равно пробьёт. А если гадать а если да ка бы , а если он нёс патроны.

            Оценка статьи: 5

  • Людмила Ливина, в "научной организации труда" достигнуты больше успехи, продолжаются и будут продолжены. Исходя из новейших реалий пора подумать о "научной организации жизни" , а имнно о балансе физических и умственных нагрузок.
    В начале статьи многовато вводных украшений.

    Оценка статьи: 4

    • Сергей Дмитриев, спасибо, что отказались от сокращений. Читать Ваши комментарии стало значительно легче (не надо напрягать интеллект А что касается вводных украшений, то тут ничего не поделаешь. Булат Окуджава, говоря о специфике творческого процесса, утверждал: Каждый пишет, как он слышит, каждый пишет, как он дышит... не стараясь угодить. Так природа захотела. Почему - не наше дело, для чего - не нам судить.

  • Людмила Ливина, почитал комментарии и сразу, как и всегда, подумал про неотъемлемую черту русского человека: категорическое мышление. И прогресс для русского - либо исключительное добро, либо законченное зло. А вот древние призывали к aurea mediocritas - золотой середине во всем, и по-моему, были ближе всех к истине. (Хотя, возможно, и мне не избежать этого же мышления-).

    Проблема современности в том, что технологическим прогрессом мы пытаемся заменить все остальное. Для нас техпрогресс = обязательное счастье. Интересно, а как же другие "прогрессы"? Прогресс не в виде железок...
    Чем озабочен среднестатистический молодой современный человек? Может, философскими вопросами мироздания? Или этической дилеммой? Гуманитарным крахом на стыке эпох? Или просто, как помочь нуждающимся родственникам, дать им тепло и заботу? Нет, он озабочен хлебом насущным: интернет, ТВ, мобильник, авто. Даже к самым близким свою любовь он проявляет чаще, сунув в руки новый мобильник или купив авто или компьютер, в качестве подарка.
    Девайсами и гаджетами, которые должны освобождать его от рутины, а на деле заменяют одну кабалу на другую: если раньше он страдал от артрита по причине тяжелого физтруда, то сегодня тем же, но уже от отсутствия такого труда.

    То, что техпрогресс как-то освобождает человека, делает его счастливее - популярная химера. Высокие сложные технологии требуют больших знаний, решение проблем, связанных с ними, больше времени, энергозатрат, средств. Уже сегодня средний человек проводит за партой первую половину жизни - лишь быть средним, как все, а вторую не менее рабски трудится, запертый в "комфортном" офисе - как в комфортной клетке. Наживает стрессы, сгорает на работе, сходит медленно с ума. И все - ради того, чтобы этим высоким прогрессом, в виде машинок и девайсов обставить свою на деле убогую жизнь.

    Что на деле хочет всякий? Красивую машину? Дорогой ай-под? Домашний кинотеатр? Конечно! Но перед всеми этими игрушками - любви, нужности, самореализации, которые не соизмерить научным прогрессом.

    Для чего человек создан? Для какой жизни? Где чувствует себя человеком? За очередной железкой? Или еще в единении и гармонии с природой?

    Думаю, совсем неплохо, когда технический прогресс гармонирует с остальным. Шагает в ногу, рядом. А не главенствует в нашей жизни, превращая самих в роботов без чувств и эмоций.

    • Девайсами и гаджетами, которые должны освобождать его от рутины, а на деле заменяют одну кабалу на другую

      +100500!

      Для чего человек создан? Для какой жизни? Где чувствует себя человеком? За очередной железкой? Или еще в единении и гармонии с природой?

      См. "Дорога в будущее". Билл Гейтс.
      По мнению не только корпорации Майкрософт, но и многих других айти-корпораций, человек создан для того, чтобы развлекаться, то есть потреблять продукцию этих самых корпораций. Это я не свои выводы делаю, это практически цитата.

  • Скорее всего правы те самые научные фантасты, а конкретно Аркадий и Борис Стругацкие. В своих романах они красной нитью вшили намёки на некую категорию лбдей (если не сказать касту) -- Странники. По фантастической версии -- это гибрид человека и инопланетянина, внешне не отличается от людей, выдаёт их так называемый "Т-зубец ментограммы", он указывает на незаурядные умственные способности, но не просто такой себе интеллект и начитанность, а некое умение влиять на людей, анализировать ситуации, на грани с интуицией.
    И вот такому человеку они дали название homo ludenus (человек играющий). Но это фантастика.
    А реально и среди сельских людей были дурачки, плебс, серая масса и отдельные личности (кто подонковатый, кто жертовный, кто мудрый), так и среди богатых успешных есть гламуризованные пустышки, вечные клерки и отдельные самородки с незаурядными способностями. И это было во все времена. Если бы мы вращались в более высоких "продвинутых" кругах, мы бы видели других людей...

  • Людмила Ливина, я думаю, что технический прогресс ведёт к неизбежному краху человечества. Ну невозможно бесконечно всё совершенствовать, наращивать, придумывать, изобретать без разрушительных последствий для планеты и человека. Ну это так... просто моё мнение и не более.
    А насчёт молодёжи: да, они в большинстве своём не читают, не пишут письма (в таком виде, как мы писали) и возможно не думают столько, сколько думали мы (хотя тут я бы поспорила), но зато, как они быстро ориентируются в этом мире новых технологий, как они общительны и раскованы и как изобретательны, если им нужно! Лично мне очень нравится современная молодёжь, я иногда ими даже восхищаюсь и завидую. И уверена, что в своём мире (а они то будут жить в мире себе подобных) они также, как и мы (читающие в детстве) найдут своё место, будут жить, работать, любить, что-то придумывать, двигать НТП и т.д.

    • Людмила Ливина Людмила Ливина Профессионал 15 сентября 2011 в 18:27 отредактирован 15 сентября 2011 в 18:28

      Елена Реальная, а я молодежи не завидую. Возможно, они действительно лучше приспособлены к реалиям современности. Возможно, они найдут свое место в ней. Но в массе это поколение потребителей. (Меньше работать, больше получать). И если реалии жизни хоть немного изменятся, очень я сомневаюсь, что они сумеют хотя бы просто в ы ж и т ь.

    • Елена Реальная, почитайте про "технологическую сингулярность", вот к чему мы идем.

      • Андрей Лебедкин, так можно сказать, что уже почти пришли. Ведь наши родители (не говорю уже о родителях родителей) уже не могут понять, что такое интернет (как это работает) и как осуществляется видеосвязь (разговоры в скайпе например) и много другого. Лично мне страшно представить, что будет лет через 20. Нет, не страшно... страшно интересно.

        • Елена Реальная, можно подумать, основная масса молодых блондинок разного пола понимает КАК работает интернет или Скайп

          • Mike Mike, "блондинки" (причём обоих полов) были, есть и будут, в не зависимости от развития НТП. Речь ведь не о них, а о поколении современной молодёжи и о об их якобы интеллектуальной деградации. Вот с этим я не согласна. Современные мальчишки и девчонки ничуть не тупее нас, а в чём-то даже умнее. Моему старшему сыну – 17, в школе он учился так себе, из увлечений – интернет, компьютерные игры, общение, дискотеки. В общем, минимальная база основополагающих знаний (ну что поделать, если такой), зато коммуникабельный, хорошо подвешен язык, отличное чувство юмора и ряд других качеств, на мой взгляд, не маловажных тоже. Так вот, бывало, что я, пытаясь освоить какую-то новую технику, долго изучаю инструкцию, и всё равно в чём-то да не могу разобраться. Зову его на помощь и он за каких-нибудь несколько минут выдаёт мне «секрет». Или же хочу выполнить какую-то работу, понимаю, что у меня это займёт много времени, перепоручаю это ему – он, желая выполнить её быстрее, находит более рациональный способ, а мне это даже в голову не приходило. А младший сын вообще за гранью моего понимания. Когда ему было ещё 3 года, он, подражая старшему брату, начал играть в компьютерные игры и не в абы какие, а стратегические («Империя»). Читать он тогда ещё не умел, мы сначала читали ему подсказки, потом он и читать научился благодаря этой игрушке. И в мобильниках любой марки легко находил раздел игр и музыки, тоже не умея читать. Сейчас ему 7 и он в своём развитии превосходит меня в этом возрасте. И я хочу сказать, что дети его возраста почти все такие смышленые. И я вот думаю: раз у них мозги совсем по другому работают, значит их и учить надо другому и по другому. Надо менять систему образования в корне. А у нас меняется, да только не в том направлении. А почему? Да потому, что все эти реформы и изменения придумывают дяди и тёти нашего поколения (в основном), которые не понимают возможностей этих детей. Кстати, мой старший где-то до 6-го класса был отличником, много читал и много чем интересовался. А потом у него как будто интерес к учёбе в школе пропал.

            • Елена Реальная, да! Мне в каком-то смысле повезло - у меня вполне соображающий и даже (!) читающий ребенок. Но даже наблюдая за ним, понимаю, что ЭТИ дети будут жить в ДРУГОМ мире, и наши моральные-интеллектуальные-культурные ценности, как ни грустно, им могут попросту не пригодиться. Как нам не подходит мораль средневековья. Не стоит так уж сожалеть, что дети не читают, не слушают хорошую (с нашей точки зрения) музыку. Они отличаются от нас больше, чем мы отличаемся от наших родителей. Это исключительно моя личная точка зрения, но, как мне кажется, вполне имеющая под собой основания. Мне, может, и жаль, если мой ребенок не поймет всей глубины замыслов Шекспира... но кто даст гарантию, что эти замыслы пригодятся ему хоть когда-нибудь - в моральном, культурологическом либо каком-либо другом аспекте? А вот знание принципов работы (пусть на интуитивном уровне) мобильников, компьютеров et cetera ему точно по жизни понадобится. А "если завтра война, если завтра в поход" и будут востребованы умения добывать огонь из двух камней... или сооружать оружие из двух щепочек и веревочки... или дышать метановой взвесью... тут учителя не помогут. И никто не поможет. Потому что соломку на всех возможных местах падения не подстелешь. Ваши дети живут ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, и дай Бог всем того же!

  • Людмила Ливина, статья написана хорошо, и вопрос поднят интересный. Но, ИМХО, подпорки не интеллект делают ненужным, а от рутины избавляют. Кто как высвобожденные мощности использует - дело личное. Проверка орфографии может только от опечаток избавить, а от написания неинтересной статьи - никак. Для того. чтобы извозчик довёз, надо знать цель путешествия.
    У меня вот есть интеллектуальное упражнение. Надо думать, где дрова купить подешевле, как их высушить, сложить, как сучкастые коряги расколоть, какого ремонта в этом году сарай требует. Как-то не замечаю положительного влияния на умственные способности.

    Оценка статьи: 5

    • Людмила Ливина Людмила Ливина Профессионал 15 сентября 2011 в 18:13 отредактирован 15 сентября 2011 в 19:22

      Анатолий Рогозин, Вы правы. Подпорки упрощают жизнь, дают возможность меньше работать и больше благ получать (к этому и сводится, на мой взгляд технический прогресс). Но представьте на долю секунды, что человечество по какой-то причине вдруг лишится электричества. Кто окажется в выигрыше?

      • Людмила Ливина,
        -Тот, кто умеет самостоятельно мыслить и у кого достаточно знаний и навыков.
        Человек должен уметь выполнять рутинную работу, но, если он не будет использовать "подпорки", он мало чего сможет достичь. Он должен уметь производить вычисления столбиком, но, ежели не использовать "подпорки", для воплощения его идей в жизнь ему, при современных темпах, либо не хватит жизни, либо у него в подчинении должен быть огромный штат счетоводов...
        Нынче за полчаса работы в интернете можно получить полезной информации гораздо больше, чем 25 - 30 лет назад за месяцы бегания по библиотекам, поиска и заказывания книг по межбиблиотечным абонементам.
        Другое дело, что в интернете немало мусора. Но информационный мусор был всегда. Как и умение одних и неумение других отделять зёрна от плевел.
        Во все времена были те, кто получал образование на шпаргалках и подсказках, списывании курсовых и дипломных работ... Одни учились, чтобы ЗНАТЬ, другие - чтобы СДАТЬ.
        Пока первые делали рутинную работу, вторые на них делали карьеру. Не потому ли серость и править миром?
        Говорят, Конфуций как-то сказал, что учение без размышления вредно, размышление без учения опасно.
        Многое зависит от конкретного человека, а точнее - от того, что вложено в человека в первые его семь - пятнадцать лет жизни, что в нём посеяно, что ему привито. Даже обычный топор или лопату можно использовать и как орудие труда, созидания, и как орудие разрушения.

      • Людмила Ливина, а если завтра метеорит упадет? Или инопланетяне кислород нам фтором каким-нибудь заменят? Всех катастроф не предусмотришь, соломку не подстелешь. От потери всех "подпорок" не убережешься. Так что можно и не заморачиваться.

        • Наталья Вещева, "а если завтра метеорит упадет" - причем здесь метеорит? У меня - вечная стройка и, как назло, когда я в отпуске - по поселку меняют столбы и провода - днем нет света. Ни сварка, ни перфоратор, ни электролобзик и т.д. - не работают. Нашел старую ручную дрель - и 10 минут на одно отверстие в уголке - через 4 отверстия был в ауте. Речь в статье о том, что, чтобы нынче выжить, нужна определенная высокотехнологичная среда (плюс навыки ею пользоваться), что делает общество не способным к выживанию в случае чего.

  • Людмила Ливина, ведь помидорам Де Барао подпорки не вредят, а делают лучше? Может, и мы - люди - выживем, если подпорки не отбрасывать, а совершенствовать? Чем, собственно, и занимаемся.

    • Людмила Ливина Людмила Ливина Профессионал 15 сентября 2011 в 18:05 отредактирован 15 сентября 2011 в 19:21

      Наталья Вещева, Все верно. За счёт применения соответствующих инструментов усиливаются возможности решать проблемы. Но на фоне их усиления происходит уменьшение интеллектуального потенциала людей.
      Кто сейчас занимается совершенствованием "подпорок"? Те, кому за 40. Наука, как таковая, в СНГ да и в западных странах, приказала долго жить.
      Сегодня даже в аэрокосмических вузах студенты последних курсов не разбираются в логарифмах и в законах Ньютона. Им это не нужно. Практически все задачи, предлагаемые на экзаменах, можно решить с помощью хорошего калькулятора, а калькуляторы сейчас очень умные: и любое алгебраическое преобразование сделают, и производную функции найдут, и её график нарисуют. При этом пользоваться калькулятором при сдаче экзаменов официально разрешено...
      Я вовсе не призываю в пещеры - напрягать интеллект! Шалтая-Балтая уже не собрать. Но задуматься, по-моему, стоит.

      • Людмила Ливина, точно, задумываться - оно по-любому стоит. И все-таки мне кажется, вы сгущаете краски. Буквально вчера прочитала в том же Интернете о 13-летнем школьнике, который придумал принцип размещения солнечных батарей по аналогии с размещением листьев на деревьях, которые располагаются по принципу "чисел Фибоначчи". Здесь все - и образование, и молодежь, и практическая сметка на вполне современном уровне. Полагаю, качественное и количественное изменение "подпорок" неизбежно. Эволюция, что делать! И если нам не нравится, куда она ведет - боюсь, это только наши проблемы. Дембиль... ой, простите, прогресс неизбежен!

        • ДмбЕль и дембИль

          Наталья Вещева, найдите 10 отличий.
          Я тоже прочитал об этом школьнике. Я туговат в математике, но Фибоначчи мне нравится. Он прижился и в природе и в искусстве.
          Вот в этих числах есть какое-то волшебство, чтоб не сказать божество.

          Оценка статьи: 4

  • Андрей Лебедкин Читатель 15 сентября 2011 в 06:33 отредактирован 15 сентября 2011 в 06:34

    Некое зерно в статье, безусловно, есть. Меня тоже напрягает современная молодежь, которая даже письмо из двух предложений написать нормально не может. Но, надеюсь, молодежь не вся такая?
    В конце концов, во времена Леонардо да Винчи многие вообще не умели писать. Быдло было всегда.

    • Андрей Лебедкин, два предложения - это не письмо, а сообщение скорее. А уж в написании сообщений современная молодёшь даст нам фору. Они же сейчас не вылезают из своих "Асек" и "Контактов" и умудряются это совмещать с любой деятельностью, которой занимаются. Это у нас, если мы будем переписываться, то скорее всего дело станет, а у них как-то получается. Нам, конечно, кажется, это абсурдно, но они - поколение других возможностей и потребностей и они не могут быть такими, как мы. Лучше это или хуже - это уже другой вопрос.

      • Елена Реальная, да ладно. Я письма и из двух слов получаю регулярно. Деловая переписка это, причем. Но, конечно, это я говорю о электронной почте.
        А упомянутую вами фору упомянутая вами "молодёшь" даст только в скорости общения. Добавлю еще, что в серьезных компаниях с некой корпоративной культурой такие грамотеи не приживаются.
        Я своих сотрудников в какой-то момент времени начал штрафовать за грамматические ошибки в официальных документах - 50 рублей за ошибку. В конце месяца удерживал из зарплаты а потом им же давал на "кофечай". Таким образом одна статья расходов стала самоокупаемой. Сначала суммы были просто громадные, людям не только на кофе - на пиво хватало. Потом резко как-то грамотность подтянули, в основном, путем установки себе различных электронных словарей и т. д. Тогда я стал штрафовать за пунктуационные ошибки (сначала - только за орфографические) - никакие словари тут не помогают. Официальные документы стали похожи на речь Гримо, но некая сумма все равно в конце месяца выходила, уже терпимая и устраивающая всех. А те немногие, кто писал грамотно, все это время оставались в выигрыше.

  • Мдяя...Оказывается, интернет и гугл, мобилки, айпэды и айфоны изобретают, геном человека расшифровывают, электромобили и альтернативные источники энергии разрабатывают люди, практические лишённые интеллекта по сравнению с пещерным человеком...Выключай компы, народ! Айда в пещеры - интеллект напрягать!

  • А начните с себя, отбросьте подпорки! Вместо того, чтобы выкладывать через интернет статьи, уйдите в лес и начните напрягать свой интеллект в полную силу! А мы, с подпорками, посмотрим.

    • Олег Антонов, а чем мои статьи плохи? Я позволяю себе давать советы только по тем вопросам, в которых я действительно разбираюсь. В данной статье я привлекла внимание к гипотезе, которая меня поразила. У Вас есть аргументы против? Приведите их. Буду рада, если Вы сумеете меня переубедить.
      А предлагать мне переселиться в лес и напрягать свой интеллект вместо того, чтобы писать статьи и выкладывать их в интернет, по меньшей мере, некорректно. Все равно, что во время дискуссии дать оппоненту кулаком в глаз. Хотя, безусловно, весьма убедительно.
      Кстати, обратите внимание, выкладывают (куда-то), а не через что-то. Можно опубликовать в интернете, выложить в интернет, а выложить через интернет нельзя. Это к вопросу об интеллекте.

      • Олег Антонов Аксакал 15 сентября 2011 в 19:56 отредактирован 15 сентября 2011 в 20:05

        Людмила Ливина, очень непоследовательно с помощью подпорки (компьютер) писать статьи, с помощью подпорки (через интернет) их выкладывать на всеобщее обозрение, с помощью подпорки (через интернет) общаться с читателями, в конце-концов с помощью подпорки (очки) смотреть на этом мир и при этом рассуждать о вреде подпорок.
        99,9% современных людей без подпорок (очков, лекарств, магазинов, транспорта, благоустроенного жилища) просто не выживут. А все, о чем вы пишете - всего лишь еще один класс подпорок. Пока еще не жизненно важный, но только пока. И ничего страшного нет. Лет 300 назад считали, что человек, не умеющий драться на шпагах и заменивший ее на другую подпорку (пистолет), тоже не выживет.
        Поэтому все эти рассуждения просто бесполезны. А так как вы все же рассуждаете, я вам предложил пойти и проверить все на практике. Почему не хотите? Отбросьте подпорки!

        • Людмила Ливина Людмила Ливина Профессионал 15 сентября 2011 в 21:56 отредактирован 15 сентября 2011 в 21:57

          Олег Антонов, вы передергиваете. Но если уж вы легко цитируете Дюма, значит мы сможем найти общий язык. Не рассуждаю я о вреде подпорок. Они есть. Это реалии нашей жизни. И демонстративно отказываться от них глупо.
          Я купил ириску,
          решил ее не есть.
          Но как не съесть ириску,
          когда ириска есть!

          Судя, по вашему комментарию, вы заглянули на мою страничку, полюбовались на мою физиономию, и смогли сделать вывод, что лично на мне предполагаемая интеллектуальная деградация человечества в целом никак не отразится. Просто не успеет.
          И если я даже последую вашему совету, пренебрегнув его формой, на человечестве в целом это тоже не отразится.
          Озвученная мною гипотеза показалась вам кощунственной. Это факт.
          Но вот вам другой факт: из 50 первокурсников физмата
          восемь человек считают, что три шестых (3/6) равно одной трети (1/3). Когда им сказали, что 3/6=1/2, реакция была такой: "Да? Хорошо..." Сказали бы, что равно 1/10, реакция была бы такой же. Им это не интересно, потому что не нужно.
          Качество образования падает повсеместно. И меня, как учителя, это не может не волновать, как не может не волновать вопрос: почему это происходит? Согласитесь, что в озвученной гипотезе возможный ответ на этот вопрос. И информация к размышлению.
          Кстати, еще один факт. В Сибири, на реке Таре, ежегодно проходят своего рода форумы, куда собираются единомышленники и обмениваются опытом выживания в условиях, которые могут кардинально измениться. Как изготовить свечи, как валять валенки, как сложить печь и т.д. Вы уверены, что они маются дурью?

          • из 50 первокурсников физмата восемь человек считают, что три шестых (3/6) равно одной трети (1/3).

            Не верю! Я конечно, сам сталкивался, когда ученица десятого класса (подружка дочки) не может неправильную дробь привести к правильной, и догадываюсь, что теорему пифагора знают процентов 10 выпускников общеобразовательных школ, но чтобы первокурсники физмата? Это что за ВУЗ такой?

          • Людмила Ливина,
            В том что вы говорите во многом виновата тестовая система.
            Ответ надо просто знать или угадать.
            Это тоже элемент воспитания общества дебилов-потребителей.
            Если в ответах есть варинт, кроме правильного 1/3, обязательно найдётся кто то кто этот вариант выберет, не думая.

            Оценка статьи: 5

          • Людмила Ливина, что касается средней части вашего сообщения, то это только ваши домыслы.
            А про качество образования я вам сам много чего расскажу. Мне лично на собеседовании при поступлении в ВУЗ выпускник колледжа при сложении 1/2 + 1/2 получил 1/4 и искренне был уверен, что так оно и есть. А еще было очень интересное прочтение выражения 2xy^3 как "два ху и три наверху".
            И дело здесь совершенно не в подпорках. Даже 15 лет назад я и помыслить не мог, что студент 5 курса сможет написать работающую систему распознавания визуальных образов. Или просто собрать автономного робота "с нуля". Тогда не было нужных подпорок. И чем больше таких подпорок, тем интереснее.
            А причина деградации образования в том, что его превратили в товар. ВУЗу невыгодно отчислять студентов, потому что тогда дадут меньше денег. Коммерческого студента отчислять еще более невыгодно. И получается, что все перевернули - не студент, борется, пытаясь овладеть знаниями, а ВУЗ борется, пытаясь не потерять деньги. Допуск к сессии при сдаче всех зачетов давно в прошлом. Зимнюю сессию сдают вплоть до начала летней, а особо продвинутые и на следующий год. У нас на совете института ругали преподавателя мат. анализа, потому, что он посмел запланировать три!!! контрольных работы в семестре. Три контрольных за четыре месяца и студент в ступоре! Со студентами первого курса специально выделенный преподаватель ведет дополнительные занятия, где начинает с дробей!!! Какое к черту высшее образование, если это третий класс школы! Высшее образование хотят все, сейчас в ВУЗ поступает более 95% выпускников школ, но хорошо, если четверть задумывается, зачем это образование нужно. Нужно - и все! Причем нужен диплом, а не знания.
            В Сибири, на реке Таре... Вы уверены, что они маются дурью?
            А вы уверены, что мается дурью любой молодой человек с электронным устройством в руках?

            • Людмила Ливина Людмила Ливина Профессионал 16 сентября 2011 в 00:11 отредактирован 16 сентября 2011 в 00:13

              Олег Антонов, брэк! Я устала объяснять вам, что это не мои домыслы. Давайте сделаем так. Я пришлю Вам статью, которую интерпретировала. Если, конечно, сумею вытащить. Вот тут мне потребуется ваш совет. Ваша компетентность сомнений не вызывает.(Я просмотрела ваши публикации, одна из них, как восстановить данные о-о-очень для меня полезная, ибо чайник я по определению).
              Я сохранила статью год назад на слабеньком жестоком диске, потом добавила новый. После смены видеокарты старый диск компьютер видеть отказывается. Адаптировенный молодой нахал, который время от времени решает мои проблемы, утверждает, что винт сдох.
              Подскажите, пожалуйста, как можно и можно ли вообще его реанимировать. Буду бесконечно благодарна.

              • Людмила Ливина,
                Можно попробовать подключить диск к другому компьютеру, поменять шлейф, проверить настройки в сетапе.
                Вы будете смеятся но действительно довольно часто сдохшие диски оживают при подключении питания, инф.шлейфа. (или замены). Причина также может быть в вирусах. Но так как всё произошло при подключении я за версию шлейфа или настроек в сетапе.

                Оценка статьи: 5

            • Олег Антонов, это уж какие-то совсем помойные вузы...

              • Mike Mike, это 90% ВУЗов России. В любом нестоличном ВУЗе 60-80% студентов не осваивают программу просто потому, что не хотят. Потому что твердо уверены, что их не отчислят. Хотя откровенно не способных освоить 5-10%. В любой из моих групп на 20 человек 2-3 понимающих "светила", 3-5 старающихся, 8-12 ленивое болото, которое чаще всего списывает у первых двух категорий, хотя вполне соображает и может практически все делать самостоятельно, и 2-3 "хвоста", которые получают зачет любыми, неизвестными мне путями. Именно так - ко мне на зачет или экзамен не приходят, но успешно продолжают учиться дальше. Выяснить ничего не удается. А после пары попыток и не хочется.

  • Но ведь кто-то изобретает эти гаджеты и этот кто-то имеет интеллект?