• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Николай Аблесимов Грандмастер

Китай в России или Россия в Китае? Современные территории родной страны

Что Вам напоминает карта России? Правильно, растянутую гармошку…

Mikhail Markovskiy, Shutterstock.com

До середины XIX века она только растягивалась. Московское княжество — собирание земель, прирастание Сибирью и Дальним Востоком, завоевание «южного подбрюшья» и Средней Азии. Ручки дотянулись аж до Порт-Артура (Северо-Восток Китая) и форта Росса (Калифорния), видели наших и на Гавайях. Тихий океан чуть не превратился во внутреннее море России. Эх, «раззудись плечо, размахнись рука». Глаза-то завидущие, а ручки загребущие. Но…

Левую руку дипломатично оттяпали в 1867 году — США купили Аляску, а пальчики правой (пол-Сахалина и Курилы) уже совсем не дипломатично ампутировали в 1905 году в результате русско-японской войны.

Дальше — больше. В 1919 году Россия при большевиках сжалась до размеров Московского княжества — Советская Республика в кольце врагов. И, о чудо, вновь к 1945 году почти восстановила свою территорию — правда, уже без Польши и Финляндии.

И грянул 1991 год с известными событиями. Государственная гармошка сжалась сразу на 20% и превратилась собственно в Россию! Такой поворот истории мало кто предполагал, но заметили все на собственной шкуре.

Между тем, 14 октября 2008 года произошло малозаметное событие. В рамках разграничения с Китаем у страны отняли еще чуточку территории — Тарабаров остров и треть острова Большой Уссурийский близ Хабаровска. Документ был подписан президентом России Владимиром Путиным и руководством КНР 14 октября 2004 года.

Что дальше? Здесь от безличной площади страны перейдем к ее населению.

Напомню, что в середине XIX века на Дальний Восток Российская империя пришла одновременно с появлением Соединенных Штатов Америки на Диком Западе. Калифорнийское побережье Тихого океана было отвоевано у Мексики в 1845—1848 годах, а Амурская экспедиция Г. И. Невельского пришлась на 1848−1855 гг. Транссиб до Владивостока был построен к 1916 году, а Трансконтинентальная железная дорога в Калифорнию закончена в 1869 году. На этом сходство кончается.

За 150 лет население Запада США увеличилось на десятки миллионов человек. В 2000 году только в Калифорнии проживало 34 млн. человек, что делает Калифорнию самым населенным штатом США (12% общего населения). Население всего российского Дальнего Востока — 6,3 млн. чел. (5% населения). Это самый депопулирующий регион страны: за период 1991—2010 гг. демографические потери составили 1,8 млн. человек, или 22% населения.

Вы думаете, мир будет долго терпеть такое положение? Вряд ли. Прогноз печален, но закономерен. Не хотите осваивать и заселять? Подвиньтесь! Сахалин и Курилы мирно перейдут к Японии, а Приморский и Хабаровский края и Амурская область — к Китаю (см. примечание внизу). Кстати, экономически Дальний Восток России давно не «нашенский» — 90% торгового оборота приходится на страны азиатско-тихоокеанского региона.

О причинах такого положения здесь сознательно не говорится — формат не позволяет. Но вдумчивый молодой читатель может ими заинтересоваться. А может быть, и двинет на Дальний Восток?! Попутного ветра!

Примечание.

Российская империя до 1867 года (16% суши Земли) занимала площадь 23949 тысяч кв. км, примем это за относительную единицу.

Российская империя без Аляски — 22430 тысяч кв. км; 0,94 отн. ед.

Россия без Польши и Финляндии, к 1945 году (СССР) — 21984 тысяч кв. км; 0,92 отн. ед.

Россия после 1991 г. —  17075,0 тысяч кв. км; 0,71297 отн. ед.

Россия без островов близ Хабаровска, 2008 г. — 17074,5 тысяч кв. км; 0,71295 отн. ед.

Россия без Курильских островов и Сахалина,? г. — 16987,4 тысяч кв. км; 0,71 отн. ед.

Россия без Приморья, Хабаровского края и Амурской обл.,? г. — 15623,2 тысяч кв. км; 0,65 отн. ед.

Кстати: общая площадь суши Земли составляет 149 млн. квадратных километров.

Статья опубликована в выпуске 9.02.2012
Обновлено 9.02.2012

Комментарии (33):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В Сибири давно гуляет такая присказка: "оптимисты изучают английский язык, пессимисты-китайский, а реалисты - автомат Калашникова".

  • А у Вас есть какие-то представления о причинах? Хотелось бы и мне как-то в этом разобраться.

    • Наталья Ланковская, постараю как бывший житель Хабаровска, но очень субъективно, бо это вопрос к демографам.
      1. Вышли мы к берегам Тихого океана одновременно с американцами в середине XIX века. Но там положительная изотерма января, а у нас отрицательная (см. Л.Н. Гумилева).
      2. Там территорию заселяли, в основном, свободные люди, у нас нет: столыпинские переселенцы, заключенные, спецпереселенцы, беглецы от голода 1930-х годов, "вербованные" - разбегались после получения подъемных. Я поехал добровольно после аспирантуры в 1976 г.
      3. Там развивалась промышленность - золото в Калифорнии и на Аляске быстро кончилось - "силиконовая долина" находится под Фриско. У нас ДВ и КС - колонии центра с сырьевой ориентацией. Платину сам добывал в лихие 1990-е годы, артель "Амур", чтобы семья с голоду не померла.
      4. Став доктором химических наук понял, что моя квалификация в Хабаровске не нужна - нет соответствующей промышленности. Здесь, живя в Новгородской обл., успешно консультирую производителей базальтового (каменного) волокна в России и Азербайджане - сейчас проектируем завод в Тюменской обл.
      5. Стоимость жизни на ДВ и КС в 2-3 раза выше чем в Европейской части России, а зарплата одинакова или меньше.
      6. И, наконец, хроническое недофинансирование. В 1975-2000 гг. было принято пять правительственных программ развития ДВ. Первая профинансирована на 90 %, а последняя, на 10 % с соответствующим пропорциональным снижением.
      Вот такие цифирки и причины, конечно далеко не полный список.

      • Николай Аблесимов, что касается Арктики, главный удар ей был нанесён в девяностых годах - закрытием Севморпути, а также прекращением геологических работ - по сути, на всем пространстве (даже там, где были открыты серьёзные месторождения полезных ископаемых). Последнее, впрочем, логично: в отсутствии Севморпути - какие могут быть разработки? Железную дорогу по мерзлоте не проложишь из-за оттайки; на самолётах не налетаешь. Тем более, при том состоянии нашей северной авиации, о котором лучше не говорить...
        Что сталось теперь с нашими портами - морскими, да и авиапортами - тоже говорить больно. Вот и уходит жизнь из Арктики...

      • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 9 февраля 2012 в 16:37 отредактирован 9 февраля 2012 в 16:37 Сообщить модератору

        Николай Аблесимов, сюда еще нужно, да-да, я помню, что Вы оговорили неполноту списка, добавить естественную ассимиляцию народов. И еще один довольно увесистый фактор: население нашей страны неуклонно снижается, в Китае столь же неуклонно растет. Мы не способны удержать огромные территории под своим контролем. У них территории, хотя Китай не самая маленькая страна в мире, явно не хватает. Вот и занимают "святое место". Оно, как общеизвестно, пусто не бывает.

        Оценка статьи: 5

        • Сергей Русич, и это фактор объективный, хотя я, конечно, патриот Дальнего Востока, поскольку работал на всех его просторах от Чукотки до Курил. Японцы не зря не заключают с нами мирный договор - они ждут - и к, сожалению, дождутся.

          • Николай Аблесимов, если быть объективным, то у японцев и китайцев шансы освоить эти земли и острова имелись задолго до прихода туда русских. Не освоили? Потеряли. Теперь они развились, размножились. Мы же, похоже на то, там тихо деградируем. Освобождаем жизненное пространство. Вот они его и заполняют.

            Оценка статьи: 5

            • Николай Аблесимов Николай Аблесимов Грандмастер 9 февраля 2012 в 21:29 отредактирован 9 февраля 2012 в 21:30 Сообщить модератору

              Сергей Русич, с Курилами такая история. Когда капитан-лейтенант Головнин ходил в те воды (начало XIX века) на Курилах жили айны, а Хоккайдо еле-еле заселено - холодно для японцев.
              При капитан-лейтенанте Невельском вдоль Амура стояли только фанзы китайских торговцев. Даже Северный Китай был мало заселен - холодно - отрицательная изотерма января. Теперь и технологии отопления другие и народу побольше стало (в 3-5 раз).
              Вы правы - пространство освобождаем. Но они туда придут только за сырьем, так как выживать там могут только россияне, как впрочем и на всей территории России. У нас везде (кроме Сочи) - отрицательная изотерма января - "нормальные" народы в таких условиях не живут.

  • Самое печальное, что Вы, по большому счёту, правы. Печально и то, что "схлопывание" страны никак невозможно приписать ни большевикам, ни "демократам" - не в них дело. Видимо, работают некие исторически закономерные процессы (может быть, связанные с утратой пассионарности, то есть, с переходом в другую фазу развития этноса, если по Гумилёву; может, ещё с чем, - мне, увы, неизвестно)...
    Где великая Британская империя? Великая Австро-Венгрия? Боюсь вспоминать о Блистательной Порте, - вдруг она откликнется на наших черноморских берегах и в Прикаспии: "Ку-ку! а я - вот она! Вместе с Великой Персией"... Не дай Бог!..
    Как Вы тоскуете по Дальнему Востоку, так я тоскую по моей любимой вымирающей Арктике, освоению которой мои родители отдали свою молодость, и где прошло моё детство... Есть ли выход - не знаю.

    • Наталья Ланковская, скорее всего, Вы правы, как бы это ни было печально...Не только по Гумилёву - по целому ряду других теорий исторического развития все империи раньше или позже разваливаются, причём со временем этот процесс ускоряется (сравните время существования Римской, Византийской, Российской, Британской, Австро-Венгерской империй). Пожалуй, исключением является Китай (Поднебесная), но особенностью этой империи является её замкнутость на саму себя, многотысячелетняя закрытость от внешнего мира. Ну и менталитет китайский, конечно, очень отличается и от европейского, и от российского (византийско-евразийского).
      А вот паниковать по поводу "развала империи", наверное, не стоит. Может быть, стоит, наоборот, начать избавляться от имперского мышления? Сумела же это сделать Австрия за довольно короткий период времени? И Англии, похоже, это тоже удаётся...

      • Евгения Комарова,я не уверена, что Китай - исключение. Китайская империя тоже прошла не один период распада. Китай бывал завоёван манжурам, монголами,Японией; начиная с конца восемнадцатого и до двадцатого века Китай, опять-таки, находился в глубоком упадке.
        С другой стороны, Турция и Персия (Иран), в прошлом мощные империи (с которыми и Россия сталкивалась не однажды), испытав период глубокого упадка, опять набирают силу (что лично мне кажется довольно опасным для нас).

    • Николай Аблесимов Николай Аблесимов Грандмастер 9 февраля 2012 в 13:29 отредактирован 9 февраля 2012 в 18:44 Сообщить модератору

      Наталья Ланковская, я специально не писал о причинах - побили бы со всех сторон. Но сами факты красноречивее всех рассуждений. Объективно мы с Дальнего Востока и Крайнего Севера уходим без всяких войн.
      А если Вы представите, что на 6 млн. наших жителей ДВ и КС с интересом смотрят 140 млн. японцев и 170 млн. жителей приграничных провинций Китая, то грусть превратиться в панику. Кстати провинция "Хэйлунцзянь" переводится как "Амурская". При присоединении нашей Амурской обл. им не надо будет даже переименовываться!
      А в Москве есть Китай-город - тоже не надо менять название!!!

  • Так и не понял: Вино в воде или вода в вине? Россия в Китае или Китай России? Основной вопрос и отсутствие ответа статью не красят. Авансом выставил "5". И еще. В любых статьях, хоть научных, хоть в популярно-просветительских все же лучше придерживаться хронологии и исторических фактов. Тут Ганна Римская права.

    Оценка статьи: 5

  • Людмила  Плехова Людмила Плехова Читатель 9 февраля 2012 в 00:41 отредактирован 27 мая 2018 в 11:36 Сообщить модератору

    Смешно, если б не было так грустно. Из за запятой не увидели самого главного: А России то скоро тю-тю, не будет. А вы где собираетесь жить, в китайской али американской части,А-А-А-А с вашими-то циферками, 18 год, 48 год. В череде сотен лет, 2 года не видно, а вот в нашей жизни и день много значит.

    • Людмила Плехова, действительно грустно - поэтому и написал.
      Живу в Новгородской обл., так как не хочу жить в китайском Хабаровске. Сам 30 лет (1976-2006) отдал освоению Дальнего Востока: оставил там 3 оборудованных лаборатории в разных академических институтах, 1 переоборудованную кафедру в ДВГУПС, 4-х учеников - канд. наук, 5 внуков.

  • Может хватит препираться. Не нравится - поставте кол - вот и все. Историю я знаю не хуже Вас - речь о формате статьи: один вопрос, одна идея, один ответ. При написании научно-познавательной статьи неизбежна потеря строгости - это не академическая статья по истории России. Больше отвечать не буду.

  • Во второй строчке таблицы возврат Курил и полСахалина в 1945 учтен.
    Это не научая статья с точной историей, а популярная, показывающая общую тенденцию схлопывания территории России, которое, как видно, началась не в 1991 году (о чем многие горюют), а на более чем столетие раньше.

    • Николай Аблесимов, я как-то считала, что искажение исторических фактов недопустимо в любых случаях, а тем более в популярных статьях, так как искажается историческая правда.

      По вашему получается, что и Польша и Финляндия находились в составе СССР до 45 года. Так и хочется спросить" На чью мельницу льете воду?".

      Другое. Вы забыли, сознательно, или нет, а может просто не знаете, что СССР присоединил после 45 года Калининградскую область, бывший Кениксберг.

      Вы считаете, что Порт-Артур ( и не только он) являлся территорией СССР, а это Военно-морская база арендованная у КНР на определенный срок, как и п-ов Ханко на Балтике, только у Финляндии.
      Стыдно!!

  • Во - первых, Финляндия получила независимость в 1917 году, а Польша в 1918 году. В 39 году Польша была оккупирована немцами и Восточная часть отошла к СССР, в 45 году Польша вторично получила независимость, без восточной части, но получила часть немецких земель.

    А дальше недоговариваете, что Сахалин, вернее половина его и Курилы были возвращены в 45 году.

    Забываете о том, что и Великобритания и США пытались отхватить Дальний Восток, забыли об их интервенции?

  • Отредактировал.

  • Николай Аблесимов, таблица интересная, но слепая. Требует доработки: хотя бы пробелы используйте между цифрами.