— Свиристелка и есть: прыгаешь, суетишься — ничего в этой жизни не понимаешь!
— Ага, ты много понимаешь в жизни, эскапист несчастный!
— Эс…, эк… кто? Опять иностранными словами обзываешься, ты по-русски скажи.
— А по-русски не скажешь. Нет такого понятия в русском. Эскапизм — бегство от реальности. Ты от нормальной жизни к черту на кулички сбежал, сидишь тут один, без телевизора, даже без света. Значит ты — эскапист. И учить меня жизни не имеешь морального права!
Такой вот разговор состоялся у меня с внучкой. Задел он меня.
Это правда, что живу я у черта на куличках — до города больше 100 километров, на моем участке дачи, в основном заброшенные, кончаются, дальше только лес. Это правда, света здесь нет. Лет двадцать назад хотели было линию тянуть, посуетились-посуетились, да и отступили: не для кого стало.
Вода у меня из колодца, хорошая вода, вкусная. Дом крепкий, из бревен (сам сруб перевез из брошенной деревни), и печку сам сложил, русскую, настоящую, с полатями и лежанкой. (Когда чертежи искал, всю библиотеки перелопатил. Тогда еще были такие, научно-технические.)
Опять же огород, сад, пчелы — три улья, курей пяток да петух горластый вместо будильника. Летом — грибы, рыбалка: километрах в пяти озерцо есть, там караси — в локоть. А уж зори здесь такие, что сердце занимается, глядишь — не наглядишься. Это ль не жизнь? Чего от нее бежать?
Но задело. Решил я в энциклопедии порыться. За последние три года мне внуки всю старую мебель и все книги, что мы годами собирали, перевезли — топи, говорят, ими печку: не нужны больше. В компьютере все есть. Я сначала ахнул: как это, книги жечь! А потом поразмыслил: книги разные есть, каким-то только в печке и место. А другим, нужным, почет и уважение — полки сделал из старых шкафов: журналы технические отдельно, собрания сочинений отдельно — может, еще перечитаю. Ну, а уж для энциклопедии, большой советской, пришлось отдельные полки в прихожей делать — никуда эти 50 томов не влезали. То есть, не пятьдесят, а сорок девять. Второй том, на букву «Б», давно потерялся.
В энциклопедии «эскапизма» не было: я уж и на «эск» и на «экск» смотрел — видимо, не было этой ерунды в советское время. А нынче есть. Жизнь, стало быть, такая пошла, что от нее бежать надо.
Вот в старое время люди, случалось, от жизни уходили — в монастырь затворялись. Тогда это называлось — «спасались». Это как? Эскапизм или нет?
Но ведь мало кто на такое решался. А нынче от жизни заполошной, суетной — ни дать ни взять бега крысиные — каждый второй «спасается». По-своему. Кто уж совсем пропащий, тот — в водку. В городском-то доме, где квартиру я внучке оставил, у нас что-то вроде клуба алкашей образовалось. К восьми уж к магазину мужиков 15 подтягиваются, ждут, когда откроют, — глотку залить. Моего возраста уж почти и нет, молодые больше. И весь день вот так кучкуются: то одного, то другого за водкой снаряжают. Работы, говорят, нет. А зальют за пазуху и счастливы. Это вот — эскапизм.
Или правнучек у меня иной раз летом приезжает, Петька, — весь день сидит кнопки нажимает за своим «небуком». Ни в лес, ни на речку его не выпроводишь, пока заряд не кончится. Все в свои игры играет. Мне показывал. Это, говорит, я. Рыцарь в белом. Прыгает, как блоха, бегает — мускулы играют. Всех монстров пострелял, на другой уровень вышел, опять бегает. А сам-то внучек жирком заплыл. Как-то на озеро его взял — он и километра не прошел — спекся. «Не могу», — говорит и дышит, как лошадь загнанная. Тьфу! Разве из него мужик вырастет? Вот это самый эскапизм и есть. Бегство от реальности.
А мать его, пигалица, та, что меня эскапистом обозвала, как пойдет стонать: и работа-то у нее отвратная, и бабы, с которыми работает, — сволочи, и мужик у нее безрукий да безденежный. В общем, нет жизни! Одна радость — в книжку уткнуться.
Как-то раз забыла такую у меня, я поглядел. Барышня раскормленная в летаргию впала, а через год очнулась — тонкая да прекрасная. Кавалеры зараз в нее повлюблялись, вот и мучится — кого выбрать. Там еще она которого-то спасла, а он ее мужем оказался. Ох и муть! А пигалица эту книжку из рук не выпускала, с дороги за ней вернулась. «Мне, — говорит, — без такой книжки нельзя. Я когда читаю, и все неприятности свои забываю».
А еще меня эскапистом называет.
Нет, милые. Это вы от реальности, которую сами себе создали, убежать стараетесь. А у меня здесь — жизнь!
Не все "пожившие деды (да и бабушки) "дорастают" до такой мудрости, несмотря на почтенный возраст.
оценка статьи: 5
0 Ответить
Читается легко и приятно, но..утопия.Годится для поживших "дедов",как-то реализовавших себя в жизни.Спасибо за красивую сказку.
Оценка: 5
0 Ответить
Какая прелесть!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
я вот в свои 24 уже от города устала) если б не животные, которым я нужна, давно бы свалили отсюда
0 Ответить
Понравилось! "Жизнь, стало быть, такая пошла, что от нее бежать надо" - самое грустное, что мы сами её такой сделали
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Получил огромное удовольствие от статьи и с таким же удовольствием поставил 5. Нормальный человек, к сожалению которого мало кто понимает. Несовременный. А что, современные это хорошо?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
хороший дед, умный дед
0 Ответить
Эскапизм, наверное, бегство на природу, на "натуральное хозяйство". Наверное четверть населения ежегодно летом переселяется в деревню
А down-shifting, бегство от себя?
Вполне успешный в жизни человек,добровольно лишается всех благ и "бежит" на природу, или в другое место для спасения души. Пример - Л.Н. Толстой.
Многие приводят пример Стерлигова. Но он-то и убежал в деревню от "прелестей" городской жизни и занимается натуральным хозяйством
0 Ответить
Что-то глючит комментирование.
0 Ответить
Ганна Римская, down-shifting это, вообще-то, снижение запросов, упрощение стандартов жизни. В первую очередь, с материальной стороны - не зря же "термин" пришел с "материального" запада.
А эскапизм, по-моему, как раз больше к социуму относится.
А в статье просто-напросто описан пожилой возраст. Вот и все! Не нужно усложнять.
Вот, если бы дед в молодости свои стандарты снизил, запросы ограничивал - тогда можно о чем-то говорить.
Кстати, еще: на старость "в монастырь" известно кто ходит.
0 Ответить
зы в пожилом возрасте просто меньше нужно (особенно, если в молодости успел себя реализовать)
0 Ответить
Хочу в гости к деду Егору
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Любовь Ф Барсукова, можно и я с Вами?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гут.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И то правда. Оч-чень интересный ракурс в статье. Пять.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Естьеще такой синоним - дауншифтинг. Тоже бегство, отказ от карьеры.
Я тоже в деревню сбежал из Хабаровска с должности завкафедрой - студенты мешали писать книжки. При наличии Инета и машины в селе жить очень даже хорошо. И суеты меньше, и отвлечений. Не тратишь время на общественный транспорт, магазины, ненужные встречи, цена коммуналки - минимальная. А общение - по скайпу, но только нужное и интересное. И есть время "разбрасывать камни" (в виде опыта), которые собирал всю жизнь.
Опять же диабет - лучшее лекарство от лишней глюкозы это физические нагрузки. Дрова, модернизация дома, грибы и т.п. А то в городе народ деньги платит за то чтобы потаскать гири и штангу - бред.
Есть идея - к каждому тренажеру приспособить бечевку к генератору тока. Такой зал может сам себя энергией снабжать - сколько там ее без толку тратится!
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Николай Аблесимов,"жить на природе, на земле", предпочтительней, если будет вода,душ,канализация,отопление не дровяное, хорошая дорога до супер-маркета. Здесь многие устроились "по такой схеме" и мы не исключение.
Когда я вижу соты мегаполиса Москва-сити, становится "Очень жаль мне тех,которые не ЖИвали в Евпатории"
С)
Статья стилизована "под Щукаря", в духе одного автора ШЖ, у которого есть статьи с восточным акцентом.
"Поэзия любит в мистику облекаться,// Говорить о вещах едва касаемо // Я ж в открытую призываю подписаться // На облигации государственного займа"(ВВМ)
Вот такую открытую позицию и трудно выстроить из хитросплетений и стилизации статьи. При всём респекте оценка 4.
0 Ответить