Константин Кучер Грандмастер

Где можно узнать о том, как раньше жили вепсы? Шелтозеро

Если идти от Петрозаводска на Вологду по самой короткой (но не самой хорошей!) дороге через Вознесенье, Вытегру, Кириллов, то в 84 км на юго-восток от карельской столицы лежит небольшое, старинное, известное с 1543 года, село Шелтозеро. И на самом въезде в него, по левую руку, на небольшом пригорке стоит изумительной красоты двухэтажный деревянный дом.

Разве можно проехать мимо такого красавца и не остановиться? И. Монаков, личный архив

Он сразу бросается в глаза. И проехать мимо него, не остановившись, наверное, невозможно. Вот и я — не смог. Свернул с трассы, въехал на пригорок и припарковал машину неподалеку.

Но об этом удивительном доме, кстати, имеющем имя собственное — дом Мелькиных, так же, как и о том интересном финно-угорском народе — вепсах, что живут в самом Шелтозеро и лежащих неподалеку от него селах — Шокше, Рыбреке, Вехручье, как-нибудь в другой раз. А сегодня, о том, что внутри дома. О вепсском этнографическом музее.

Я же не удержался. Не только остановился, но и зашел. И вам предлагаю. Ну что, заходим?

Сначала — в сени-тамбур. А уже из них, открыв входную дверь, — прямо на кухню. В то помещение, где большую часть дня в своих женских хлопотах и делах проводила хозяйка дома.

Первое, что бросается в глаза сразу же, как переступаешь порог, — мудреное теплотехническое устройство, без которого раньше не мог обойтись ни один дом. Да-да, я — именно о печи. Вот она, чисто выбеленная, красавица. Занимающая значительную часть кухни верная помощница своей хозяйки, кормилица, поилица и обогревательница всего дома. На полу, справа от устья печи — металлическая ёмкость с крышкой, в которую складывался древесный уголь от прогоревших дров, чтобы было чем летом растапливать самовар. На припечке, рядом с котелком, чуть левее его и ближе к нам — крюк, на который этот котелок в печи и вешался. В нишах боковой поверхности печи — разные нужные в хозяйстве вещи. Например, утюги. На верху печи, с краю лежанки — деревянная ёмкость для взбивания масла и мутовка, которой оно и взбивалось.

Под полотенцем справа от входа — рукомойник. И не простой! А довольно оригинальный — с двумя носиками. Крестьянские семьи были патриархальными, большими, вот поэтому, чтобы ускорить процесс умывания, и приделали к рукомойнику сразу два носика. Мелочь, а одновременно умываться могут уже двое. Конечно, можно было бы и третий носик прилепить, но тогда это уже толкотня, а не умывание будет.

Решетчатая конструкция слева от входной двери в избу, прямо напротив боковой стены печи с нишами (под утюги) — для зимнего содержания домашней птицы. Зимы в Прионежье морозные, поэтому в холодном сарае курочки не только не несутся, но и запросто могут замерзнуть. А в теплом доме и пернатая живность цела, и яйца, пусть и не в таком количестве, как в теплое время года, разнообразят нехитрый крестьянский стол.

На переднем плане «крыши» мобильного зимнего курятника (на лето эта нехитрая конструкция убиралась на второй этаж хозяйственной части избы — до следующей зимы) — деревянный подойник с носиком, чтобы удобнее было после дойки разливать молоко по более мелким ёмкостям. Корчагам, например.

Кстати, попав на кухню, сразу можно определить, что вы находитесь именно в вепсской, а не в русской избе, т. к. в первой, в отличие от второй, стол находится не в переднем углу, а у фасадной стены.

Но, наверное, уже можно перебраться из кухни в жилое помещение.

В нём центральное место — слева от входа — занимает ткацкий станок (кросно). Хорошо видно, что его основа в данном случае сделана не из единственного, цельного куска древесины (прикорневой части ели), а составлена из нескольких отдельных деталей. И называется такое кросно — составным. Рядом с ним — светец с зажатой в нем лучиной, чтобы женщине, работающей за ткацким станком в не самое солнечное — осенне-зимнее время, виднее были и льняная нить, и набираемый узор. У самого светца — небольшое корытце. Сейчас оно пустое. Но когда женщина работала за станком и в светец вставлялась лучина, в корытце обязательно наливалась вода. Дом-то деревянный. А значит правилами противопожарной безопасности пренебрегать никак нельзя. Поэтому угольки обгорающей лучины не должны упасть на пол. А вот в налитую в корытце воду — пожалуйста.

Чуть в стороне от кросно, на длинном очепе, прикрепленном к потолку избы, — люлька из лыка. На ней — цветной ситцевый полог, в ней — соска из коровьего рога. Соску, к сожалению, на фотографии не видно…

На что ещё можно обратить внимание в жилом помещении? В первую очередь, наверное, на то, что в отличие от хозяйственной части дома, где внутренние стены не отесаны, в жилой — они гладко стесаны и тем самым немного напоминают каменные городские палаты.

Красные занавеси на окнах — своеобразный оберег. По убеждениям вепсов, этот цвет должен отпугивать злых духов. Соответственно, невеста в белом не имеет от них никакой защиты, поэтому присутствие на свадьбе колдуна, как своеобразного защитника — обязательно!

Вообще-то, христианизация вепсов имеет даже более ранние корни, чем, например, у их традиционных соседей — карелов, но несмотря на усиленное внедрение православия государством и его официальными структурами, в среде вепсов оно приживалось крайне неохотно и часто носило чисто формальный характер. В большей своей части вепсы были и даже сейчас остаются язычниками, поклоняясь Духам воды, леса, камня, огня. Поэтому и сегодня заходя в лес, вепс оставит на первом же пеньке небольшое подношение его Духу — кусочек хлеба, печенье, пряник или карамельку, а возвращаясь домой, перед тем, как выйти из леса, не забудет поделиться с Духом малой толикой того, что тот разрешил в этот раз собрать (или добыть) в его владениях. И это — нынче. Что уж говорить о делах прошлых. Совсем не удивительно, что вепсы могли забыть пригласить на свадьбу священника, но вот колдуна — никогда!

А сейчас, наверное, пришло время из жилой части избы перебраться в хозяйственную.

Сделать это можно из сеней, с которыми хозяйственные постройки сообщаются крытым переходом. Это, кстати, одна из особенностей северных домов, в которых жилая и хозяйственная части всегда находились под одной крышей, обеспечивая таким образом полную автономию хозяйства. Кормить-поить скотину нужно каждый день. А вдруг зимой заметет? Да на несколько дней. Как тогда добраться до домашних животных? Никаких проблем! Они все тут же, в этом же доме, только в другой его части. Хозяйственной. Совсем не маленькой по своим размерам. Тоже двухэтажной.

На первом этаже — хозяйственный двор и несколько (в доме Мелькиных — три) стойловых помещения. Второй этаж отведен под сеновал и сарай, в котором хранится как неиспользуемый в данный период времени инвентарь (например, деревянная соха), так и тот, что может потребоваться время от времени — жернова, конская упряжь и т. п.

О том, что сегодня представлено в коллекции музея, можно рассказывать долго. Но лучше — один раз увидеть. Так что если вдруг попадете в Карелию… Всего в 84 километрах от Петрозаводска. Полтора часа пути — максимум. Заедьте в небольшое старинное вепсское село. Прямо на въезде в него, по левую руку — вепсский этнографический музей в доме Мелькиных. В котором всё — всамделишнее и настоящее. В том числе и печь. И если вам повезет, можете не только послушать и посмотреть, но и отведать знаменитых вепсских калиток. Свежайших. С пылу, с жару.

Обновлено 3.04.2012
Статья размещена на сайте 27.03.2012

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: