Константин Кучер Грандмастер

Где можно узнать о том, как раньше жили вепсы? Шелтозеро

Если идти от Петрозаводска на Вологду по самой короткой (но не самой хорошей!) дороге через Вознесенье, Вытегру, Кириллов, то в 84 км на юго-восток от карельской столицы лежит небольшое, старинное, известное с 1543 года, село Шелтозеро. И на самом въезде в него, по левую руку, на небольшом пригорке стоит изумительной красоты двухэтажный деревянный дом.

Разве можно проехать мимо такого красавца и не остановиться? И. Монаков, личный архив

Он сразу бросается в глаза. И проехать мимо него, не остановившись, наверное, невозможно. Вот и я — не смог. Свернул с трассы, въехал на пригорок и припарковал машину неподалеку.

Но об этом удивительном доме, кстати, имеющем имя собственное — дом Мелькиных, так же, как и о том интересном финно-угорском народе — вепсах, что живут в самом Шелтозеро и лежащих неподалеку от него селах — Шокше, Рыбреке, Вехручье, как-нибудь в другой раз. А сегодня, о том, что внутри дома. О вепсском этнографическом музее.

Я же не удержался. Не только остановился, но и зашел. И вам предлагаю. Ну что, заходим?

Сначала — в сени-тамбур. А уже из них, открыв входную дверь, — прямо на кухню. В то помещение, где большую часть дня в своих женских хлопотах и делах проводила хозяйка дома.

Первое, что бросается в глаза сразу же, как переступаешь порог, — мудреное теплотехническое устройство, без которого раньше не мог обойтись ни один дом. Да-да, я — именно о печи. Вот она, чисто выбеленная, красавица. Занимающая значительную часть кухни верная помощница своей хозяйки, кормилица, поилица и обогревательница всего дома. На полу, справа от устья печи — металлическая ёмкость с крышкой, в которую складывался древесный уголь от прогоревших дров, чтобы было чем летом растапливать самовар. На припечке, рядом с котелком, чуть левее его и ближе к нам — крюк, на который этот котелок в печи и вешался. В нишах боковой поверхности печи — разные нужные в хозяйстве вещи. Например, утюги. На верху печи, с краю лежанки — деревянная ёмкость для взбивания масла и мутовка, которой оно и взбивалось.

Под полотенцем справа от входа — рукомойник. И не простой! А довольно оригинальный — с двумя носиками. Крестьянские семьи были патриархальными, большими, вот поэтому, чтобы ускорить процесс умывания, и приделали к рукомойнику сразу два носика. Мелочь, а одновременно умываться могут уже двое. Конечно, можно было бы и третий носик прилепить, но тогда это уже толкотня, а не умывание будет.

Решетчатая конструкция слева от входной двери в избу, прямо напротив боковой стены печи с нишами (под утюги) — для зимнего содержания домашней птицы. Зимы в Прионежье морозные, поэтому в холодном сарае курочки не только не несутся, но и запросто могут замерзнуть. А в теплом доме и пернатая живность цела, и яйца, пусть и не в таком количестве, как в теплое время года, разнообразят нехитрый крестьянский стол.

На переднем плане «крыши» мобильного зимнего курятника (на лето эта нехитрая конструкция убиралась на второй этаж хозяйственной части избы — до следующей зимы) — деревянный подойник с носиком, чтобы удобнее было после дойки разливать молоко по более мелким ёмкостям. Корчагам, например.

Кстати, попав на кухню, сразу можно определить, что вы находитесь именно в вепсской, а не в русской избе, т. к. в первой, в отличие от второй, стол находится не в переднем углу, а у фасадной стены.

Но, наверное, уже можно перебраться из кухни в жилое помещение.

В нём центральное место — слева от входа — занимает ткацкий станок (кросно). Хорошо видно, что его основа в данном случае сделана не из единственного, цельного куска древесины (прикорневой части ели), а составлена из нескольких отдельных деталей. И называется такое кросно — составным. Рядом с ним — светец с зажатой в нем лучиной, чтобы женщине, работающей за ткацким станком в не самое солнечное — осенне-зимнее время, виднее были и льняная нить, и набираемый узор. У самого светца — небольшое корытце. Сейчас оно пустое. Но когда женщина работала за станком и в светец вставлялась лучина, в корытце обязательно наливалась вода. Дом-то деревянный. А значит правилами противопожарной безопасности пренебрегать никак нельзя. Поэтому угольки обгорающей лучины не должны упасть на пол. А вот в налитую в корытце воду — пожалуйста.

Чуть в стороне от кросно, на длинном очепе, прикрепленном к потолку избы, — люлька из лыка. На ней — цветной ситцевый полог, в ней — соска из коровьего рога. Соску, к сожалению, на фотографии не видно…

На что ещё можно обратить внимание в жилом помещении? В первую очередь, наверное, на то, что в отличие от хозяйственной части дома, где внутренние стены не отесаны, в жилой — они гладко стесаны и тем самым немного напоминают каменные городские палаты.

Красные занавеси на окнах — своеобразный оберег. По убеждениям вепсов, этот цвет должен отпугивать злых духов. Соответственно, невеста в белом не имеет от них никакой защиты, поэтому присутствие на свадьбе колдуна, как своеобразного защитника — обязательно!

Вообще-то, христианизация вепсов имеет даже более ранние корни, чем, например, у их традиционных соседей — карелов, но несмотря на усиленное внедрение православия государством и его официальными структурами, в среде вепсов оно приживалось крайне неохотно и часто носило чисто формальный характер. В большей своей части вепсы были и даже сейчас остаются язычниками, поклоняясь Духам воды, леса, камня, огня. Поэтому и сегодня заходя в лес, вепс оставит на первом же пеньке небольшое подношение его Духу — кусочек хлеба, печенье, пряник или карамельку, а возвращаясь домой, перед тем, как выйти из леса, не забудет поделиться с Духом малой толикой того, что тот разрешил в этот раз собрать (или добыть) в его владениях. И это — нынче. Что уж говорить о делах прошлых. Совсем не удивительно, что вепсы могли забыть пригласить на свадьбу священника, но вот колдуна — никогда!

А сейчас, наверное, пришло время из жилой части избы перебраться в хозяйственную.

Сделать это можно из сеней, с которыми хозяйственные постройки сообщаются крытым переходом. Это, кстати, одна из особенностей северных домов, в которых жилая и хозяйственная части всегда находились под одной крышей, обеспечивая таким образом полную автономию хозяйства. Кормить-поить скотину нужно каждый день. А вдруг зимой заметет? Да на несколько дней. Как тогда добраться до домашних животных? Никаких проблем! Они все тут же, в этом же доме, только в другой его части. Хозяйственной. Совсем не маленькой по своим размерам. Тоже двухэтажной.

На первом этаже — хозяйственный двор и несколько (в доме Мелькиных — три) стойловых помещения. Второй этаж отведен под сеновал и сарай, в котором хранится как неиспользуемый в данный период времени инвентарь (например, деревянная соха), так и тот, что может потребоваться время от времени — жернова, конская упряжь и т. п.

О том, что сегодня представлено в коллекции музея, можно рассказывать долго. Но лучше — один раз увидеть. Так что если вдруг попадете в Карелию… Всего в 84 километрах от Петрозаводска. Полтора часа пути — максимум. Заедьте в небольшое старинное вепсское село. Прямо на въезде в него, по левую руку — вепсский этнографический музей в доме Мелькиных. В котором всё — всамделишнее и настоящее. В том числе и печь. И если вам повезет, можете не только послушать и посмотреть, но и отведать знаменитых вепсских калиток. Свежайших. С пылу, с жару.

Обновлено 3.04.2012
Статья размещена на сайте 27.03.2012

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • у нас в вологде есть этнографический музей семенково, там собраны такие домики. для нас вологодских - это привычно, нагляделись)

  • Огромное спасибо за статью. Такие материалы оздоравливают душу и сердце.
    А ведь оценки все только "отлично"!

    Оценка статьи: 5

  • Маша!! Дерево, в отличие от многих иных строительных материалов, - ЖИВОЕ. А живые должны жить в живом. Поэтому с Вашим мнением по поводу замечательности описанного Вами дома, согласен без каких-то оговорок.
    Если по Тверской области, то в отношении карелов - да. Есть даже такая обособленная группа - тверские карелы. А ещё валдайские и тихвинские. Это потомки тех карелов, которые бежали вглубь России "из-под шведа" от религиозных притеснений, когда часть территории, на которой они проживали, после Столбовского мирного договора отошла к Швеции.
    Но вепсов в Тверской области нет. Их, по последней переписи 2010 г. и осталось-то. Всего 5936 человек. Проживают они тремя обособленными группами на территории Карелии (3423 чел.), Ленинградской (1380) и Вологодской (412) областей.
    Надеюсь, со временем у меня получится написать о вепсах отдельную статью.

  • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 5 апреля 2012 в 10:13 отредактирован 5 апреля 2012 в 10:14

    Отличная статья. Никогда на этом не сосредотачивалась, а ведь правда - у карелов по-другому печи и столы стоят в избах. И тверские карелы эту традицию сохранили. Под Вышним Волочком в глухих углах, в лесах, есть еще карельские, возможно, даже вепсские, деревни, правда, почти вымершие. Там тоже вот такие двухэтажные избы, очень похожие на описанную Вами, Константин. Наши приятели купили такую избу со всей старинной утварью и используют ее как дачу. Жить в этом доме замечательно.

  • Cпасибо за внимательное прочтение, Елена. Конечно, редактор посмотрит более внимательно, но на мой взгляд, здесь нет стилистической ошибки. Пароход тоже по морю идет, а к причальной стенке - швартуется. Правда, в порт он тоже входит. Но, на мой взгляд, в отношении автомобиля этот глагол навряд ли употребим.
    Ещё раз - спасибо.

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 5 апреля 2012 в 15:04

      читать дальше →

      • Я тоже так думаю, Марианна. Просто постарался обосновать, что использованный в тексте стилистический вариант допустим.
        Спасибо, что и Вы посчитали возможным высказать свою позицию.

  • Константин, а это правильно - в первом абзаце : " если ИДТИ...84 км" ? Дальше речь идёт о въезде...

    Оценка статьи: 5

  • Понравились подробные описания обустройства дома и содержания живности - несколько раз видела подобные, хотя одноэтажные, дома в Рязанской области - и хозяева были с северными корнями.Правда, на расположение стола и печки я как-то не обратила внимание...

    Оценка статьи: 5

  • Выше похвал! 5+++!

    Оценка статьи: 5

  • Отличная статья!

    А жилье напоминает удмуртское. Угро-финны, как-никак. )

    Оценка статьи: 5

    • Ну да, Елена, думаю, есть в Ваших словах правда. Общие корни сказываются и на сходности обычаев, верований, быта. Отсюда, в том числе, - и такая похожесть жилья.

  • замечательная статья прочитал - отдохнул

  • Как всегда -- отлично, Константин!

  • Спасибо! Прочитала с огромным интересом.

  • Константин, прекрасный рассказ, спасибо! Внутри очень похоже
    на крестьянскую избу в музее Витославлицы под Новгородом.А в раннем детстве с лучиной и мне пришлось пожить(во время войны), тоже бабушка в поставец ее пристраивала над корытцем.Оценка 5!!!

    Оценка статьи: 5

    • Наверное, Гертруда, все избы Русского Севера, особенно внутри, похожи. Сказывались сходные условия жизни, и соответственно, быта. Отличия - в деталях. Внутри, вот, как я упомянул, у вепсов (и карелов тоже) стол стоял отлично от русских в другом месте. Не в красном углу, а торцом к фасадной стене.
      Если в этом (вепском) доме устье печи располагается так же, как и в русском (в параллельной оси ко входу в избу), то у карелов устье располагалось поперек (боком). Снаружи у карелов по фасаду окон было больше, чем у русских. У вепсов, хозяйственная часть несколько по иному примыкала к жилой. На фото она, так называемая "Т-образная" связь жилой и хозяйственной частей, отличная от традиционных северных домов типа "брус", "кошель" или "глаголь", хорошо видна.
      Так что уже подходя к дому можно было определить - чья это изба, а войдя внутрь, окончательно убедиться в том, что ты - не ошибся.