Вот, к примеру, появилось и укоренилось в русской речи словосочетание «конь педальный». Вроде бы неологизм, но что он означает, никто толком не знает. Что за конь, откуда педали? В общем, странно все это, но фразочка прижилась! В конце концов, значение слова «утопия» до Томаса Мора никто не знал, а теперь — употребляют все, кому не лень.
Недавно, разговаривая с приятелем по телефону, сын выдал фразу типа: «А, Иванов? Да он вообще конь педальный…»
Довольно часто это, казалось бы, нелепое словосочетание употребляют по отношению к человеку, известному своим недалеким умом, тупостью и упрямством. Или иными неприятными личностными свойствами. Например, послала жена мужа за хлебом, а он вернулся пьяный, без денег и без хлеба — ну и кто он после этого? Никчемный дурак и бездельник, конь педальный.
А между тем педальный конь — вполне реальный персонаж советской истории «игрушкостроения». Его сконструировали в недрах оборонной промышленности в 50-е годы прошлого века, в ответ на правительственный призыв дать все лучшее детям.
Задумка была такая — соединить в одном изделии популярную лошадку на колесиках и супердефицитный в то время детский велосипед. Какой-то умник поднапрягся, и вот уже дивный гибрид запущен в производство, а затем и в продажу — товар получил название «Конь педальный».
Механизм представлял собой как бы жокейскую повозку с запряженной в нее лошадью — в миниатюре, конечно. Одно колесо было у лошади под грудью, еще два поддерживали «седалище».
Какой масти выпускались «педальные», теперь установить трудно — дошедшие до наших времен экземпляры, как правило, неоднократно перекрашены, конь-то железный. Разве что по старым фотографиям и смутным детским воспоминаниям тогдашних счастливых обладателей можно предположить, что были они серыми в яблоках.
Чадолюбивые покупатели сначала пришли в восторг, а затем впали в ступор. Новый агрегат был шикарен с виду, но абсолютно не функционален. Ездить на нем, привычно отталкиваясь от земли ногами, малыши не могли — мешали торчащие по обе стороны педали. Крутить же эти педали тоже не получалось — они были слишком тугими, да и расположены далеко впереди от импровизированного седла. Самые упорные наездники с превеликим трудом преодолевали несколько метров, после чего без сил падали наземь вместе с коником — ввиду несовершенства общей конструкции. И это на гладком асфальте! Что уж говорить про иные дороги, труднопроходимые и для настоящих повозок с настоящими, не педальными конями.
Через несколько лет игрушку все же сняли с производства — «конестроители» признали свое фиаско, и «педальные» исчезли с прилавков магазинов. А само название «ушло в народ», став одним из символов человеческой глупости.
В более позднее время у советской детворы, преимущественно мальчиков, появилось еще одно уникальное транспортное средство — педальный автомобиль. В отличие от коня, автомобильчик, несмотря на громоздкость, двигался ходко, имел некоторую маневренность, и даже был оснащен «электрикой» — звуковым сигналом и фарами, которые можно было включать и выключать.
Мои парни гоняли на нем до одури, старший за рулем — младший на капоте. Автомобиль был желто-оранжевый, вот только марку мы так и не смогли вспомнить — вроде как «Москвич».
Потом, когда уже коленки перестали помещаться «в машину», мы этот агрегат передали «по наследству» малышам из другой семьи, а зря — надо было сохранить. Если верить специальным сайтам, то советские педальные автомобили весьма ценятся у коллекционеров. Хотя вряд ли мои взрослые сыновья пожелали бы расстаться с любимой игрушкой.
И вот еще. В Интернете гуляет легенда о том, что предшественником знаменитого Буцефала — любимого коня Александра Македонского, также был конь педальный, сконструированный и построенный искусными греческими инженерами по заданию папаши Филиппа II. Деревянный конь с колесами приводился в движение педалями с помощью ременной передачи.
Более того, легенда гласит, что и для товарищей по играм наследника македонского престола тоже изготовили педальных коней; в детских конных баталиях будущий полководец и его соратники якобы оттачивали боевое искусство.
Как бы там ни было, но «конь педальный» и сегодня с нами, став именем нарицательным, выражающим презрительное отношение к дуракам.
Оказывается, родословная педальных коней уходит корнями в глубину веков! Я нашёл даже упоминание о педальном коне, изготовленном в средние века для некого принца.
0 Ответить
Денис Леонтьев, ну да, а я накопала аж об Александре Македонском (см. статью)
0 Ответить
Очень даже легко было на этих конях педальных ездить. Своего, конечно, в детстве не было, но мне родители брали его напрокат и я гоняла наперегонки с другими детьми. В моем детстве коняшки были белого цвета. Были еще и железные педальные машинки разных расцветок, по моим воспоминаниям тесноватые внутри. Учитывая то, что мы жили на юге, катание на коне педальном было более комфортным.
0 Ответить
Странно, но подобных лошадок ещё я застал. Кроме педального "москвича", существовали более редкие модификации педальных машинок, которые найти не так легко. Например, "Муравей" - педальный джип, выпускавшийся всего несколько месяцев в конце 80-х. В 50-е годы выпускались педальные автомобильчики, напоминавшие внешне Победу и американский Студебейкер.
0 Ответить
Спасибо за статью! У меня была такая лошадка! Досталась "по наследству" от брата, а как я мечтала о педальной машине! Но в магазинах нашего города её было не достать, даже днем с огнем.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Иванова, И вам спасибо за добрый отзыв. Я очень хорошо помню, как отец моих сыновей, ныне покойный, принес этот автомобильчик домой - сколько было детской радости!
0 Ответить
1 Ответить
Не согласен. В нашем дет/саду №5, в начале 80-х, была целая конюшня этих прекрасных белых с чёрной гривой лошадей. Катались они прекрасно. Только нужно было, чтобы дворник дядя Вася поддтолкнул и ножки у нас, у детей были посильней, что возможно было только в старшей или подготовительной группах.
А вот в машинах, похожих на "Москвичи" было тестно с самого начала, потому что насаживались мы в них по двое-трое. Хотя в реальных "Москвичах" мы потом, много позже, ездили по 11 человек.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я только белых видела. И на картинках в Интернете только белые попадаются.
читать дальше →
0 Ответить
Марианна Власова, ну конечно, я сверялась с интернетом! И на сайтах, продающих-покупающих советские игрушки зарегистрирована - у меня их до дури. Выкинуть - рука не поднимается, все-таки детство... А отдать или продать в коллекцию -поди, плохо?
0 Ответить
Марианна Власова, но ведь смотрится! И красиво смотрится!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Надо же... А я думала, что "конь педальный" -- шутливое название велосипеда...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отличная статья! Только в характеристику коня педального входит еще неуемность не там, где надо, и излишняя активность.
оценка статьи - 5+
0 Ответить
Екатерина Ищенко,
Ну да, "Конь педальный" - емкое понятие.
Спасибо за внимание к работе
0 Ответить
С интересом прочитала статью - а то думаешь: "Какой такой конь педальный?"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Черных,
Сама была удивлена, что у этого нелестного эпитета, почти ругательства, такая история.
0 Ответить
мне больше нравится - "педальная лошадь"
0 Ответить
Силантий Никандров, почему лошадь-то?
0 Ответить
Спасибо за статью, детство напомнили!
В СССР этих педальных коней в парках напрокат давали, по дорожкам ездить. Были они, как вы и написали, серые в яблоках. А седла, кажется, красные...
0 Ответить