Не знаю, многие ли из них, хотя бы скуки ради, обращали внимание на табличку с названием площади: площадь Омара ибн-Хаттаба. Те же из «русскоязычных», кто табличку прочитали, наверняка тут же делились этой новостью с друзьями: «Смотрите, смотрите, площадь имени старика Хоттабыча!»
Строго говоря, симпатичного героя сказки Л. Лагина звали Гассан Абдурахман, а Омар Юсуф ибн-Хоттаб был его младший брат со скверным характером, превратившийся в конце книги в искусственный спутник Земли. Впрочем, ни тот, ни другой к теме моего повествования никакого отношения не имеют.
Потому что площадь эта названа в честь Омара ибн Хаттаба (581- 644), чье имя у мусульман принято произносить с глубоким почтением и обязательной присказкой «да будет доволен им Аллах». Почтение Омару — по заслугам. Во-первых, он был одним из тех богатых и знатных жителей Мекки, кто не только знал Мухаммада лично, но и признал в нем пророка. Кстати, Омар принял ислам после личной встречи с Мухаммадом, которого он до этого хотел убить, как проповедника враждебного учения.
Вопрос на засыпку для тех, кто считает себя православным христианином. У кого из христианских святых была аналогичная судьба: из гонителя праведной веры он превратился в ее защитника и строителя?
Во-вторых, Омара ибн Хаттаба мусульмане почитают как второго праведного халифа (то есть заместителя Пророка на земле). И даже то, что Омар не стал первым из халифов, ставится ему в заслугу. После смерти Мухаммада в 632 году встал вопрос о выборе преемника Пророка. Во избежание возможной при этом ссоры и даже гражданской войны Омар лично и публично признал первенство своего соперника абу Бакра (572- 634), первым пожав ему руку. Абу Бакр, таким образом, стал первым халифом. А через два года, после смерти абу Бакра, Омар ибн Хаттаб стал вторым халифом.
В-третьих, Омара ибн Хаттаба можно считать основателем арабской империи и мусульманской государственности. Дело в том, что при его предшественнике власть ислама укрепилась только на Аравийском полуострове. При Омаре же начались успешные завоевания окрестных стран. 20 августа 636 года арабские войска разбили византийскую армию в битве при Ярмуке и овладели Дамаском. В декабре того же года они нанесли поражение персидским войскам (на вооружении которых находились даже боевые слоны). В 637 году был взят Иерусалим, а в 639−641 году относительно небольшой отряд арабской конницы покорил Египет.
Таким образом, под властью мусульман оказалась большая территория, а на ней — многие народы, исповедующие разные религии. Во многом благодаря стараниям Омара ибн Хаттаба, на этой территории был установлен порядок, обеспечивавший процветание и стабильность. В завоеванных странах сохранялись местные обычаи и местные языки. Насильственное обращение в ислам христиан, персов и евреев было запрещено. При этом говорить об абсолютной толерантности мусульман было бы неверно. Приверженцы «истинной веры» имели определенные и существенные преимущества.
При Омаре была установлена система налогов, которая в основном сохранилась и доныне во всех мусульманских странах. Система эта обеспечивала не только сбор денег для центральной власти, но была, как мы бы сейчас сказали, «социально ориентирована». Большие средства оставались в руках наместников и шли на помощь бедным и инвалидам, а также на развитие мусульманского образования.
При халифе Омаре также была повсеместно введена мусульманская система летоисчисления. Мусульманский год состоял из 12 лунных месяцев, то есть из 354 дней. За начало летоисчисления бралась дата переселения Мухаммада из Мекки в Медину (16 июля 622 года). Этот календарь и поныне используется во всех мусульманских государствах.
Площадь в Старом городе названа именем Омара ибн Хаттаба тоже вполне заслуженно. Отобрав город у византийцев, он отменил 500-летний запрет евреям селиться в Иерусалиме. Более того, поскольку византийские власти намеренно превратили территорию Храмовой горы в свалку, по приказу халифа эту свалку расчистили. Евреям разрешили молиться на Храмовой горе. То место, где находилась Святая Святых Иерусалимского Храма, было отмечено, и уже после смерти Омара ибн Хаттаба, в 685−705 годах, на этом месте воздвигли мечеть с золоченым куполом, которую сейчас называют «Куполом на скале». Этот золоченый купол фигурирует практически на всех фотографиях Старого города. Многие ошибочно считают его куполом мечети Аль-Акса, она же «Мечеть Омара». На самом деле, Аль-Акса находится на южной окраине Храмовой горы и купол у нее не золотой, а серый.
У кого из христианских святых была аналогичная судьба: из гонителя праведной веры он превратился в ее защитника и строителя?
Если у христиан не было таких перевертышей, то это не упрек а похвала.
зы
статья понра.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей В. Воробьев, таки был - из Савла в Павла превратился - см. первый комментарий к статье.
0 Ответить
Насчет "почти" - озорничаю... Отличная статья - вам моя пятёрка.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ваш стиль, уважаемый Марк Блау, и ваше мастерство в текстах вызывают желание поспорить-дискутировать на заданную тему. Но!.. По известным причинам этого делать нельзя.. По той и другой причине.
Статья понравилась... Почти понравилась.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, спасибо за похвалу.
0 Ответить
Искренне рад за приверженцев «истинной веры», что имели и имеют определенные и существенные преимущества до сих пор.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, вплоть до 18-го века жизнь религиозных меньшинств во всех мусульманских странах была несравнима с жизнью иноверцев в христианских государствах и отличалась в лучшую сторону.
1 Ответить
Какой замечательный Омара ибн Хаттаба!..
Дело в том, что при его предшественнике власть ислама укрепилась только на Аравийском полуострове. При Омаре же начались успешные завоевания окрестных стран. 20 августа 636 года арабские войска разбили византийскую армию в битве при Ярмуке и овладели Дамаском. В декабре того же года они нанесли поражение персидским войскам (на вооружении которых находились даже боевые слоны). В 637 году был взят Иерусалим, а в 639-641 году относительно небольшой отряд арабской конницы покорил Египет.
Всех разбил, всех покорил... Всем даровал процветание.
Таким образом, под властью мусульман оказалась большая территория, а на ней – многие народы, исповедующие разные религии. Во многом благодаря стараниям Омара ибн Хаттаба, на этой территории был установлен порядок, обеспечивавший процветание и стабильность.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, разбил не всех, покорил тоже не всех. Однако, при Омаре арабы, на которых до тех пор мало обращали внимания, стали на Ближнем Востоке новой влиятельной силой. В этом случае личность лидера играет немалую роль. Основание империи, это, как говорили у нас на военной кафедре, не "голография какая-нибудь". Кроме того, для всех империй суровейшее испытание - переход от войны к мирной жизни. И здесь Омар "не сплоховал"
0 Ответить
Как много нам открытий чудных готовит Марк Блау
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да,по-моему,вера без знаний мертва.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за статью!Интересный материал и блестяще подан.А гонителем веры Христовой был вначале апостол Павел...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марина Вершинина, 5+
Мой сын водит экскурсии и часто сталкивается с такой проблемой. Тем, кто приезжает из России, приходится вкратце излагать Евангелие. При всем их внешнем пиетете к святыням и к священникам.
0 Ответить