Константин Кучер Грандмастер

Кто такие вепсы?

Вепсы — это небольшая финно-угорская народность, до 1917 года в официальных документах Российской империи именовавшаяся чудью.

Zsolt, Biczó, Shutterstock.com

Скорее всего, дело здесь в русских летописцах, которые ввели этот термин в деловой оборот во избежание путаницы, т. к. у славян слово «весь» обозначало «село» (например, белорусские эквиваленты: деревня — вёска, сельский — сельскi, вясковы). Поэтому «вепсы» — современный этноним, получивший широкое распространение уже в наши дни.

Хотя, если верить историкам, одно из первых упоминаний о вепсах, или точнее, — о племени вас, принадлежит перу остготского историка Иордана. А это, между прочим, — VI век нашей эры. Четырьмя столетиями позже, в X веке, этноним вису использует в своих трудах арабский историк Ибн Фадлан. А с XI века название «весь» появляется и в русских летописях. Хотя встречается оно довольно редко. Как уже упоминалось, значительно чаще в таких русских источниках, как писцовые книги или жития святых используется иное наименование древних вепсов, позже ставшее официальным, — чудь.

Сейчас трудно сказать что-то конкретное по поводу происхождения и исторической родины этого народа, но очень похоже на то, что вепсы обособились от иных прибалтийско-финских народов во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры. В то время они занимали часть территории юго-восточной Прибалтики, о чем косвенно свидетельствует современное название Чудского озера, имеющего один корень с прежним, официальным наименованием вепсов.

Именно оттуда, с юго-востока Прибалтики, вепсы начали постепенно перемещаться севернее и северо-восточнее, о чем говорят раскопки курганных могильников X—XIII вв.еков в юго-восточном Приладожье, которые, как выяснилось, являются именно древневепсскими захоронениями. Уже из Приладожья вепсы двинулись севернее и восточнее. Их переселение шло, по всей видимости, несколькими этапами-волнами. И у каждой такой «волны» была своя судьба.

Так вепсы, проникшие в XII—XIII вв.еках в районы, расположенные севернее реки Свирь, были полностью ассимилированы проживавшими там карелами и дали начало двум самостоятельным ветвям карельского этноса — карелам-ливвикам и карелам-людикам. Самые восточные из вепсских переселенцев, полностью растворившись среди коренных народностей тех мест, всё-таки оставили свой заметный след в формировании западных коми. Часть вепсов была ассимилирована славянскими колонизаторами, осваивавшими эти территории.

Те же вепсы, которые сохранили свою национальную самостоятельность, к последней трети XV века расселились вокруг Онежского озера (в Обонежье) и в Заволочье — области в бассейне рек Северной Двины и Онеги (за волоками, связывающими в единую транспортную артерию Онежское, Белое озера и реку Шексна).

Правда, одно время считалось, что вепсы как народность исчезли, что они полностью растворились в живших с ними по соседству карелах, коми, славянах. Только выдающемуся языковеду, историку и этнографу, русскому академику финского происхождения Андрею Михайловичу (Андерсу Йохану) Шёгрену удалось установить, что это далеко не так. В ходе продолжавшейся с 1824 по 1829 год экспедиции, организованной в целях изучения языков Русского Севера, родственных финскому, а также истории и традиций людей, разговаривающих на этих языках, он убедительно доказал всем пессимистам, что нет — живы ещё вепсы! Так же, как и жив их язык — самостоятельный, оригинальный и отнюдь не являющийся диалектом финского.

Впервые численность вепсов определена по материалам переписи (ревизии) 1835 года академиком Петром Ивановичем Кёппеном. По его данным, на тот момент времени их проживало: в Олонецкой губернии — 8 550, в Новгородской — 7 067 человек. А всего на территории европейской части России — 15 615 вепсов.

К сожалению, за прошедшее время (а это почти 18 десятилетий!) вепсов у нас в стране не стало больше. По последней переписи 2010 года их численность составляет 5 936 человек. Большая часть из них, так называемые северные (или прионежские) вепсы, проживает на юге Карелии (юго-западное побережье Онежского озера). В 1994 году здесь даже была образована Вепсская национальная волость с центром в селе Шелтозеро, включавшая в себя 14 населенных пунктов. Однако с 1 января 2006 года, после вступления в силу закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» эта административно-территориальная единица упразднена и сейчас на территории Прионежского района Карелии три вепсских сельских поселения — Шокшинское, Шелтозерское и Рыборецкое.

Всего, по данным переписи, в Карелии живет 3423 вепса. Но больше половины из них — в столице республики, Петрозаводске, где их численность составляет менее 1% от всего населения города. Соответственно, уже сейчас можно сказать, что при таких условиях северные вепсы обречены на неизбежную ассимиляцию, которая может произойти уже в самом ближайшем будущем.

Вторая группа, средние (оятские) вепсы — проживает на северо-востоке Ленинградской и северо-западе Вологодской областей. Это район истоков реки Паша, верхнее и среднее течение реки Оять. Третья группа — южные вепсы, территориально отнесена к востоку Ленинградской и северо-западу Вологодской областей (южные склоны Вепсовской возвышенности).

Самая большая по площади территория, на которой живут вепсы, расположена на стыке трех административных районов Ленинградской области — Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского. Но по численности… Это 1672 человека. Ещё 76 вепсов проживает на территории Лодейнопольского района. Остальные 271 человек — в других районах Ленинградской области.

Все вепсы Вологодской области (412 человек) живут на территории единственного района — Бабаевского, в котором находится одно национальное сельское поселение — Куйское (деревни Кийно, Никонова Гора).

В общем, всё достаточно грустно. Поэтому, наверное, нет ничего удивительного в том, что специальным распоряжением Правительства России в апреле 2006 года вепсы включены в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а уже в 2009 году вепсский язык отнесен ЮНЕСКО к категории исчезающих.

На этом, в целом, довольно грустном фоне, яркими, дарящими какую-то надежду звездочками горят усилия энтузиастов, благодаря которым сохраняются не только материальное наследие, традиции народа, но и память о такой непростой его истории. Одной из таких звездочек является Вепсский этнографический музей в селе Шелтозеро.

Так что — не будем о грустном. Надежда всегда умирает последней. Но если она не умерла… Значит, живы ещё вепсы! Как живы их язык, обычаи, традиции.

Обновлено 1.08.2012
Статья размещена на сайте 25.07.2012

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ilya Ivanov Читатель 29 февраля 2016 в 19:48 отредактирован 25 мая 2018 в 06:19

    Вепсы это единственные потомки племени меря, особенно южные (вологодские) вепсы.

    • ?! Впервые об этом слышу. Племя весь, или как ещё его называли в русских источниках - чудь, упоминается в летописях в тот же самый период, что и меря. Поэтому вторые навряд ли могут быть потомками первых. Тем более, что исторические области этих племен не пересекаются. Если область расселения веси - Межозерье (территория между Ладожским и Онежским озерами), откуда они постепенно мигрировали на северо-восток в Обонежье и Заволочье (чудь заволочская), то район расселения мери - междуречье Оки и Волги (территории современных Ярославской, Ивановской, Владимирской, восточной части Московской и западной части Костромской областей). Как видим, о Вологодской области здесь и речи не идет.

  • Даже удивительно для такого автора такая малоинформативная статья. Продолжения не будет? А то только и узнали где вепсы расселены и все. А обычаи, что нибудь живое о них, что они из себя представляют - это будет где то?

    • Александр, эта статья - завершение цикла о вепсах. На две первые есть активные ссылки из этого материала.
      Читайте, если тема Вас заинтересовала. Буду этому только рад.

  • Эдуард Гулевский Эдуард Гулевский Читатель 2 августа 2012 в 15:03 отредактирован 2 августа 2012 в 15:04

    Вепсы очень замкнутый народ, действительно себе на уме. Как-то раз, куролеся по бездорожьям Вологодской губернии, случайно нашли "Край географии". А выглядело это так:
    Продираясь на вездеходной Ниве по Вологодским дорогам и объезжая утопленные в грязи Камазы, вдруг выскакиваем на широкую дорогу, покрытую девственно ровным и чистым асфальтом, которая доводит до странной деревни, и упирается в густой не проходимый лес даже без следа хоть какой нибудь тропинки, просто в стену леса. Деревня же резко контрастирует со всеми другими деревнями своими огромными домами, очень огромными подворьями и расстоянием между домами метров в 200-300. Этакое скопление мини хуторов. При попытке узнать куда мы попали и как выехать, ни в одном доме нам не открыли, хотя люди внутри были. Позже мы узнали, что это была деревня вепсов и с чужаками они не общаются.

    • Интересная история, Эдуард. Спасибо, что рассказали.
      Всегда интересно послушать человека, который что-то видел своими глазами и может с точностью сказать - вот так всё оно и было.

  • Чудесная статья, хоть и грустная немного...Северная русская культура - это вообще такое чудо! Спасибо, что пишете об этом.

    Оценка статьи: 5

  • хоть и живу в вологде, а в бабаево еще не была. надо сьездить)))

    • Тогда, Маша, лучше в Шелтозеро!
      Там расположен единственный вепский этнографический музей. О нём, кстати, у меня есть специальная статья, и из этого материала на неё приведена активная ссылка (слово "Шелтозеро" выделенное синим).

  • Спасибо за статью.Жила одно время в Карелии,знавала и вепсов.Чудной народец!Себе на уме!

    Оценка статьи: 5

  • Познавательно.

    Оценка статьи: 5

  • Константин, спасибо за интересную и познавательную статью, которые редко появляются теперь.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо!!! Очень интересная статья,для меня много нового!Вот одно не пойму -чего они вымирают-то!Ну размножались бы изо всех сил....!

    Оценка статьи: 5

    • Интересный вопрос Вы поставили, Лариса.
      Я, конечно, не специалист, но попробую ответить.
      Причин тому, что численность вепсов уменьшается от переписи к переписи, наверное, много. Но вот две из них:
      О первой я упомянул. Вепсы, из статьи это видно, компактно проживают в сельской местности. Но на селе сейчас найти работу тяжело. Вот молодежь (продолжатели рода) и едут в города. В статье я написал, что более половины карельских вепсов живет в Петрозаводске, где в общей численности населения вепсы составляют около 1%. И как в таких условиях встретиться двум вепсам, чтобы создать семью? Вот и получается, что в таких условиях большая вероятность создания смешанных браков.
      Именно поэтому я и написал, что "...при таких условиях северные вепсы обречены на неизбежную ассимиляцию, которая может произойти уже в самом ближайшем будущем". И это уже не только моё мнение.
      Ну, и на уменьшение численности, в какой-то мере влияет и окружение, воспитание. Не вепсский пример, но на мой взгляд, характерный. В институте я учился с чистокровной карелкой. Но она даже языка не знала. Как её родители начинали ругаться, они переходили на карельский, чтобы дети не понимали, о чем они говорят между собой. А если человек не знает родного языка, то какой он карел? Или вепс? Ему самому при переписном опросе стыдно указывать себя карелом или вепсом...

      • Константин Кучер,у нас на Алтае есть кумандинцы- очень малочисленный народ.Но как же они берегут свое племя!Есть даже программа поддержки кумандинцев.У них что-то вроде общества,куда,кстати,не берут кумандинцев,состоящих в браке с русскими.Их немного и все знают друг друга.Наверное,им так проще устраивать браки.

        Оценка статьи: 5