И действительно, то, как мы рубим лес, во многом определяет способ его возобновления. В те стародавние времена, когда социалисты-революционеры, а потом и подоспевшие им на помощь социал-демократы ещё только готовились к решающим схваткам с самодержавием, промышленники, получившие право на заготовку леса в казенных лесных дачах, обязаны были внести в казну энную залоговую сумму. И только после этого заниматься собственно заготовкой.
А вот как лес вырубался, на отведенное ранее в рубку место приходили лесничие. И смотрели пристально — а что тут лесозаготовители натворили? Оставили ли после себя подрост — молодняк, что начал подниматься в рост под кронами старого насаждения? Если оставили, то в каком количестве? Достаточно ли будет того, что осталось, чтобы новый лес на этом участке вырос самостоятельно? Или всё-таки какая-то помощь со стороны лесоводов ему понадобится? Какая — посев, посадка? И в каком объеме?
В зависимости от ответов на эти вопросы и решалась дальнейшая судьба внесенного ранее в казну залога — можно его вернуть лесопромышленнику или его необходимо оставить казне для того, чтобы лесоводы смогли в полном объеме выполнить работы по восстановлению леса на вырубленном участке? А если возвращать, то как — полностью или только в какой-то части? Которой, опять же, должно было полностью хватить на лесовозобновление.
Но в те времена, когда я только учился тому, как же по-правильному нужно работать в лесу, рубили мы этот самый лес так называемыми сплошнолесосечными рубками. Ну, а из самого названия понятно — как рубили. Сплошняком. Всё, что есть на делянке — под бензопилу. Нет, так-то по правилам, для естественного лесовозобновления надо было оставлять на вырубке не только какую-то часть подроста, но и так называемые обсеменители — семенные деревья или даже их группы — куртины. Но правила — правилами. А жизнь — жизнью. Поэтому мало чего оставалось на делянке после рубки. А если что и оставалось, то в таком мизере, которого явно не хватало для того, чтобы лес восстановился сам, своими силами.
И надо было ему помогать. Сеять новый лес или сажать. Вот там, на лесопосадках, я столкнулся с мечом Колесова. Хотя официальное название у этого совсем нехитрого инструмента было несколько иное — ЛПЛ-5,5. «ЛПЛ» — от «лесопосадочная лопата». А 5.5 — это её вес, 5,5 кг.
Да, нелегонькая такая лопатка. И это в начале рабочего дня её вес соответствует номиналу, а уже к обеду она тяжелеет раза в два-три, как минимум. Так ведь и сажать лес надо не на дачном участке. И даже не в поле. А в лесу, в котором даже после вырубки дерн, как правило, сохраняется. А его прорубить надо. Отсюда и масса. Которая, в соответствии с законами физики, обладает инерцией. Поэтому изначальное ускорение, приданное массивной лопате (может, потому и меч?) «меченосцем"-мечником, плюс инерция и дают нужный нам результат — взрезанную лесную подстилку.
На эту же самую цель работают и иные конструктивные особенности меча Колесова. Наверное, понятно, что чем шире «штык» лопаты, тем большее усилие нужно для того, чтобы углубить его в землю. Поэтому расширяющийся кверху клинок у лесопосадочной лопаты значительно уже, чем у её традиционной сестренки. Если внизу (в той части, с помощью которой, собственно, и взрезается лесная подстилка) его ширина колеблется от 3 до 7 см, то вверху, где к 38-сантиметровой пластинке клинка намертво крепится 62-сантиметровый металлический стержень диаметром 2,5−3 см, — 10−13 см. То же самое можно сказать и о толщине клинка, увеличивающейся по направлению снизу вверх. Так, вверху лезвие ножа имеет толщину от 2,5 до 3 см. В поперечном сечении клинок закруглен по радиусу в соотношении 0,8−1,3 к его максимальной ширине. Конец лезвия немного смещен вперед по отношении к крепежному стержню, на верхнем окончании которого имеется полая муфта диаметром 4 см для крепления поперечной деревянной рукоятки длинной 35−40 см.
Естественно, что обе режущих кромки и низ клинка меча Колесова до начала работы должны быть остро отточены. Ну, а теперь о самой работе.
На ручной посадке с применением меча Колесова работают парой. Поскольку «меченосец» должен обладать какой-то толикой грубой физической силы, у нас им обычно назначался кто-то из парней. При их нехватке — можно и представительницу прекрасного пола. Из тех, кто покрепче. Вторым номером, сажальщиком, в подавляющем большинстве случаев, назначался кто-то из девчонок.
Если «меченосцу» торжественно вручался меч Колесова, то сажальщику — обычное ведро. В него, где-то на треть, наливалась вода, бросалась пара горстей земли, осыпавшейся с корешков посадочного материала, и уже в подготовленную таким образом жидкость опускалось несколько десятков саженцев — сколько влезет, без ущерба для них. В самом деле — не бегать же за каждым саженцем от места посадки?
После этого начинается собственно работа. Первым делом «мечник» вгоняет штык меча Колесова в землю на всю его длину. Вторым — возвратно поступательными движениями (от себя — к себе) формирует посадочную лунку и вытаскивает меч из почвы. Теперь дело за сажальщиком. Он аккуратно — чтобы не перекручивался и не загибался — опускает корень саженца в лунку, для того чтобы он расправился, бросает туда пару горстей земли и чуть подтягивает саженец вверх, при этом корневая шейка маленького деревца должна быть на уровне земли или чуть ниже.
Тем временем мечник снова вгоняет меч в землю. На этот раз на расстоянии 8−10 см от первой лунки, в которой сажальщик удерживает саженец. Подтягивая ручку лесопосадочной лопаты на себя, мечник уплотняет нижнюю часть посадочной лунки, а отталкивая от себя — верхнюю. После этого меч вытаскивается, а оставшаяся после него выемка затаптывается ногой.
А мечник с сажальщиком делают шаг вперед и по уже отработанному алгоритму высаживают следующий саженец. На двадцати шагах надо посадить не менее тридцати молодых деревцев, да так, чтобы расстояние между ними было не больше 60 см. Так что если строго, то от одной лунки до другой мечник с напарником делают даже не шаг. Чуть больше, чем полшага.
Назван же меч Колесова в честь его изобретателя — Александра Андреевича Колесова. С 1873 года — старшего преподавателя растениеводства и ботаники, а с 1882 года — директора Харьковского земледельческого училища. В 1883 году при училище был создан лесной питомник. Именно эта дата и считается годом изобретения лесопосадочной лопаты ЛПЛ-5,5 — меча Колесова.
Хотя, на мой взгляд, это не совсем верно. Во-первых, прежде чем сажать саженцы, надо их вырастить. А на это нужен, как минимум, год. А лучше два, т. к. двухлетки накапливают в себе больше жизненных сил, а потому и лучше приживаются.
А во-вторых, сам Колесов вспоминал, что свой меч он изобрел, совершенствуя уже существовавшие до него посадочные колья. Первые образцы, вдвое меньше нынешнего меча по размеру и вчетверо более легкие, сломались в первую неделю работы. Им на смену выковали переходную модель весом 6−7 фунтов (2,5−2,9 кг). Но и они прослужили не больше года. И только после этого появился меч Колесова. Получается, не ранее 1885 года.
Но так ли это важно? Изобретенная Колесовым лесопосадочная лопата успешно применяется многими поколениями лесоводов. И пока ещё не слышно, чтобы они собирались отказываться от неё. Поэтому, благодаря созидающей составляющей меча Колесова, поросль молодых лесов поднималась на месте вырубок прежде, поднимается сейчас и будет подниматься впредь. И, надеюсь, ещё долго будет подниматься. На радость нашим детям и внукам.
Спасибо, написано с душой, читать интересно.
0 Ответить
Вам, Анатолий, большое спасибо за Ваш теплый отзыв.
0 Ответить
Хорошая статья,Константин!Как-то посчитал на досуге,что за время детства ,школьные годы и учебу в техникуме посадил ,точнее-участвовал в посадке,около 6 000 саженцев сосны и ели.Через 2-3 часа работы меч точно кг на 10 тянул...А вот про изобретателя не знал.Спасибо Вам и Колесову А.А.!
0 Ответить
Рад встретить на просторах сети коллегу. Доброго здоровья, Владимир!
И, если разрешите, небольшой вопрос. Мы-то сажали только сосну, поэтому описанный мною меч точно соответствует тому, который помню. Но слышал (поскольку посадки это была своеобразная практика, а до неё нам давали теорию ), что под ель меч Колесова немного другой. Т. к. корневая система у ели не стержневая, как у сосны, а мочковатая (т. е. корень у ели короче, но более разлапистый, широкий), то и "штык" меча Колесова короче, но шире по сравнению с той модификацией, которая предназначена для сосны. Так? Или Вы и ель, и сосну сажали одним мечом?
0 Ответить
Адская работа... Представила себе, как таким макаром Пущу-Водицу высадили под Киевом. И Кончу-Заспу...
Но статья великолепна!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, Ксения, работа не из легких. Хотя, меч Колесова считается высокопроизводительным инструментом. Но поскольку при посадке происходит сжатие корня саженца в одной плоскости, использовать его в садово-парковом хозяйстве не рекомендуется. Это - чисто лесопосадочная лопата.
За давностью лет с уверенностью не могу сказать за норму выработки, но помню, что на неподготовленных почвах мы сажали не больше двух сотен саженцев сосны. Правда, и работали мы не полную смену. Студентов в лесничествах всё же поджаливали.
0 Ответить
Как хорошо что в Израиле вырубка дерева - уголовно приследуемое преступление.
Даже если дерево своими корнями прорывает трубу или лезет под дом - нужно специальное разрешение на сруб.
0 Ответить
Максим, примерно то же самое и в России.
Так п. 1. статьи 260 Уголовного кодекса РФ (Незаконная рубка лесных насаждений) устанавливает своим п. 1, что «Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок».
При этом значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сто пятьдесят тысяч рублей.
Помимо п. 1 в статье есть ещё и п. 2 – 3, когда при совершении данного преступления имеются отягчающие обстоятельства (совершенное группой лиц; лицом с использованием своего служебного положения; в крупном или особо крупном (п. 3) размере). Естественно, санкции этими пунктами предусмотрены более жесткие.
Если незаконная рубка не дотягивает до преступления, то в главе 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях есть статья 8.28. (Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан), п. 1 которой гласит буквально следующее: "Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей". П. 2 этой же статьи вводит более серьезную административную ответственность, если те же самые действия, что поименованы в п. 1, совершенны с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, в случае, если эти действия не содержат (не дотягивают до) уголовно наказуемого деяния.
Вот такие пирожки...
0 Ответить
Константин Кучер, Неплохо бы таких защищальщиков тоже привлекать. За повреждение линий передач сажать, конфисковывать деньги на исправление линий. Такой защищальщик от менря получил предупреждение, что если ветка перезревпшего кого убьет, он недолго проживет, кого покалечет, с ним тоже что то случайно произойдет. Особо много проклинали во время ледового шторма. А у нас очень эмоциональные проклятия сбываются.
0 Ответить
Да, Владимир Иванович, тут я с Вами соглашусь - ПОД ПРОКЛЯТИЕМ лучше не ходить!
0 Ответить
Отличная статья и тема, вспомнил молодые подвиги
0 Ответить
Спасибо, Владимир Иванович. Я тоже, перед тем, как сесть за этот материал, вспомнил молодые, студенческие годы. Поэтому, скорее всего, так и получилось, что статья плотно пропиталась памятью.
Вообще, удивительно, что довольно простой (и по конструкции, и в обращении) инструмент, изобретенный даже не в прошлом, - позапрошлом веке, до сих пор верой и правдой служит людям. И здесь можно вспомнить не только меч Колесова. Но и ту же мерную вилку, активно используемую таксаторами.
0 Ответить
Константин Кучер, про мерную вилку подробнее, пжалуйста
0 Ответить
Владимир Иванович, не гарантирую, 100% точность ответа, т. к. теоретический курс лесной таксации, а потом и практический зачет по нему я сдавал почти 30 лет тому назад. Но если коротко, то мерная вилка - один из основных инструментов таксатора - специалиста по учету и оценке лесов. Мерная вилка очень напоминает и по форме, и по принципу действия штангенциркуль. Только очень большой и деревянный. Правда, сейчас, говорят, есть и текстолитовые, и даже электронные. Мы пользовались обычнвми, механическими. Принцип действия - точно такой же, как и у штангенциркуля, а большой размер объясняется тем, что мерной вилкой измеряется диаметр дерева (или бревна). Наверное, исходя их своего назначения и принципа функционирования и газвание - мерная вилка.
Инструмент для таксатора незаменимый, т. к. у любого насождения есть ряд характеристик, которые должен описать таксатор. И среди прочих - средний диаметр древостоя, средний запас хлыста (сколько кубометров даст нам одно срубленное дерево), средний запас на гектаре насаждения. Вот все они либо измеряются мерной вилкой, либо после измерения мерной вилкой высчитываются по специальным таксационным формулам или таблицам (в которые сведены уже рассчитанные самыми первыми таксаторами результаты расчетов по формулам).
0 Ответить
Константин Кучер, удивили - про лопату (казалось бы, чего проще и привычнее!), а сколько открытий ! Хорошо пишете, Грандмастер.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за добрый отзыв, Алина.
0 Ответить