В XXI веке столичные жители предпочитают трамваям другие виды общественного городского транспорта — трамваи ходят сравнительно медленно, издают характерные громкие звуки, да и проще воспользоваться метро, маршруткой, автобусом или троллейбусом, чем искать трамвайные пути в огромном городе.
Однако трамвай до сих пор считается одним из самых романтичных видов транспорта, он напоминает нам о прошлом и, словно машина времени, может «вернуть» нас в XX век.
«Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота», «Мастер и Маргарита», «Мне 20 лет» («Застава Ильича»), «По улицам комод водили», «Девушка без адреса», «Наваждение», «Приходите завтра», «Настя» — это далеко не полный перечень фильмов, где в московских трамваях происходят знакомства, влияющие на судьбы героев, философские разговоры или просто важные эпизоды из жизни персонажей того или иного фильма.
К сожалению, в наши дни в Москве уже почти не осталось трамвайных маршрутов, которые бы в точности повторяли те, что существовали в прошлом веке, а тем более упоминались бы в различных произведениях, однако кое-какие параллели все-таки можно провести.
Например, знаменитый трамвай №А, более известный как Аннушка. Пожалуй, это самый популярный с исторической точки зрения маршрут трамвая в Москве. Он был запущен в 1911 году, его маршрут проходит от Калужской площади до станции метро Чистые пруды. Маршрут стал особенно известен благодаря роману «Мастер и Маргарита»
С одной стороны, этот трамвайный маршрут не имеет прямого отношения к произведению Булгакова, так как Аннушка, героиня «Мастера и Маргариты», разлила масло в другом месте, но это был один из первых электрифицированных трамваев еще в дореволюционном городе, и, возможно, именно этот трамвай вдохновил писателя на эпизод с отрезанной головой Берлиоза.
Сейчас в Москве предлагаются экскурсии на «Аннушке». Кроме того, существует трамвай-трактир «Аннушка», где можно попробовать такие блюда, как «Понтий Пилат» или «Мозги Берлиоза». Возвращаясь к теме «Мастера и Маргариты», музей-театр «Булгаковский дом» предлагает экскурсии по Москве на трамвае на резиновом ходу «302-бис», проходящему по местам, связанным с жизнью и творчеством Булгакова, Есенина, Горького, Мейерхольда.
Но не один только маршрут №А можно встретить в кино или на страницах романа. В «Наваждении» Леонида Гайдая студенты Шурик и Лида внимательно читают лекции, записанные в тетради, в трамвае, который идет по 1-му Сельскохозяйственному проезду. Там же (в фильме «Место встречи изменить нельзя»), в трамвае № 29, Глеб Жеглов и Владимир Шарапов ловят Кирпича, пока за окном мелькают строения трамвайного парка им. Баумана. Сейчас у Бауманского депо есть трамвайный маршрут № 17, который проходит по Сельскохозяйственной улице.
Сложно найти поэта или писателя, в произведении которого хотя бы раз не упоминался этот вид транспорта. Трамваям посвящали свою поэзию Владимир Маяковский, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Осип Мандельштам, Саша Чёрный, Евгений Евтушенко, группы Любэ, Аквариум, Чайф, Пилот и другие. «Мне остается холодный рассвет, // Сто запоздалых трамваев и сто // Капель дождя на трамвайном пути, // Сто переулков, сто улиц и сто // Капель дождя, побежавших вослед» — писал Арсений Тарковский.
«Я по асфальту шагаю // С тем, кого сберечь не смогу // До остановки трамвая, // Звенящего на бегу» — поют Ночные снайперы. Трамваю № 39, который ходит от метро Чистые пруды до метро Университет, посвящена песня Ирины Богушевской.
В поисках романтики не обязательно следовать только теми трамвайными маршрутами, которые упоминаются в художественных произведениях. В Москве есть интересные маршруты, которые сами по себе привлекают внимание.
Например, богатый историей маршрут № 6, запущенный в 1899 году, следующий от станции метро Войковская до Братцево. На определенных участках маршрута трамвай идет через лес (улица генерала Панфилова — Пехотная улица, улица академика Курчатова — Покровское-Глебово). Он проходит под Каналом имени Москвы в специальном тоннеле (Больница МПС — Канал имени Москвы), идет над Волоколамским шоссе по специальному трамвайному путеводу, вписанному в транспортную развязку (Канал имени Москвы — Тушинская улица), и следует вдоль деривационного канала (Восточный мост — Западный мост).
В любом случае, зная о своих любимых улицах Москвы, о любимых достопримечательностях столицы, можно подобрать трамвайный маршрут, который медленно и шумно пройдет мимо этих мест. Такую поездку можно сделать частью свидания, выбрав для этого не самый жаркий день, можно прокатиться и одному в поисках вдохновения, а можно использовать в практических целях, если маршрут поможет добраться до пункта назначения.
шллор
0 Ответить
очень душевная статья, спасибо!
1 Ответить
Трамвай моей юности - 14 от Октябрьской до Университета. Я, правда, выходил посередине. А еще - самый длинный тогдашний московский маршрут - 39, от Университета до Шоссе Энтузиастов, где находилась военная кафедра.
А вот в Иерусалиме трамвай запустили совсем недавно.
Кроме того, что он перевозит людей (об эффективности можно спорить, но я им пользуюсь ежедневно и не раз), линия трамвая - первая нитка, "сшивающая" еврейские и арабские кварталы столицы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Как приятно было почитать и поностальгировать...
А во Владивостоке трамвай практически убит - остался один маршрут из 5 (пяти) остановок. А при Советской власти было 7 маршрутов, охватывавших примерно треть города и планировались новые линии... Грустно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить