Но и сегодня это колоссальное сооружение поражает своими самыми большими в мире храмовыми колоннами и каменными блоками, самой широкой в мире лестницей, неизвестными строительными технологиями и тайной своего назначения.
Допотопное чудо
Легенды о создании этого мегалитного сооружения уводят нас во времена до всемирного потопа, а о самых крупных блоках платформы говорится, что они лежали здесь вечно и строители храма лишь использовали их.
По мнению исследователей, история Баальбека прослеживается до постройки здесь храма Баала (Ваала) — древнего финикийского божества. Его имя до сих пор в названии Баальбека. После разрушения храма землетрясением он был восстановлен египтянами как храм Солнца, а с приходом греков Баальбек получил античное название Гелиополис — Город Солнца.
В эпоху Римской империи храм Солнца был перестроен в храм Юпитера, рядом с которым построили храмы Вакха и Венеры. Во времена Византийской империи языческие храмы были трансформированы в христианские, затем наступила эпоха арабских минаретов, потом пришли крестоносцы, за ними турки и монголы… Древние храмы разграблялись, перестраивались, разбирались на стройматериал и много раз страдали от мощных землетрясений.
Сегодня Баальбек — небольшой ливанский поселок, а одноименный храмовый комплекс лежит в руинах неподалеку. Но даже то, что сохранилось до наших времен, впечатляет и ошеломляет.
Самый, самый…
В храм Юпитера ведет самая широкая в мире лестница. На каждой ступени может встать в ряд до ста человек, и сложены они не обычным способом, а вырублены в огромных блоках.
Шесть уцелевших двадцатиметровых колонн храма, диаметром 2,5 метра каждая, самые высокие на Земле. Какая сила подняла и установила идеально вертикально по три 45-тонных полированных цилиндра для каждой из них? На разбросанных рядом фрагментах остальных колонн видны следы механической обработки.
Платформа, которая служит основанием храма Юпитера, построена из каменных блоков, среди которых монолиты весом 300 тонн. Вес каждого их трех мегалитических блоков, известных как Трилитон, более 850 тонн, что во много раз превышает вес блоков, применявшихся при постройке крупнейших пирамид Египта.
При всей колоссальности своих размеров камни Трилитона в среднем 21 метр в длину — блоки так тщательно соединены, между ними невозможно просунуть даже угол бумажной купюры или лезвие бритвы.
В двух километрах от платформы находится ещё один каменный колосс, «Камень юга», весом 1200 тонн, который является самым крупным обработанным камнем в мире.
Технологии, которых еще нет
Подгонка баальбекских блоков нереальна для сегодняшней техники: общая площадь соприкосновения отдельного блока достигает 123 квадратных метра при посадке с допуском порядка 0,01 миллиметра.
Нет сегодня и станков, на которых можно было бы выточить 45-тонные фрагменты колонн и отшлифовать поверхности в десятки и сотни квадратных метров. На поверхности каменных блоков Баальбека отчётливо видны следы от четырехметровых резцов.
Используя мощнейший из современных кранов, сегодня можно поднять груз весом даже 2 тысячи тонн, но для перемещения такого груза нужна прочная и ровная дорога, следов которой в районе Баальбека нет.
Космодром?
Поскольку ни одна из известных сегодня цивилизаций, включая нашу, неспособна вырезать, перевезти и установить подобные монолиты таким образом, как это сделано в Баальбеке, неудивительна популярность гипотезы о создании этого чуда инопланетными космонавтами.
В этом случае легче объяснить загадку огромных монолитов: кто-то использовал крупные блоки, создав прочное основание, способное выдержать колоссальные вертикальные нагрузки, к примеру, от посадки космического корабля.
Подкрепляет эту гипотезу и древняя легенда, согласно которой бог Солнца разъезжал по небу в колеснице, а Баальбек был местом, где эта колесница останавливалась на отдых, а также легенда о том, что Трилитон был создан богами.
Возможно, храмовый комплекс и строился позднее платформы, однако ее параметрам и использованным технологиям соответствуют не только монолиты, но и лестница, вырезанная в блоках тех же размеров, что и камни Трилитона, и гигантские колонны храма Юпитера. Чтобы уложить их в русло космодромной теории, придется додумать хотя бы зал прибытия…
Но нужно ли это для объяснения происхождения Баальбека? Что нас поражает в этой постройке в первую очередь — масштабы работ, размеры блоков. Очевидно, что проще применять блоки меньшего размера, установка которых намного легче и быстрее. Но не в случае обладания технологиями, позволяющими легко манипулировать большими объемами и массами, ведь крупные блоки лучше для постройки в местности, где случаются сильные землетрясения, да и строить из них быстрее.
Мы знаем достаточно примеров, демонстрирующих использование подобных технологий, включая древние египетские пирамиды и вполне современный Коралловый замок, построенный во Флориде в первой половине 20-го века. Удивляет другое — что бы ни строили представители разных эпох в Баальбеке, завершить им это не удавалось.
Перестройки недостроенного
На то, что платформа Баальбека не была завершена, указывает многое. Например, Трилитон возвышается над уровнем других рядов каменной кладки и не составляет единого целого с платформой, а Южный камень так и остался с одного бока не отделенным от скального основания каменоломни.
Даже недостроенная, грандиозная платформа на протяжении тысячелетий поражала многие народы. И они строили на ней свои храмы. Но не с нуля, а реставрируя готовую конструкцию после очередного землетрясения, внося свою лепту в общую композицию, достраивая и перестраивая, а позднее просто используя древнюю кладку и обломки гигантских колонн для сооружения крепостных стен, замков, мечетей.
Но был ли хоть раз достроен храм Юпитера? Сомнения вызывает, например, отсутствие каких-либо подтверждений того, что у храма вообще была крыша, а также незаконченные барельефы и фризы.
Бродя среди руин Баальбека, чувствуешь присутствие разных времен и народов в его смешении стилей и символов, но ни одна из деталей не дает нам ответ на вопрос: кто и когда положил начало этому строительству, оперируя столь большими массами и владея сверхточными технологиями обработки?
И еще одна деталь: под платформой с Трилитоном, который, согласно легендам, здесь с допотопных времен, находятся огромные помещения. Ведет к ним длинный подземный тоннель. В тоннеле есть окна…
Спасибо, Наталья!
0 Ответить
Спасибо!Редко появляется такая пища для ума.Автору респект.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно. Пробуждает фантазию. Хочется разгадать эту загадку.
Спасибо за статью!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вы правы - очень хочется разгадать!
0 Ответить
Очень интересно и познавательно. Хотя А.Т. Фоменко объясняет все эти мегапостройки из гигантских блоков, очень просто все это лили из бетона, делали опалубку и заливали. Отсюда и швы в которые не входит лист бумаги. А древность всех построек не больше, чем общепринятая гипотеза, или проще сказать - сказка.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Алексей, а Южный камень отлили прямо в каменоломне - для отвода глаз!
0 Ответить
Наталия Миллс, А кто знает планы строителей.
Ну нравятся нам всякие тайны и космические гипотезы и большая древность всего на свете. Но доказательств достоверных нет. Просто некоторые гипотезы со временем стали научными фактами.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Алексей Латухов, нам бы состав "бетона" разгадать. А предположение Фоменко в рамках мозгового штурма.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Спасибо огромное за такую познавательную информацию и фото.Просто дух захватывало при чтении этой статьи. Интересно, а это место входит в туристические маршруты по Ливану ?
1 Ответить
Олег, спасибо. Баальбек - одна из самых посещаемых туристами достопримечательностей Ливана, с оборудованием, подсветкой и небольшим музеем.
0 Ответить
А нам всё показывали Парфенон, как апофигей античной архитектуры. Разве что Александрийский столп тянет на сравнение с колоннами Баальбека? Интересно, интересно...
Был какой-то простой способ обработки и монтажа таких исполинов. Даже сохранившиеся колонны и лестница поражают величием проекта. Были и тогда люди с полётом мысли.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Сергей, создатели Парфенона Баальбек бы строить не стали, ведь они считали, что строения должны быть соразмерны человеку. Но восхишались и поражались, конечно, Гелиополисом назвали.
0 Ответить
Наталия Миллс, "Большое видится на расстоянии" Главное, чтоб сооружение было соразмерно само себе, в чём Баальбеку не откажешь,а т.з. и дистанцию можно "выбрать по вкусу"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталия Миллс, очень понравилась статья. Нечто новенькое и интересное , написано хорошим языком и фотки очень кстати. Спасибо.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Спасибо, Алина.
0 Ответить
Очень интересная и познавательная статья. Прочитала на одном дыхании. Интересные фото автора. Большое спасибо!
1 Ответить
Вероника, спасибо!
0 Ответить
Где-то я читал, что древние греки называли Баальбек Гелиополисом — Городом Солнца. Согласно древней легенде, Гелиос был богом Солнца и разъезжал по небу в колеснице, а Баальбек был будто бы местом, где эта колесница останавливалась на отдых. Можно ли объяснить этой легендой необходимость такого мощного основания платформы Баальбека?
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Алдон Мехметов, возможно, Вы читали об этом в книге Захария Ситчина, он выдвигал такую гипотезу.
0 Ответить