Первые суда, перевозившие груз в Египте, в IV веке до н.э. управлялись веслами и парусом, который крепился к съемной мачте. Весел было шесть. Корпус обшивался пластинами, сделанными из акации. Для большей надежности и прочности протягивались канаты. Длина корабля — 25 метров, ширина — в пределах 5. Это простейшие суда, но, в отличие от лодок, они уже имели палубу. В основном их использовали для речного судоходства. Для дальних плаваний они были слишком ненадежны.
Следующим этапом в эволюции кораблестроения стали торговые суда древних египтян. С расширением торговых связей требовались более надежные конструкции, которые выдерживали бы морскую стихию и вес перевозимых товаров. Древние корабельные мастера дополнили судно, носовую и кормовую части брусьями.
Весла находились в уключинах и были закреплены, увеличился их размер. Корпус стягивался канатом, но уже имелись специальные опоры для крепежа. Добавились места для груза на корме и в носовой части.
Первые военные корабли египтян были восстановлены историком из Швеции, изучающим историю кораблестроения В. Лундстремом. Военные суда 1200 года до нашей эры в сравнении с грузовыми были мощнее и надежнее. Удлиненный корпус с крепким килевым брусом дал возможность обойтись без стяжки канатом. Килевый брус заканчивался тараном из металла в форме зверя.
Надежность и прочность судна усилили за счет банки (скамеек) от одного борта до другого. Для обороны от града стрел был сделан фальшборт. Площадки для лучников находились не только в передней части, но и в кормовой. На ахтерштевне — рулевое весло. Военное судно египтян имело длину до 35 метров.
Очень необычные были галеры Эгейского моря в VIII веке до нашей эры. Они напоминали своей формой мифических неведомых чудовищ. Историки считают, что созданы в таком виде они были явно для устрашения врагов. Узкое длинное судно с сильно выступающим орудием-тараном и двумя веслами на кормовой площадке, с грозными оленьими рогами в носовой части… Галера такого типа смотрелась действительно устрашающе. Длина ее была около 30 метров.
Ливанский кедр — отличная штука для изготовления прочных морских кораблей. Финикийцам повезло с лесным богатством. Правда, распоряжались они этими дарами природы так же, как и в современном мире, — после нас хоть потоп… Леса вырубали полностью, оставляя за собой степи да пустыни. Ну, это к слову.
Торговые суда Финикии 1500 года до нашей эры смотрелись впечатляюще. Большие, мощные, вместительные. Два кормовых весла, по бортам решетчатые крепления для защиты груза, паруса прямоугольной формы — на двух изогнутых реях. В передней части галеры укреплена емкость (амфора) для питьевой воды.
Следующий этап в эволюции флота — бирема. Бирема — боевое судно, габариты — 30 м длина и 5 м ширина. Закрепленные весла опирались на брусья в верхнем ряду. В нижнем весла проходили сквозь отверстия в бортах. Гребцы наверху помещались на палубном бимсе, внизу место было на скамьях (банках).
Основное орудие биремы — подводный таран. Парус на мачте — прямоугольный. Эффективность бирем в сравнении с карфагенскими пентерами оказалась ниже, поэтому в дальнейшем кораблестроители постарались внести более эффективные решения в строительство галер.
Финикийская бирема отличалась только тем, что корабли были двухэтажные, верхний — для воинов и лоцмана. Длина боевой финикийской биремы не превышала 30 м. Паруса были съемными, применялись лишь при попутном ветре. Таран, окованный бронзой, служил главным оружием этого корабля.
Историкам удалось найти изображение римской галеры — актуарии. Высокобортное судно, на корме которого находился акростоль (раковина), и трезубец (таран). Также на корме были закреплены два мощных рулевых весла. Парус натягивался при ветре, крепился к съемной мачте.
Греческая боевая галера — триера, имела три ряда весел по каждому борту. Это, пожалуй, известнейшее судно среди галер того времени. В Риме она называлась трирема. Длина корпуса доходила до 40 м, ширина — 4,5 м. Паруса с двумя мачтами перед боевыми действиями убирались.
Скорость под парусами равнялась 5 узлам (в некоторых источниках упомянуто 9 узлов). Управление осуществлялось двумя рулевыми веслами. Таранных орудий было тоже два — надводный, а также под водой. У триер имелась и верхняя палуба с трюмом внизу.
На этом путь эволюции кораблей не заканчивается: в конце эпохи средневековья произошло возрождение галер. Но это уже другая история.
Интересно. Еще бы фотки каждого вида - для полной ясности.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А есть хоть одна находка археологов, подтверждающая существование двух и более -ярусных галер?
Встречал в сети внятное обоснование невозможности многоярусных судов. читать дальше →
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Вячеслав Чермных, прочитал статью свою еще раз, но не нашел упоминания в ней о двухярусных галерах. Двухпалубные - финикийские да. Думаю, находки есть, иначе об этом не было бы столько литературы. Что касается ваших слов о невозможности этого, ссылаясь на "моряка". Так думаю, у этого моряка также научных доказательств не было.И галеру он не строил, чтобы проверить. И другой аспект, с чего у него появились сомнения? Значит читал о находках. Здесь нельзя ссылки ставить, иначе дал бы вам направление. Просто наобум статью не стал бы писать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Узнал для себя много нового и интересного про античные корабли. Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо Алдон за оценку и прочтение.
Оценка статьи: 5
0 Ответить